Сегодня снова идём с вами в брюссельский Музей комиксов. Только в этот раз я хочу поговорить о здании музея - кто его построил, что здесь располагалось раньше, и каким образом в нём обосновались комиксы. Более 100 лет назад это полупромышленное здание было построено Виктором Орта, и оно до сих пор существует!
Покажу старые фотографии из музейной экспозиции и детали современного интерьера. В общем, если вам интересна эта тема, то добро пожаловать на историческую экскурсию в Бельгийский центр комиксов.
Итак, назад в прошлое…
На всякий случай напомню, что Бельгийский центр комиксов расположен неподалёку от центра Брюсселя в симпатичном здании в стиле модерн, служившем в начале 20-го века помещением для текстильного универмага.
Знаменитый архитектор Виктор Орта, считающийся одним из основоположников стиля ар-нуво в архитектуре, строил не только частные особняки и оранжереи. Он с большим удовольствием работал над общественными зданиями, одним из которых и стал магазин Magasins Waucquez, занимавшийся продажей текстиля. Возведённое в 1905 году, строение считается одной из известнейших работ Орта, хотя и не входит в список четырех его «произведений», охраняемых ЮНЕСКО.
Хочу обратить внимание, что я не знакома с французской транскрипцией и произношением, поэтому в своём рассказе имена собственные буду писать так, как нашла их в первоисточнике.
А первоисточниками послужили информационные стенды в музее.
Итак, как же появилось это здание на этом самом месте?
Но сначала буквально несколько слов о Викторе Орта и стиле ар-нуво в Бельгии.
Бельгия и ар-нуво
Во время длительного правления Леопольда II, Бельгия пережила настоящий промышленный бум. В области строительства были разработаны новые технологии, в частности, использование стали и стекла, что позволяло возводить обширные пространства, залитые светом. Эти методы были применены в архитектуре при строительстве объектов в стиле модерн, придавая современным зданиям гармоничный и сбалансированный внешний вид.
Карьера гения
После изучения архитектуры в Академии Гента и, по очереди побывав учеником архитекторов Jules Dubuysson и Alphonse Balat, дизайнера Королевских теплиц в Лакене, Виктор Орта, начиная с 1885 года, начал проектировать свои первые дома. Дом Отрик/ Maison Autrique (1893) в Схарбеке и Дом Тассель/Hotel Tassel (1895) стали истинными представителями стиля модерн. Шедевры следовали один за другим: дом Сольвей/Hotel Solvay (1898), Народный дом/Maison du Peuple (1899), его собственный дом (ныне Музей Орта, 1901) и магазины, такие как A l`Innovation (1903) и Waucquez Warehouse (1906). Именно тогда архитектор был на пике своей карьеры.
Магазин A l`Innovation:
Дом Отрик/ Maison Autrique:
Maison Cauchie по адресу Rue des Francs 5. Тоже в стиле ар-нуво, но архитектор не Виктор Орта.
Это здание было построено в 1905 году архитектором, художником и дизайнером Полом Коши, в районе Брюсселя Эттербек:
В этом доме в 1980 году планировали устроить музей Тинтина, и сам Эрже дал своё согласие. Но вскоре группа энтузиастов задумала более масштабный проект - проект по «спасению» здания бывшего магазина Waucquez. А спонсоров для завершения проекта музея Тинтина так и не нашли.
Этот камень (№ Н75-31) - то, что осталось от Народного дома (Maison du Peuple) в Брюсселе, построенного в 1899 году. Резной блок голубого бельгийского известняка весом 700 килограммов был расположен на фасаде здания и являлся частью одной из двух стен на уровне террасы на крыше.
Это красивейшее здание было снесено в 1965 году. И как жаль, что не нашлось людей, которые бы вступились за него(((
Но некоторые элементы фасада были извлечены во время сноса. И несколько камней пронумеровали и хранили где-то в другом месте вместе с железными конструкциями.
К сожалению, в газетах 1983 года сообщалось, что кованые железные изделия были разрезаны и проданы на металлолом. Сегодня от этого уникального здания уже ничего не осталось, кроме нескольких камней.
Рождение магазина Waucquez
А началось всё вот как. На заре 20-го века один оптовый торговец в Брюсселе встретил одного архитектора на вершине его славы. Их встреча обещала рождение шедевра, идеального символа союза искусства и процветающего общества потребителей. Тот самый торговец Charles Waucquez поручил Виктору Орта разработать здание для магазина тканей. Waucquez Warehouse был основан в 1906 году на rue des Sables.
Прошлое улицы rue des Sables
На очень оживлённой и шумной в начале 20-го века rue des Sables когда-то располагалось много монастырей и казармы с тремя тысячами пехотинцев. И монастыри, и казармы были снесены в 1905 году. А ещё именно на этой улице зародилась и развивалась важная часть бельгийской прессы: Etoile Belge, L`Independance Belge, Le Peuple, La Cite, Het Laatste Nieuws, Het Nieuws van de Dag и De Nieuwe Gids, Panorama, Libelle, Mon Copain и другие.
До магазина Waucquez ...
Представленный здесь блок резного камня относится, на минуточку, к 1664 году! Он был найден среди щебня на месте будущего Бельгийского центра комиксов в ноябре 1988 года:
Резная дата - точное указание года строительства здания, которое стояло на этом участке:
Считается, что этот блок когда-то располагался в арке над одной из двух боковых дверей здания.
А само строение раньше было убежищем аббатства Сен-Мишель. Брюссельские городские архивы указывают на существование этого аббатства уже в 1663 году.
На этом рисунке можно заметить, что общий план фасада здания был сохранен Виктором Орта, когда он позже разрабатывал проект магазина для расположения его на этом же участке:
Жизнь и смерть магазина Waucquez
Прежде чем испытать последствия радикальных городских потрясений, магазин тканей процветал на этом месте в течение многих лет.
Но постепенно этот старейший и некогда популярный район Брюсселя стал приходить в упадок, магазины, расположенные здесь, начали закрываться один за другим. И в конечном итоге, Wackquez Warehouse решил переехать в другое место.
Этапы жизни
Ещё в самом начале существования магазина в этом здании, по просьбе владельца, который стремился развивать свой бизнес, архитектор Charles Veraart разработал две антресоли по обе стороны вестибюля между первым и вторым этажами. Но сделал это в строгом соответствии с архитектурой Виктора Орта.
Затем, сохранив своё имя, магазин был продан в 1923 году компании Verberckt, а позже, в 1957 году, группе Vertex. Семья Waucquez сохранила право собственности на здание до 1984 года, когда оно было выкуплено у них с целью создания музея комиксов.
Метаморфоза шедевра
Через 65 лет после строительства магазина владельцы помещения разорились, а само здание начало постепенно приходить в упадок. В конце 70-х годов здание было известно, в основном, бродягам, которые использовали его для ночлега, да любителям заброшек.
От сноса его спасло только участие Jean Delhaye, бывшего ученика Орта. 16 октября 1975 года строение признали охраняемым памятником, и оно попало под защиту государства. Тем не менее, в то время оно было в весьма плачевном состоянии, «спасибо» вандалам.
Десять лет спустя это место, наконец-то, получило финансирование благодаря двум мужчинам: Guy Dessicy, другу и бывшему колористу Эрже (создателю Тинтина), и Jean Breydel, архитектору, который много размышлял о реконструкции архитектурного наследия Брюсселя. В 1984 году была создана некоммерческая организация при поддержке ассоциаций франкоязычных и фламандских авторов комиксов. А обветшавшее здание было куплено Бельгийским агентством зданий с целью создания в нём Бельгийского центра комиксов.
Образцовый ремонт
Молодой архитектор Pierre Van Assche из архитектурного бюро Cooparch был назначен контролировать ход ремонта. Он преднамеренно использовал современные элементы - светящиеся настенные светильники, пешеходные дорожки - там, где это было необходимо, тем самым усиливая работу Орта.
Здание было в очень плохом состоянии, и для его восстановления были наняты лучшие мастера Бельгии. Для завершения работы потребовалось два года.
Очень хорошо, что основная планировка здания была сохранена практически в первозданном виде.
Вот этот фонарь установлен здесь с самого начала:
И вот, после двухлетней реконструкции здания, 3 октября 1989 года состоялось торжественное открытие Бельгийского центра комиксов. Проходило оно в присутствии короля Бодуэна I и королевы Фабиолы.
Брак девятого искусства с модерном
А уже 6 октября 1989 года, через три дня после открытия музея королём и королевой, первые посетители увидели этот храм в стиле ар-нуво, посвящённый девятому искусству, то есть комиксам.
Рекламный инструмент для комиксов, место проведения выставок, центр хранения документов и посол культуры - вот что являет собой Бельгийский центр комиксов.
Неудивительно, что вскоре он стал крупным международным музеем и одной из самых популярных достопримечательностей в Бельгии.
И философия проекта по-прежнему держится на таком двойном утверждении: если вы придёте в этот музей посмотреть на комикс, иначе известный как девятое искусство, то обратно вы уйдёте с глазами, наполненными Ар-Нуво, и наоборот!
Что и произошло со мной: я шла в музей полюбоваться зданием в любимом мной архитектурном стиле, а вышла оттуда вся наполненная до краёв комиксами, если можно так выразиться)))
Вот и всё, что я хотела рассказать об историческом прошлом здания Бельгийского музея комиксов.
Но мне есть что ещё сказать о развитии самих комиксов как жанра искусства. Девятого искусства!
Поэтому до встречи в музее!