История в две тысячи лет! А ведь не каждый вид искусства способен на столь долгосрочную проверку временем! И по сей день театр теней пользуется популярностью среди зрителей. 26 ноября 2011 года он вошел в список нематериальных объектов наследия ЮНЕСКО.
«Какое отношение имеет театр теней к современному кинематографу?» - спросите вы. Мы ответим, что самое что ни на есть прямое. Театр теней считается прародителем кино. Да-да, в этом нет ничего удивительного. Представления также демонстрировались на большом белом экране, только проекция изображения осуществлялась не со стороны зрительного зала, а из «закулисья».
Марионетка начала XIX века. Московский музей анимации.
В отличие от других видов искусства, которые постоянно занимаются поиском новых идей, новых «звучаний», китайский театр теней имеет строгие устоявшиеся традиции. Из поколения в поколение мастера передают свои знания, изъясняясь со зрителем на простом и понятном языке на протяжении двух тысяч лет.
Немалую роль в представлениях играет цвет (все же мы говорим о визуальном искусстве). С помощью цвета отображается характер персонажа: красный цвет - честность, прямодушие, героизм; зеленый - отвага и смелость; черный - строгость и бескорыстие.
Но все же давайте возвратимся к теме кинематографа. В 1767 г. французский миссионер Жюль Аллод привозит во Францию из Китая впечатления об удивительном зрелище, которое ему довелось наблюдать в Китае. Так театр теней начинает завоевывать Европейскую публику, а уже к 1770-му году о нем знали в Германии, Австрии Венгрии… Самой большой популярностью пользовался театр Доминика Серафима в Версале.
В 1776 году Серафим открывает свой театр, слава о котором разлетелась по территории всей центральной Европы. Представления Серафима не были похожи на традиционные классические спектакли, в своих сюжетах он все больше использовал анекдотичные ситуации, стараясь рассмешить публику. Во время революции на злобу дня он устраивал довольно-таки провокационные представления на политические темы (комедийный спектакль «Национальная федерация»).
Театр Серафима просуществовал вплоть до 1859 года. Его пьесы не отличались особой глубиной. Фарс, комедия, не более того. Его персонажи по большей части являлись пьяницами и пройдохами, нежели бесстрашными рыцарями и прекрасными принцами, но, как говорится, «каков купец, таков и продавец».
Со временем театр теней потерял свою актуальность в Европе, практически ушел в небытие, его заменили фантасмагорическими представлениями Робертсона, работами Рейно. Но вот на экранах появляются первые кинематографические работы, и что же видит зритель на экране? Знакомые и любимые герои и сюжеты спектаклей Серафима! Здесь и «Волшебная флейта», и «Говорящие стулья».
Таким образом, можно утверждать, что Серафим заложил основу строения сюжетной линии, основу режиссуры кино. Вот вам и связь.