Пейзажный парк Монрепо в Выборге

Jan 07, 2020 17:54

Когда за окном серость и слякоть, а снега даже в январе не предвидится, организму срочно требуются сочные зелёные цвета и солнечные блики на воде в больших количествах. И память начинает услужливо подсовывать картинки из летних прогулок по паркам и скверам. А особенно часто в эти дни я вспоминаю парк Монрепо на берегу Выборгского залива. Вот где всё сошлось в одном месте - зелень, мерцающая гладь водоёмов, прогретые солнцем скалы и тропинки, петляющие между высоченными деревьями, кусты с ягодами и умопомрачительные запахи леса.


Итак, гуляем по парку…

В Монрепо я побывала 27 июля 2016 года, во время поездки в Выборг. И, хотя и провела в парке не так много времени, всё равно успела увидеть достаточно, чтобы проникнуться этим местом.
Вот такие въездные деревянные ворота в неоготическом стиле встречают всех при входе в парк. Они украшены стрельчатыми башнями и металлическим декором:


Табличка у входа с полным названием парка на трёх языках - русском, английском и финском:


И стенд со схемой Монрепо и картинками всевозможных запретов:


Этот романтический и поэтичный скальный пейзажный парк на берегу Выборгского залива недаром считается одной из главных достопримечательностей города. Здесь очень красиво, тихо и можно найти пейзажные картинки на любой вкус:






Три столетия назад на месте «облагороженной Финляндии» были казённые городские выпасы и огороды, относящиеся к сельскохозяйственной усадьбе Лилль Ладугорд. Что в переводе со шведского означает Малый скотный двор. На всякий случай напомню, что в те времена государственным языком Финляндии был шведский язык. Поэтому и названия шведские.




Скульптура «Лев» на фоне Дома садовника:




Лев - символ независимости Финляндии. Монумент был установлен финнами на постаменте памятника Петру I. Во время Зимней войны лев был сброшен на землю, в результате чего получил повреждения:


Дом садовника был построен в 19-м веке. В настоящее время в нём находится дирекция музея-заповедника:




Рядом в тени большого старого дерева установлена красивая белая скамейка:


В 1760 году эти земли были отданы выборгскому обер-коменданту Петру Ступишину, разбившему здесь парк Шарлотендалль.




Второй владелец, Фридрих Вильгельм Карл герцог Вютембергский, подаривший парку имя «Монрепо», был вынужден покинуть Россию из-за конфликта с Екатериной Великой. Кстати, в переводе с французского Монрепо (Mon Repos) означает «мой покой», «моё отдохновение».




В 1788 году секретарь великой княгини Марии Фёдоровны (супруги Павла I и сестры герцога Вютембергского) Людвиг Генрих фон Николаи приобретает парк, а в 1801 году получает его в потомственное владение от императора Александра I.


В лице Людвига Генриха Николаи и его сына Пауля Монрепо обрёл заботливых хозяев и стал знаменитым не только в России и Финляндии, но и во всей Европе.




По замыслу Л.Г. Николаи, немецкого писателя и поэта, президента Императорской Академии наук в Санкт-Петербурге, парк должен был предназначаться скорее не для прогулок и увеселений, а в целях просвещения. Людвиг Николаи понимая, что неграмотным крестьянам не доступны книги, надеялся, что просвещаться и облагораживать душу они будут с помощью прогулок по парку. Монрепо мог бесплатно посетить каждый желающий.




Создание парка совпало с периодом романтизма в русской культуре. Мотивы любви, смерти и красоты поэт-романтик Николаи привнёс в свой парк - «истинный рай».




Поэма «Имение Монрепо в Финляндии», написанная бароном в 1804 году, является своего рода иллюстрацией, словесным описанием парка, где он действительно предстаёт в идеализированном виде. В 2011 году поэма была впервые издана Центром сохранения культурного наследия на русском языке в переводе выборгского историка М. Костоломова, с комментариями известных краеведов.




К работе по созданию парка приложили руку лучшие архитекторы, среди которых О. Монферран, Т. де Томон, А. Штакеншнейдер, Д. Мартинелли, Ч. Тэтам. В усадебно-парковый ансамбль входят памятники деревянной архитектуры классицизма (главный усадебный дом и библиотечный флигель) и пейзажный скальный парк романтического стиля с прекрасными аллеями, павильонами, гротами, скульптурами и ажурными мостиками.




Усадебный дом являлся резиденцией семейства Николаи. Построен он был к 1804 году в классическом стиле. В советские времена в здании располагался дом отдыха и детский сад, в связи с чем были утрачены некоторые элементы, сейчас производится реконструкция.
Вот так выглядел усадебный дом в 2016 году, тогда он находился на реконструкции. Надеюсь, что сейчас он в лучшем состоянии:




Хотя в интернете ходит информация, что под видом реконструкции к началу 2019 года был полностью снесён библиотечный флигель и начался разбор главного усадебного дома. Печально, если это правда((

Воплощая замыслы отца, Пауль Николаи, доверяя собственному вкусу, развил романтическую тему. К периоду его владения парком относится создание таких объектов, как обелиск погибшим в сражениях с Наполеоном братьям де Бройлям, павильон источника Нарцисс, скульптура героя «Калевалы» Вяйнемейнена, псевдоготические въездные ворота, а также любимая туристами капелла Людвигсбург, воздвигнутая в память о бароне Николаи.

Обелиск братьям де Бройлям.
Обелиск из серо-зелёного мрамора, установленный на Левкадской скале в память о погибших в сражениях эпохи наполеоновских войн братьях супруги Пауля Николаи.


Павильон источника «Нарцисс»


Оформленный в 1820-х годах О. Монферраном источник ранее носил название «Сильмя» (в переводе с финского - глаз). Существовало поверье, что вода из источника исцеляла глазные болезни.




Неоготическая капелла находится на острове Людвигштайн, семейном некрополе Николаи. В 19-м веке здесь покоились останки Л.Г. Николаи и его супруги Иоганны, а в самой капелле, украшенной витражами, были установлены бюсты супругов.




Попасть туда обычному посетителю было непросто - остров с берегом был связан паромной переправой.


Такая мера ограждала фамильный склеп от сторонних глаз и, как оказалось впоследствии, не напрасно. «Отдыхающие» санатория, образованного в Монрепо в середине 20-го века, сбросили надгробия с мальтийскими крестами (бароны были рыцарями этого ордена) в воды залива. Сейчас на остров можно попасть тремя способами: зимой по окрепшему льду, летом вброд (человеку среднего роста придётся промокнуть по пояс и осторожно - дно грязное) и на лодке или катамаране.


Но на информационном стенде у входа в парк написано, что посещение острова-некрополя запрещено. Так что не знаю, как на самом деле.

Потомки рода Николаи сохраняли парк, созданный предками, вплоть до 1939 года. При последнем мужском представителе рода - Николаи Пауле Эрнсте Георге - вход в парк осуществлялся по личным пропускам, а плата за посещение шла в пользу бедных горожан. Таким способом Пауль Николаи пытался защитить Монрепо от бескультурья, вандализма и бесчинства.




К сожалению, уже тогда был сброшен первый памятник Вяйнемейнену.


Пауль Николаи, выдающийся христианский миссионер, скончался в 1919 году, но успел застать осквернение Монрепо во время гражданской войны. В 1917 году в Монрепо был казнён не один десяток российских офицеров. Со смертью Пауля Николаи и до конца 20-го века парк Монрепо переживал упадок.


В послевоенное время, когда Выборг находился в составе СССР, усадьбу приспособили сначала под базу отдыха, затем отдали детскому саду. Монрепо стал парком культуры и отдыха им. Калинина. В библиотечном флигеле размещался жилой дом. Всего за 15 лет, к 1960-м годам, были утрачены парковые павильоны и скульптуры. Парк эксплуатировался в качестве площадки для народных гуляний и выступлений художественной самодеятельности.


Только благодаря вмешательству и поддержке академика Д.С. Лихачёва, Монрепо в 1988 году получил статус музея-заповедника.


За двадцать с лишним лет были восстановлены китайские мостики:


Эти горбатые мостики, ведущие на остров Колонны, были созданы по проекту А. Мартинелли в 1798 году. Изначально цветные с позолотой, они вместе с павильоном «Мариентурм», который не сохранился до наших дней, составляли единый «образ Китая» в восточной части парка. Также эти мостики служат дамбами для регулирования уровня воды в канале, прорытом под ними.

Скульптура Вяйнемейнена также была восстановлена на том же месте, поразительно схожем с местом, описанным в «Калевале»


Чайная беседка и Храм Нептуна заново появились в Монрепо.
Лёгкий павильон, установленный на вершине одного из холмов, в одной из самых видовых точек парка, это и есть Чайная беседка:


А Храм Нептуна в 2011 году был снова утрачен - сгорел по неустановленным причинам.
Но остатки храма и ещё многое другое я вам покажу в следующий раз.
В один пост всё увиденное не вмещается)))

Поэтому до встречи в Монрепо!

Ленобласть, Россия, #Монрепо, #Выборг, Выборг, парк, Монрепо

Previous post Next post
Up