Сегодня мы вновь продолжим разговор о Жорже Мельесе, а точнее, побеседуем о его фильмах (ведь помимо «Путешествия на Луну» он создал еще множество шедевров).
Взять, к примеру, фильм 1901 года «Человек с резиновой головой», который примечателен тем, что в главной роли снялся сам Мельес. В данной ленте один ученый снимает свою голову и надувает её до гигантских размеров. Когда он её сдувает, он зовет ассистента, чтобы показать ему это чудо. Но ассистент переборщил, и голова лопается. Со злости ученый гонит ассистента и плачет над сломанным столом.
«Человек с резиновой головой», 1901
набросок Жоржа Мельеса, воплощенный на большом экране
Что же стало важным толчком к тому, что Жорж Мельес пришел к пониманию того, как много можно создать эффектов с помощью киноаппарата? Как-то в1896-ом году с Мельесом случилось презабавное происшествие, о котором он сам рассказывал так: «Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины - в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех».
Позже Жорж Мельес стал создателем замедленных и ускоренных съемок. А еще чуть позднее - затемнения и наплывы, съемки на черном фоне и другие приемы.
Жорж Мельес. Худ. Генри Доминик Рожезевски, 1887
В том же 1960-ом году появляются первые плоды творчества Жоржа Мельеса. Первый фильм, короткометражка «Поливальщик», во многом похож на труды братьев Люмьер, но в фильме Мельеса куда сильнее обрисовываются контуры самостоятельного сюжета, даже жанра (в данном случае - комедия). К сожалению, первая короткометражка гения Мельеса считается утерянной.
Одна из самых знаменитых ранних работ Мельеса является «Замок дьявола». Это один из первых в мире опытов воплощения на экране фантастических образов. Согласно сюжету, в декорациях старинного замка появляется летучая мышь, которая вдруг превращается в Мефистофеля. Мефистофель наколдовывает магический котёл. Из котла появляются мороки - призраки, скелеты, ведьмы и т. д. - которыми дьявол пугает попавшие в его власть души. Одна из душ совершает крестное знамение и Мефистофель исчезает.
Click to view
Замок дьявола, 1896
Часто Жорж Мельес снимал фильмы по знаменитым литературным произведениям, которые все мы так любим. Это «Золушка» (1899), «Робинзон Крузо» (1902), «Гулливер» (1902) и т.д. Таким образом Жорж Мельес стал первым режиссером, который начал снимать кино в жанре феерии.
Жорж Мельес сделал для мира кино именно то, что было необходимо, чтобы киноаппарат не залег на глубокое дно забытых изобретений. Идея создавать сценарии для кино стала поистине революционной и навсегда изменила, не побоюсь сказать, все человечество. Вряд ли кто с уверенностью может сказать, что кино совершенно не влияет на его реальную жизнь. Вспомните хотя бы это часто употребляемое выражение «как в кино».
Эх, кабы все действительно было как в кино! Захочется ведь, когда хотя бы например посмотришь такой фильм-феерию Мельеса, как «В царстве фей» 1903 года. Ж. Садуль в своей книге говорит, что «это самый волшебный фильм Мельеса». Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в чреве гигантского кита, проникал во дворец лангустов - это была одна из великолепнейших декораций Жоржа Мельеса.
В царстве фей, 1903
Но постепенно война и творческая истощенность покрыла завесой популярность Мельеса. Гений иллюзий замкнулся на своих иллюзиях. И хоть эти иллюзии по-прежнему были прекрасными и не переставали удивлять, но иногда хочется отдохнуть от волшебства, как бы странно это ни звучало, поэтому публика стала стремительно холодеть по отношению к работам Жоржа Мельеса.
В 1911-1913 годы студия Мельеса «Стар фильм» выпустила последние три картины: «Галлюцинации барона Мюнхгаузена»(1911), «Завоевание полюса»(1912), «Путешествие семьи Бурришон» (1993). Фильмы были просто поразительные, с заметным ростом в проработке деталей и декораций, но зрители не проявили былого энтузиазма при просмотре. Карьера Жоржа Мельеса как режиссера подошла к концу.
Завоевание полюса, 1912
Жорж Мельес стал продавцом оловянных солдатиков и леденцов. Уже ближе к концу жизни, великого фокусника и великого кинорежиссера-первооткрывателя наградили орденом Почетного легиона и назначили пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли до самой смерти.
Такова была жизнь человека с исключительным воображением, которое подарило нам эту бесценную магию кино.