Ещё несколько лет назад, когда речь заходила о комиксах, у меня возникала стойкая ассоциация со смешными картинками родом из США. И только когда я начала задумываться о поездке в Бельгию, то узнала, что именно она сыграла огромную роль в создании этого вида искусства. А потому не удивительно, что Музей комиксов в Брюсселе, площадь которого составляет более 4000 кв. метров, собрал такую обширную экспозицию - динамичную и увлекательную.
Итак, снова о комиксах…
Многие считают страной, в которой комиксы пользуются самой высокой популярностью, США.
Но это не так - в Бельгии живёт и работает более 700 авторов комиксов. С учетом площади государства - это самая высокая плотность художников на кв. километр. И ещё нужно обязательно отметить, что именно эта страна стала тем местом, где искусство создания комиксов перешло из разряда произведений низкого жанра в разряд настоящего искусства.
Я нашла информацию, что ни в одной стране мира комиксы не вошли так плотно в жизнь людей, как это произошло в Бельгии. Правда, мне подсказали в комментариях, что на первом месте всё-таки Япония)))
Не знаю, насколько верно это утверждение, но то, что комиксы в любом их проявлении встречались нам в Бельгии повсеместно, это точно!
Благодаря большому разнообразию стилей и жанровых направлений, комиксы популярны как среди малышей, так и среди взрослого населения.
И Бельгийский центр комиксов в Брюсселе собирает все экспонаты, рассказывающие о развитии этого жанра в Европе - начиная с наскальной живописи и заканчивая современными цифровыми работами.
Здесь можно познакомиться с регулярно обновляемыми выставками, знакомящими с искусством создания обложек, развитием жанров, процессом редактирования комиксов. Отдельные экспозиции посвящены знаменитым авторам. Например, создателю Смурфов Пейо:
Кроме того, посетителей ждёт музейная библиотека, в которой собрано более 3000 работ, написанных на 36 языках:
В музее есть небольшой кинотеатр, где непрерывно крутят комиксы:
Расскажу немного об истории появления этого жанра под названием «девятое искусство» …
Отцом всех комиксов принято считать немецкого поэта-юмориста и рисовальщика Вильгельма Буша, прежде всего за его популярные сатирические стихи в картинках. Это он является автором книг для детей «Макс и Мориц» и «Плих и Плюх», известных в России по переводам соответственно Константина Льдова и Даниила Хармса.
Работая в редакции «Летучий листок», Буш создавал различные карикатуры к материалам газеты.
Но это было ещё только во второй половине 19-го века.
А настоящий расцвет комиксов как жанра пришёлся на середину 20-х годов прошлого столетия - молодые и дерзкие бельгийские художники публиковали свои работы в многочисленных молодёжных журналах, которые были в те годы очень популярны.
А уже в 1929 году появилось первое издание комиксов бельгийского художника-самоучки Эрже, отдельным выпуском. Героем выступил молодой газетный репортёр Тинтин. Цикл комических похождений Тинтина стал настолько популярным, что до сих пор пользуется большой востребованностью у почитателей этого жанра.
На фотографии ниже, правда, не Тинтин, а Спиру. Как мне подсказал
kneiphof, "Спиру(Spirou) - тоже репортер-детектив. Начинал карьеру, как "мальчик-лифтер" в отеле, и продолжает носить соответствующую форму".
Как оказалось, истории про Тинтина существуют не только в детском варианте. В одной брюссельской витрине мы встретили и вот такого Тинтина))) Естественно, что автором является уже не Эрже:
С выпуском популярной серии комиксов «Приключения Тинтина» Брюссель становится эпицентром развития индустрии «рисованной ленты» в Европе. Влияние франко-бельгийского стиля комиксов оставило огромный отпечаток на все последующие истории в картинках.
В 1938 году в Бельгии начинает выходить еженедельный журнал комиксов «Спиру/Spirou», а после Второй мировой войны пару ему составляет журнал «Тинтин», главным редактором которого становится сам Эрже. Оба издания были очень популярны в те годы, а над их созданием работала уже целая группа талантливых и молодых художников, подаривших миру таких героев, как Счастливчик Люк, Гастон и Марсупилами.
Скульптура Счастливчика Люка:
Вот картинка, где показана работа редакции Спиру в «полевых» условиях:
А эта парочка рекламирует бельгийский парк развлечений Walibi в городе Вавр:
Но… если копнуть ещё глубже, то становится понятным, что комиксы появились очень и очень давно, практически на заре человечества.
Изобретение комикса
Когда-то очень давно люди не могли ни читать, ни писать. Более того, слова «читать» и «писать» ещё даже не существовали, как и любые другие слова. И тогда человек изобрёл рисунок, чтобы выражать свои мысли, рассказывать истории и поклоняться богам.
Различные экспонаты этой выставки подтверждают популярную пословицу, что «в мире ничего не придумано, всё просто видоизменяется».
И комиксы тоже не являются открытием. Это результат симбиоза между желанием рассказать историю и искусством рисования. Это самый литературный материал из известных нам пластических искусств.
Во время этого короткого путешествия во времени, рассматривая экспозиции музея, мы восхищаемся гением художников, мозаиков, скульпторов, осветителей и ткачей, поскольку они интерпретируют историю и создают движение. Их работы оказали глубокое влияние на отношения между людьми:
И, как я прочла на стендах музея, цель этой выставки, которая охватывает историю мира и цивилизаций, - ответить на вопросы: что такое комикс и как он появился?
С начала времён человек рассказывал свои истории в картинках
С тех пор, как люди приняли вертикальное положение, они начали придумывать различные истории. И эти рассказы в картинках очень хорошо повествуют об обществе, в котором они жили, их убеждениях и культуре. Мы не знаем имен большинства художников, которые вылепили, нарисовали или расписали дошедшие до нас произведения. Но независимо от этого, они стали частью культурного наследия человечества.
Монахи закладывают основы для появления комиксов
В христианских монастырях средневековья монахи-переписчики посвятили свою жизнь воспроизведению священных текстов своей религии. Другие монахи приукрасили эти уникальные работы замысловатыми иллюстрациями. В общем-то, они придумали большинство принципов, используемых современными художниками при создании комиксов: деление истории на фрагменты, движение, передний план, диалоги на всплывающих облачках и т.д.
Печать открыла массу возможностей для широкой аудитории
Начало продаж на ярмарках гравюр, печатных книг, газет и цветных картинок позволило этим видам искусства достичь широкой аудитории. Два известнейших мастера, англичанин Уильям Хогарт и японец Кацусика Хокусай, рассказывали истории с помощью серии гравюр и офортов. Они являются важными вехами в истории этого зарождающегося искусства, следуя примеру швейцарского карикатуриста и художника комиксов Родольфа Тёпфера, который так хорошо преподавал этот предмет своим ученикам.
Как появилось выражение «жёлтая пресса»
На заре 20-го века весь медиамир США, и не только, наблюдал за противостоянием двух американских издателей - Джозефа Пулитцера и Уильяма Хёрста.
Истории двух медиамагнатов очень похожи. Оба получили в распоряжение убыточные газеты (Пулитцер - The New York World в Сент-Луисе, Хёрст - San Francisco Examiner в Сан-Франциско), вознесли их на финансовые высоты, а затем отправились покорять Нью-Йорк. Зная, с каким сильным противником он столкнулся, Хёрст пошёл на самые радикальные меры. Пока Пулитцер был в отпуске, он переманил у него лучших сотрудников в свою газету The New York Journal, посулив им огромные деньги. С его дерзкой "охотой за головами" связана история, которая подарила жёлтой прессе её название.
В The New York World выходил популярный комикс "Жёлтый малыш". Его главным героем был лопоухий ребёнок в ночной рубашке, который остроумно комментировал злободневные новости. Этакий Барт Симпсон конца 19-го века. Реплики малыша появлялись прямо на его долгополой рубахе вместо диалоговых "пузырей", которые вошли в комиксы позже. Такой ход должен был высмеивать рекламные слоганы на билбордах. Первые выпуски "Жёлтого малыша" были чёрно-белыми и особой популярностью не пользовались. В 1895 году появилась первая цветная серия, и с тех пор лопоухий сатирик прочно обосновался в The New York World Пулитцера.
Комиксы рисовал художник Ричард Аутколт. Вдохновившись успехами "Жёлтого малыша", художника перекупил Хёрст. Пулитцер тут же нанял нового художника, и в итоге комиксы про малыша выходили в обоих изданиях в течение трёх лет. Пулитцер и Хёрст отдавали под "Жёлтого малыша" всё больше и больше газетных полос. Главред New York Press, который терпеть не мог вышеупомянутые издания, назвал их стиль "журналистикой жёлтого малыша", намекая на то, что дурацкий комикс вытеснил с их страниц новости и статьи. В конце концов, термин был обточен до "жёлтой журналистики".
На этом Хёрст не остановился. Он опустил цену The New York Journal до одного цента - газета Пулитцера стоила вдвое дороже. Хёрст затопил страницы своей газеты скандалами и преступлениями. То есть как раз тем, что сейчас называют «жёлтой прессой».
Winsor McCay
От Маленького Немо до динозавра Герти
До того, как начать работать в газетах, художник Уинсор МакКей оставил свой след в равной мере и в истории комиксов, и в истории анимационных фильмов.
В комиксах «Маленький Немо в стране снов» (1905), очень близких по стилю к произведениям искусства в стиле модерн Виктора Орта в Брюсселе, маленький Немо каждое утро просыпается после падения с кровати, все ночи напролёт видя сны о небесных королевствах, эфемерных принцессах и сверкающих животных. Этих историй о Немо было бы вполне достаточно, чтобы обеспечить славу Уинсору МакКею навечно. Но его гений уже придумывал других героев.
С короткометражным фильмом «Динозавр Герти» (1914) МакКей закладывает основы для того типа фильмов, который будет идти на экранах на протяжении большей части 20-го века. Это не просто фильм, в нём присутствует мультипликационная вставка. В этой киноленте впервые появился главный герой (в данном случае - героиня), наделённый яркими личностными качествами. Именно эта особенность отличает ленту от ранних экспериментов в области анимации и делает её духовным предшественником мультфильмов Уолта Диснея, получивших впоследствии огромную популярность.
Это был первый фильм о динозаврах. И в нём впервые была использована анимация по ключевым кадрам. «Динозавр Герти» включён в Национальный реестр фильмов и занимает шестое место в списке 50 величайших мультфильмов всех времён, составленном по результатам опроса аниматоров и историков в 1994 году.
Итак, после изучения экспонатов и стендов выставки, теперь можно ответить на вопрос - что такое комикс?
Получается, что это результат художественного развития, столь же древнего, как человечество, которое питается и обогащается каждой культурой и технологическими революциями, такими как первое появление бумаги, колористики и печати ...
А если кратко и доступно, то комикс представляет собой серию изображений, образующих повествование согласно задуманному сценарию. А всё остальное - это воображение и талант авторов!
Хотела поместить весь рассказ о развитии комиксов в один фотоотчёт, но не получилось)))
Поэтому в следующий раз поговорим о создании историй в картинках в современном мире, и покажу вам выставку китайских комиксов, которая гостила в музее во время моего визита.
До встречи в мире девятого искусства!