Итак,
Репьёвский район Воронежской области, село Истобное. Очередной заброшенный сельский дом культуры из анонсированного ранее цикла постов с грифом "
ДК". Впрочем, применительно к этой громадине, данное сооружение уместнее будет назвать не "домом", но "дворцом". Увы, в отличие от предыдущих серий, исторических подробностей о сегодняшнем сабже найти практически не удалось. Это печально, но даёт мне возможность, пользуясь случаем, сделать небольшой экскурс в историю домов культуры вообще. То бишь в целом.
Массовое развитие подобных клубных учреждений началось в СССР с ноября 1920 года, когда декретом Совнаркома был образован Главполитпросвет. Российские народные дома, появившиеся со второй половины 1880-х годов, были преобразованы тогда в рабочие клубы и дома культуры. До революции, в 1913 году, в России (в границах СССР) насчитывалось всего 237 клубов и народных домов. За годы Советской власти их число значительно увеличилось. В 1922 году уже имелось 12,2 тысяч клубных учреждений, в 1940-ом 118 тысяч, а в 1970-ом свыше 134 тысяч. Внушает, не так ли? А сколько из них функционируют по назначению до сих пор? Половина? Треть? Четверть? Ох, сомневаюсь...
02. В народных домах дореволюционной России обычно размещались библиотека с читальней, театрально-лекционный зал, воскресная школа, чайная и книжная лавка. В большинстве своём эти народные дома были открыты крупными промышленниками. Большевики широко использовали эти учреждения для ведения революционной пропаганды и организации массовых митингов. 9 (22) мая 1906 на митинге в Лиговском народном доме выступал сам товарищ Ленин (под псевдонимом Карпов), а в 1922-ом в письме к рабочим и служащим одной из ГЭС он же писал о необходимости "... превратить клуб в одну из важнейших позиций для просвещения рабочих".
03. Первый нарком просвещения товарищ Луначарский вторил Ильичу: "Громадное значение имеет клубная работа. Клуб должен быть кусочком социализма, местом и обучения, и отдыха, и распространения среди окружающих основных начал нового социалистического понимания жизни и социалистического строительства".
04. Да, большевики преследовали свою цель и насаждали коммунистическую пропаганду. Окей, лектор приехал и уехал, а кинопроектор, зрительный зал, музыкальные инструменты, библиотека, кружки по интересам и прочее осталось. Да, заведующей клубом нужно было перманентно сочинять отчеты о проделанной работе, но её же дети не бухали на остановке, а занимались в театральном кружке или играли в вокально-инструментальном ансамбле.
05. Кстати, будучи как-то в одном шикарно сохранившемся ДК, набрал на память кучу пропагандистских материалов (слайды, пластинки и др.). А так же тетрадку с заметками зав.клубом, рекомендации к репертуару дискотек, журналы "Работник культуры" и прочее. Теперь бы найти время и отсканировать эти артефакты ушедшей эпохи. А вот в Истобном не сохранилось уже ничего.
06. Хотя, судя по всему, клуб был не только просторным, но и красивым.
07. Местами, прямо таки роскошным.
08. У меня (и у вас наверняка тоже) под боком несколько кинотеатров. 3D, 5D, IMAX и всё, что хочешь. Есть так же куча ночных клубов, где можно при желании растрясти тушку. Есть детские развивающие центры для малышей, обучающие курсы всему, чему угодно, репетиционные базы для желающих музицировать и прочие блага цивилизации. А что делать жителям Истобного и других сёл, где ДК развалились?
09. Впрочем, почему развалились? А может развалили? Сами? Своими руками? Нет?
10. Нынешняя глава Администрации Истобинского сельского поселения Валентина Ивановна Аристова, кстати, работавшая до этого библиотекарем и активно участвовавшая в художественной самодеятельности, вступив в должность, в мае 2010 года публично заявила: "Вид села на въезде сильно портит старое здание ДК. Сейчас мы оформляем его в собственность, чтобы можно было заняться сносом".
11. Снести здание полностью, судя по всему, не получилось, но оно и само уже начинает медленно разваливаться.
12. Между тем, мне удалось нагуглить несколько положительных примеров, где местные жители, при тех же исходных данных, смогли сохранить свои дома культуры, возобновить их работу, а некоторые даже начали понемногу извлекать прибыль!
-
село Бобровка Алтайский край (очень интересное интервью и прямое руководство к действию тому руководству, что прочитает этот материал)
-
Куйбышевский район Калужской области-
Весьегонский районный ДК (Тверская область) (эти даже блог ведут и есть группа вконтакте!)
13. Знаете, что предложила в своей предвыборной программе Аристова, будучи кандидатом от "Едра"? Не поверите - изыскать условия для проведения культурно-массовых мероприятий. И таки изыскала. Вот они снаружи:
14. А вот внутри. Сравните масштаб, как говорится. Это в здании администрации клуб приютили. За фото спасибо местной девушке Ирине. Для проведения любого более-менее крупного мероприятия ездят в райцентр Репьёвку. А ведь рядом свой собственный ДВОРЕЦ стоит!
15. Чего стоят одни мозаичные картины на фасаде!
16. Отдельные фрагменты уже безвозвратно утеряны.
17. Это смальта. Традиционный материал для создания мозаичных панно, представляющий собой кусочки однородной непрозрачной смеси из стекла и оксидов металлов.
18. Представляете, какой это кропотливый труд?
19. В заключении расскажу немного о самом селе. Истобное было основано между 1645 и 1650 годами. В сборнике "Русская старина" за 1907 год говорится, что уже в 1667 году в Истобном была Покровская церковь. Существует предание, что первым жителем Истобного был переселенец из села Шаталовка. Одна из улиц так и называется. Основная же масса основателей села - переселенцы из Рязанских земель. Позже жители села стали крестьянами-однодворцами, то есть крепостными никогда не были. К началу ХХ века в селе было 1001 двор и 7442 жителя. В настоящий момент в селе проживает приблизительно полторы тысячи человек.
20. Своей церкви в селе сейчас тоже нет. Есть молельный дом, рядом со школой. На 1 января 1905 года в селе были 2 школы. В земской начальной школе обучалось 54 мальчика и 12 девочек; в церковно-приходской 50 мальчиков и 14 девочек. Всего 130 человек при населении около 7000 человек. Как правило, большинство учащихся оканчивали 1-2 класса и покидали школу по материальным причинам. После революции в 1922 году была организована начальная школа. Директор - Бочаров Николай Иванович и три учителя. Работали в две смены: днём и вечером (учили взрослую молодежь до 20 лет). Принимали в школу с 9 лет. В 1936 году построили новую школу из брёвен, собранных от амбаров. Директором школы был Асеев Захар Никанорович. Нынешняя школа (на фото) была построена в 1967 году в честь 50-летия Октября.
21. Более ста истобенцов не пришли с фронтов ВОВ.
Об этом напоминает установленный недалеко от клуба памятник.
22. И да. Вам не показалось.
Чтобы осмотреть Дом Культуры внутри, нам пришлось попросить вон его нынешних постоянных посетителей.
По материалам БСЭ и газеты "
Коммуна"
Ещё из цикла постов о
сельских ДК:
Семидесятное Россошки Еманча Первая Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно
связаться со мной.