В преддверии католического Рождества самое время рассказать о церквях бельгийского Брюгге. Во время поездки в этот город мне удалось увидеть шесть местных церквей, а побывать в трёх. Не было такой цели, чтобы осмотреть их как можно больше, просто две из них невозможно не заметить, они видны практически из любой точки города, а остальные просто встретились на моём пути. Правда, в одну из них я очень хотела попасть, и у меня это получилось сделать за полчаса до её закрытия - это
Иерусалимская церковь. О ней я уже написала отдельный пост.
На заглавном фото - церковь Святой Анны.
Итак, снова Брюгге…
С погодой в Брюгге нам не повезло - практически всё время шёл дождь. Поэтому и без того тёмные фасады готических церквей на снимках выглядят уж совсем мрачными.
Но что поделать, хорошую погоду заказать нельзя!
Начнём, пожалуй, с церкви Богоматери, одного из символов Брюгге. Её кирпичная колокольня высотой 122 м - самое высокое здание в городе. Только подъезжая к Брюгге, вы уже увидите эту башню:
Это готическая церковь, построенная в 13-15 веках. На нидерландском языке её название звучит как Onze Lieve Vrouwekerk:
Над мраморным алтарём 1722 года возвышается распятие, изготовленное ещё в 1594 году:
Несмотря на то, что для верующих эта церковь не стоит на первом месте по религиозной значимости (как, например, Кафедральный собор Христа Спасителя), она привлекает множество посетителей благодаря своему средневековому происхождению и хранящимся здесь великолепным произведениям искусства.
В этой церкви хранится знаменитая «Мадонна Брюгге». Это белая мраморная скульптура Богоматери с Младенцем, которая в 1514 году была сделана Микеланджело по заказу двух местных купцов. Скульптуру дважды пытались вывезти из Бельгии, во время Французской революции и во время Второй мировой войны, однако каждый раз она возвращалась в Брюгге.
Я эту скульптуру, конечно же, не сфотографировала. Очень спешила и совершенно забыла о ней((
Но, не изменяя себе, сделала снимки органа и кафедры. Я их не пропускала ни в одной бельгийской церкви. На фото ниже - малый орган:
Над скамьями размещены тридцать гербов рыцарей, присутствовавших в церкви в 1468 году на II капитуле ордена Золотого руна. Вот небольшой фрагмент:
В хоре церкви, защищённом кованой решёткой, под старинным распятием похоронены герцог Бургундии Карл Смелый и его дочь Мария Бургундская, которая погибла в возрасте 25 лет, упав с лошади. Надгробия выполнены в стиле пламенеющей готики. А над решёткой расположился главный орган:
Ещё немного внутреннего убранства:
У входа в церковь было припарковано много велосипедов. Видимо, это наиболее популярный вид транспорта в городе в любую погоду:
И прямо у церкви находится остановка автобуса:
Скульптурная композиция у стен церкви Богоматери:
Некоторые окна церкви имеют форму треугольника Рёло. Такой треугольник представляет собой область пересечения трёх равных кругов с центрами в вершинах правильного треугольника и радиусами, равными его стороне:
Мне церковь Богородицы больше понравилась снаружи, чем внутри. Несмотря на то, что я торопилась, я всё же постаралась обойти её со всех сторон:
А так её башня выглядит из двора бегинажа, где я успела прогуляться чуть раньше:
И табличка с режимом работы церкви и музея при ней:
Следующая церковь, повстречавшаяся мне по пути к отелю - это Кафедральный собор Христа Спасителя (Sint-Salvatorskathedraal), расположившийся на ул. Стреенстрат (Streenstraat).
Изначально он не планировался в качестве собора и получил этот статус лишь в 19-м веке. Когда собор Христа Спасителя был основан в 10-м веке, он представлял собой всего только приходскую церковь.
В 1839 году, после пожара, храм был восстановлен английским архитектором Робертом Чантреллом.
Башня не такая высокая, как у церкви Богоматери, но тоже очень примечательная:
Внутри можно осмотреть различные произведения искусства, но я решила оставить посещение собора Спасителя на свой следующий визит в Брюгге. Хотя пишут, что богатство скульптуры, картины и резьба делают интерьер этого собора одним из самых интересных в городе.
Я же ограничилась осмотром наружных скульптур и деталей фасада:
Площадь Бург (Burg) с давних пор является административным центром города. Когда-то здесь находился замок графа Бодуэна I Железная Рука.
В юго-западной части Burg, по соседству с ратушей, расположена базилика Святой Крови (Helig-Bloed-basiliek).
Это здание квадратной формы в левом углу снимка, с золотыми скульптурами на фасаде:
Нижняя часть постройки - это часовня Св. Василия, романская базилика, над которой в 15-м веке была сделана верхняя надстройка в готическом стиле. Часовня Св. Василия дошла до наших дней в первозданном виде, это единственная романская церковь в Западной Фландрии.
Самое ценное достояние базилики - реликварий из золота и серебра с драгоценными камнями, где хранится хрустальный фиал с тканью со следами Святой Крови. Её привезли в Брюгге из Константинополя в 13-м веке, и с тех пор ежегодно, в день Вознесения Господня, по украшенным городским улицам проходит процессия Святой Крови.
Этот фиал можно разглядеть поближе, предварительно выстояв очередь. Мне стоять было неохота. Фиал осматривают под зорким взглядом служителя церкви, люди поднимаются по ступенькам на возвышение, быстро смотрят и сразу же спускаются:
Великолепные витражи базилики, разбитые во времена Французской революции, реставрированы в 1885 году:
В церкви было очень темно, поэтому снимки получились совсем плохими. Но хоть какая-то память осталась:
Площадь Бург с базиликой Святой Крови в вечернее время:
Следующий храм - церковь Святой Вальбурги (Sint-Walburgakerk) расположен в центре Брюгге на Sint-Maartensplein:
Посвящена церковь преподобной Вальбурге, которая, согласно преданию, жила в 18-м веке. Родилась девушка в богатой английской семье, а по некоторым версиям даже была дочерью короля Ричарда Уэссекского. Она знаменита своей миссионерской деятельностью, а также известна как покровительница моряков. Именно к ней взывали матросы и офицеры, прося помочь справиться со штормом и защитить от непогоды. Позже Вальбургу начали считать заступницей при болезнях, эпидемиях, голоде и неурожае. Ей возносили молитвы крестьяне, больные и роженицы.
Построен старинный храм в Брюгге был в 1643 году. Нетрудно догадаться, что архитекторов вдохновили римские базилики. Светлый кирпич, белые резные колонны, барельефы с изображениями святых также намекают на итальянскую школу, но более позднюю, времен популярности стиля барокко. Высокие окна, красиво оформленный вход-арка с тяжелой деревянной дверью - все просто и лаконично:
Внутрь я не заходила, просто пробегала мимо. Не уверена, что церковь была открыта.
Читала, что интерьер почти полностью выполнен в белом цвете и что гордостью церкви является старинный орган из светлого и темного дерева.
А вот церковь святой Анны, в которую мне хотелось попасть наравне с Иерусалимской церковью, оказалась неожиданно закрыта. Хотя по сведениям из интернета должна была стоять с приветливо распахнутыми дверьми. Но нет!
Церковь Святой Анны была построена между 1611 и 1621 годами на месте разрушенной кальвинистами в 1581 году трёхнефной готической постройки.
Кирпичи для новой однонефной церкви из-за сложностей того времени были взяты с руин старого храма.
Святая Анна является покровительницей швей, закройщиков, кружевниц, моряков и всех, чья жизнь в опасности.
Изначально церковь задумывалась как готическая, это видно по её фасаду и форме переделанных оконных проемов, но стилистические тенденции времени изменились, и в интерьере теперь преобладает барокко. К сожалению, увидеть его мне не удалось.
Сначала церковь святой Анны принадлежала бедному приходу, но в течение десятилетий интерьер становился все богаче, соединяя элементы различных архитектурных стилей. В середине 19-го века в окна церкви были вставлены цветные витражи.
Вот такие они, церкви Брюгге. Большинство из них мне удалось увидеть. Пропустила я, кажется, всего две и ещё один английский монастырь. Но за неполные два дня это и так приличный «улов». Тем более, повторюсь, у меня не было цели осмотреть их все.
Нужно же что-то оставить для своего следующего посещения Брюгге))
И до встречи в Бельгии!