Фильмы Жоржа Мельеса

Mar 31, 2012 23:45


Сегодня мы вновь продолжим разговор о Жорже Мельесе, а точнее, побеседуем о его фильмах (ведь помимо «Путешествия на Луну» он создал еще множество шедевров).

Взять, к примеру, фильм 1901 года «Человек с резиновой головой», который примечателен тем, что в главной роли снялся сам Мельес. В данной ленте один ученый снимает свою голову и надувает её до гигантских размеров. Когда он её сдувает, он зовет ассистента, чтобы показать ему это чудо. Но ассистент переборщил, и голова лопается. Со злости ученый гонит ассистента и плачет над сломанным столом.



«Человек с резиновой головой», 1901
набросок Жоржа Мельеса, воплощенный на большом экране



Что же стало важным толчком к тому, что Жорж Мельес пришел к пониманию того, как много можно создать эффектов с помощью киноаппарата? Как-то в1896-ом году с Мельесом случилось презабавное происшествие, о котором он сам рассказывал так: «Однажды, когда я снимал площадь Оперы, задержка в аппарате (весьма примитивном, в котором пленка часто рвалась или зацеплялась и застревала) произвела неожиданный эффект. Понадобилась минута, чтобы освободить пленку и вновь пустить в ход аппарат. За эту минуту прохожие, экипажи, омнибусы изменили свои места. Когда я стал проецировать ленту, в том месте, где произошел разрыв, я увидел, как омнибус Мадлен- Бастилия превратился в похоронные дроги, а мужчины - в женщин... Два дня спустя я уже снимал первые превращения мужчин в женщин и внезапные исчезновения, имевшие громадный успех».
Позже Жорж Мельес стал создателем замедленных и ускоренных съемок. А еще чуть позднее - затемнения и наплывы, съемки на черном фоне и другие приемы.



Жорж Мельес. Худ. Генри Доминик Рожезевски, 1887

В том же 1960-ом году появляются первые плоды творчества Жоржа Мельеса. Первый фильм, короткометражка «Поливальщик», во многом похож на труды братьев Люмьер, но в фильме Мельеса куда сильнее обрисовываются контуры самостоятельного сюжета, даже жанра (в данном случае - комедия). К сожалению, первая короткометражка гения Мельеса считается утерянной.

Одна из самых знаменитых ранних работ Мельеса является «Замок дьявола». Это один из первых в мире опытов воплощения на экране фантастических образов. Согласно сюжету, в декорациях старинного замка появляется летучая мышь, которая вдруг превращается в Мефистофеля. Мефистофель наколдовывает магический котёл. Из котла появляются мороки - призраки, скелеты, ведьмы и т. д. - которыми дьявол пугает попавшие в его власть души. Одна из душ совершает крестное знамение и Мефистофель исчезает.

image Click to view


Замок дьявола, 1896

Часто Жорж Мельес снимал фильмы по знаменитым литературным произведениям, которые все мы так любим. Это «Золушка» (1899), «Робинзон Крузо» (1902), «Гулливер» (1902) и т.д. Таким образом Жорж Мельес стал первым режиссером, который начал снимать кино в жанре феерии. 
Жорж Мельес сделал для мира кино именно то, что было необходимо, чтобы киноаппарат не залег на глубокое дно забытых изобретений. Идея создавать сценарии для кино стала поистине революционной и навсегда изменила, не побоюсь сказать, все человечество. Вряд ли кто с уверенностью может сказать, что кино совершенно не влияет на его реальную жизнь. Вспомните хотя бы это часто употребляемое выражение «как в кино».

Эх, кабы все действительно было как в кино! Захочется ведь, когда хотя бы например посмотришь такой фильм-феерию Мельеса, как «В царстве фей» 1903 года. Ж. Садуль в своей книге говорит, что «это самый волшебный фильм Мельеса». Герой картины сражался с рыбой-пилой и осьминогом, разъезжал в чреве гигантского кита, проникал во дворец лангустов - это была одна из великолепнейших декораций Жоржа Мельеса.



В царстве фей, 1903

Но постепенно война и творческая истощенность покрыла завесой популярность Мельеса. Гений иллюзий замкнулся на своих иллюзиях. И хоть эти иллюзии по-прежнему были прекрасными и не переставали удивлять, но  иногда хочется отдохнуть от волшебства, как бы странно это ни звучало, поэтому публика стала стремительно холодеть по отношению к работам Жоржа Мельеса.

В 1911-1913 годы студия Мельеса «Стар фильм» выпустила последние три картины: «Галлюцинации барона Мюнхгаузена»(1911), «Завоевание полюса»(1912), «Путешествие семьи Бурришон» (1993). Фильмы были просто поразительные, с заметным ростом в проработке деталей и декораций, но зрители не проявили былого энтузиазма при просмотре. Карьера Жоржа Мельеса как режиссера подошла к концу.



Завоевание полюса, 1912

Жорж Мельес стал продавцом оловянных солдатиков и леденцов. Уже ближе к концу жизни, великого фокусника и великого кинорежиссера-первооткрывателя наградили орденом Почетного легиона и назначили пенсию, правда, скромную. С 1932 года он жил в доме для престарелых членов общества взаимопомощи киноработников в Орли до самой смерти.

Такова была жизнь человека с исключительным воображением, которое подарило нам эту бесценную магию кино.

люди., история

Previous post Next post
Up