Один из самых популярных постов в моем блоге написан в феврале 2010 года. Яндексу он очень понравился и по запросу "
Замок принцессы Ольденбургской" он предлагает его аккурат после википедии. Поэтому пост до сих пор читает, в среднем, 350 человек в месяц, а в летнее время и все 800. Это чертовски приятно, но вынужден признать, что с тех пор с рамонским дворцом Ольденбургских случились кое-какие изменения, и поэтому упомянутый пост и фотографии в нём в некотором роде утратили свою актуальность. Я задумался о том, чтобы заново переснять его. К тому же выяснилось, что моя жена Лена, дочка Вика и даже бабушка никогда не бывали в этом упорно навязываемом в последнее время символе Воронежа. И вот одним погожим летним вечером мы отправились в Рамонь.
02. Конечно же, практически никто не пошёл ознакомиться с "постом-прародителем", поэтому для тех, кто совсем не в теме, я буду немного пояснять и даже цитировать самого себя. Итак, речь идет о усадебном доме конца XIX века в посёлке городского типа Рамонь Воронежской области. Дом принадлежал Ольденбургским (близкие родственники династии Романовых) и является редким для русской глубинки памятником кирпичной неоготики. С конца 70-х и по сей день с переменным успехом "восстанавливается". Почему слово "восстанавливается" я закавычил, вы поймёте, прочитав этот пост до конца.
03. Итак, главное отличие, которое просто невозможно не заметить, по сравнению с 2010-ым годом - это появившаяся к 400-летию Рамони очень красивая парковая зона. Ранее на этом месте можно было наблюдать хаотичное насаждение старых деревьев и кустарников, замусоренное местным населением.
04. На восстановление парка было выделено более 58 миллионов рублей. Причем, первоначальные итоги аукциона по поиску подрядчика на реконструкцию и благоустройство парковой зоны были отменены федеральной антимонопольной службой. Очень интересный момент, с подробностями которого можно ознакомиться, собственно, на
официальном сайте ФАС. Ну, а мы движемся дальше. Проектировал парк французский ландшафтный архитектор Оливье Даме, уже известный воронежцам (он же разрабатывал концепцию городского парка "Алые паруса"). Согласно утвержденному проекту подрядчики (воронежское ООО «Трансстрой» и москвичи ООО «Мега-парк») снесли ветхие ограждения, детскую площадку, старую электроподстанцию, а после экспертизы московского специалиста-дендролога выкорчевали 300 старых и сухих деревьев.
05. Далее были выложены тротуарные дорожки, разбиты цветники, установлена садовая мебель и архитектурная подсветка. По периметру парка было возведено новое ограждение из красного кирпича, украшенное сверху художественной ковкой работы местого кузнеца Сергея Ушакова. А на фото ниже вы так же можете наблюдать элитные четырёхметровые саженцы липы, которые были поставлены известным на весь мир питомником «Лаппен» из Германии. Прямо волнуюсь, думая сколько они стоят.
06. Занятно, что один из декоративных фонарей был разбит местными жителями еще до того, как были смонтированы все остальные. Кроме того, газета "Голос Рамони" ещё на этапе реконструкции парка сообщала следующие "пикантные" подробности: "...выяснилось, что некоторые рамонцы уже отметились в недостроенном парке. Несмотря на то, что ворота пока не смонтированы, и вечером территория фактически доступна для людей, лихие любители «культурного» отдыха лезут в парк через ограждение, уродуя защитное покрытие стен. А после себя на зелёных парковых газонах оставляют горы мусора - бутылки, пластиковые упаковки, окурки, шелуху от семечек. Всё это утром терпеливо убирают строители и дизайнеры, наверняка оценивая в душе «высокий» культурный уровень рамонцев." Его же оценим и мы, пройдя по усадебному дому Ольденбургских и посмотрев во что он превратился стараниями аборигенов. Тем более, что, по слухам, там смонтировали экспозицию «Возвращение через век. Романовы. Ольденбургские».
07. Пока не зашли внутрь, с вашего позволения, процитирую себя же. Повсеместно в материалах о замке делается акцент на том, что на входной башне с воротами тикают какие-то крутые швейцарские часы. Однако я, между делом, нарыл и воспоминания местного долгожителя Е. Нечаева, в которых он, помимо прочего, повествует и о том, что в 1942 году часы были демонтированы и эвакуированы в Жердевку, где были установлены на водонапорной башне. Зимой 1948 года они были возвращены в Рамонь. "Весь часовой механизм какое-то время лежал у ворот башни, дожидаясь установки. На раме часов было отлито: 1887 год, последнюю цифр помню неточно. А вот город Санкт-Петербург запомнил отлично. Напрашивается вопрос, зачем швейцарской фирме отливать на раме часов название русского города? А может их подменили? Ведь ходили же по Рамони в то время слухи, что тогдашний директор Жердевского сахкомбината Сельцер не хотел возвращать часы обратно в Рамонь. Но на него повлиял его коллега, вновь назначенный директор Рамонского сахкомбината Рудис. Даже ходил анекдот, что единоверцы договорились."
08. Но пора осмотреть и сам дворец. Можете себе представить, что его построили всего за 4 года! В 1883 году начали, а уже к 1887 году была завершена даже внутренняя отделка! Внешне, особенно в теплом закатном свете, фасад здания выглядит, в принципе, неплохо. Особенно, если не обращать внимание на дверь.
08. Безусловно, завесить великолепную входную дверь из мореного дуба высотой под 5 метров банерной таканью - это существенно проще и дешевле её реставрации. Надеюсь, вы обратили внимание, что на титульном фото за такой же тканью слева от замка прячется бывший жилой дом, расселенный пару лет назад?
09. В камине отмыли копоть, а груду красных кирпичей заменили на стопку поленьев.
Фанера на полу вроде бы всё та же. Сравните (
откроется в новом окне)
10. Оглядевшись, я понимаю, что кроме декоративной шелухи практически ничего по восстановлению самого дворца предпринято не было.
11. Всё те же стены с отвалившейся штукатуркой и выбитыми кирпичами, все те же подгнившие стеновые панели и обшарпанные двери, всё те же голые балки и решётка из дранки на высоких потолках...
13. Чуть погодя, глаз всё же замечает малозаметные на первый взгляд подвижки - голландская печь теперь полностью облицована. (
сравните вот - откроется в новом окне).
14. В уже упомянутой газете "Голос Рамони" нашлась следующая информация по этому вопросу: "Рамонские художники-керамисты приступили к реставрации печи в бывшей библиотеке дворца Ольденбургских. Роман Суворков и Константин Ефанов приступают к работам по вечерам, когда заканчиваются экскурсии посетителей выставочных экспозиций. Все реставрационный работы курирует московский архитектор Валентина Федотова. Она готовит чертежи, по которым восстанавливается элементы интерьеров помещений. Работы финансируются за счет средств Фонда поддержки культурного наследия Воронежской области. - Примерно двадцать процентов изразцов этой печи утрачена, - рассказывает Роман Суворков, - их приходится изготавливать заново, подбирая цвет глазури по сохранившимся плиткам. Процесс это очень сложный. У белого цвета очень много оттенков. Даже «родные» изразцы отличаются друг от друга. Каждая из плиток пронумерована и ляжет на свое место точно по чертежу. И художнику-керамисту приходится потратить немало времени и сил для подбора составляющих элементов глазури, чтобы новые элементы отделки удачно вписались в цветовую гамму старого очага. А старые изразцы приходится реставрировать - тщательно приклеивать отколовшиеся уголки, выдерживая горизонталь поверхности плитки и ее размеры".
15. Что же... За такой подход однозначный респект и уважуха, но, может, что-то найдется еще? Но нет, второй этаж для посетителей по-прежнему закрыт. Кстати, в репортаже 2010 года я с товарищами презрел сии запреты и даже пробрался на смотровую башню по гнилой винтовой лестнице, так что всё таки настоятельно рекомендую его прочитать.
16. В подвале, где у Евгении Ольденбургской содержались животные, тоже без изменений. Так же темно, сыро, решетки не покрашены и ржавеют..
17. Перейдем в главный зал. Здесь, на гигантских экранах, стилизованных под готические окна, проекторами транслируются исторические фотографии. Красиво и необычно, чего уж тут. Но придет зима, стены в неотапливаемом дворце покроются изморозью, а весной сырость и плесень снова возьмутся за деревянные элементы княжеского интерьера. Куда как более изящную и тоже пострадавшую от вандалов и времени изразцовую печь в углу залы (фото в старом отчете) реставраторы не трогали.
18. Зато здесь же на одной из стен повесили гигантскую копию работы Оливье де Серра 1892 года - полотно с "Родословным деревом потомства Его Императорского Величества Государя Императора Николая II".
19. Ещё более детально можно ознакомиться с этим делом с помощью интерактивного сенсорного киоска. По моему скромному мнению, такие "навороты" следует устанавливать где-нибудь в самом финале реставрационных работ.
20. Но власти считают иначе и идут еще дальше. В одном из залов на репите транслируется снятый по случаю 40-минутный документальный фильм о жизни четы Ольденбургских. В какую сумму он обошёлся?
21. Короче, всё по последнему слову музейной техники. Вот только со стен того и гляди кусок штукатурки отвалится. Нет, правда, мне одному кажется, что реставрация - это немного другое?
22. Самое ценное для на этой выставке - это исторические фотографии, которые, согласитесь, гораздо лучше смотрелись бы на ровных зашпаклеванных стенах.
23. Посмотрите, каким изящным интерьер рамонского дворца был в прежние годы. Даже во время Великой Отечественной, немцы, прознав, что хозяева усадьбы имеют немецкие корни, отказались его бомбить. Местное население пряталось в замке во время бомбёжек. А уже потом, после войны, за несколько десятков лет, само же, не спеша, вручную, "разбомбило" раздражающее величие, уничтожив и изгадив дубовую потолочную мозаику, витражи, камины, лестницы, фонтан, спуски к реке, паркетные полы... С 1917-года, когда дворец перешел в руки рабочих и крестьян, в нём кого-то только не размещали: казарму, школу второй ступени, тифозный лазарет, заводоуправление, Дом пионеров, библиотеку...
24. Сахарный завод, корпуса которого расположены неподалеку и который принцесса Ольденбургская реконструировала, оснастив его паровыми машинами, ещё совсем недавно был градообразующим предприятием Рамони, а теперь он тоже заброшен. А ведь когда-то местные конфеты и шоколад "гремели" на выставках в Париже и Брюсселе! Сейчас об этом напоминают только рекламные листовки и фантики былых времён, расклеенные в бывшей библиотеке. Кстати,
репортаж из заброшенных заводских цехов и лабораторий прилагается.
Я, может, не прав, но тогда объясните мне почему 58 миллионов вложили в парк, который будут засирать аборигены, а то, что нужно сберечь и столько лет разрушалось, снова продолжает разрушаться? А сколько вложили в эти шторы, рамки и проекторы? Окей, пусть немного, но ведь они тупо мешают продолжать реставрационные работы! А на следующий год в парке нужно будет снова марафет навести, свежие цветочки, кустики подмерзшие рассадить и снова нужно будет объявить аукцион и изыскать средства и подрядчика. А замок пусть пока постоит, ага. Столько веков отстоял и еще отстоит. Так что ли?
Дискас.
---------------------------
Подписаться на обновления блога
Добавляйтесь! В социальных сетях я публикую анонсы свежих постов, а в инстаграме - самые красивые фотографии!
Использование моих фотографий в любых СМИ, в печатных материалах и на любых сайтах, за исключением личных блогов и страниц в социальных сетях, ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Только после
согласования со мной. Прочим копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная индексируемая ссылка на источник обязательна!