Семидесятное (ДК)

Nov 27, 2012 10:25




Сегодня у меня премьера рубрики. Цикл постов о пещерах Придонья, судя по количеству комментариев к крайнему репортажу о Белогорье, уже утомил читателей, поэтому предлагаю отвлечься на сельские дома культуры (а кое-где даже и дворцы). Внезапно, не так ли? Впрочем, я сейчас вам всё объясню.

В сёлах их по простому называют клубами. У городских жителей сразу же в голове возникает образ найтклаба с диджеями, вискиколами и прочим, но в деревне всё по другому. Когда-то вокруг клубов действительно вращалась культурная жизнь села. Работали детские и взрослые кружки по интересам, библиотеки, крутили кино, танцы (куда же без них), иногда приезжали заезжие артисты или лекторы. Но в девяностых финансирование сельских домов культуры прекратилось. Зачастую добротные, капитальные здания сейчас приходят в негодность, ветшают и разрушаются. Всё ценное давно вынесено и распилено, а новая сельская молодежь "добивает" их, разрисовывая в меру своей "культурности" своими именами и всякой похабщиной. Зато у нас теперь есть канал "Культура", премия Правительства РФ в области культуры, а в ВУЗах ввели предмет "культурология".

Данный цикл постов будет помечен буквами (ДК) в заголовках и соответствующей меткой-тегом. Конечно, по возможности буду рассказывать о истории и современности самих сёл, показывать ближайшие достопримечательности, возможно местных жителей, окрестные пейзажи и прочее.



02. Собственно, подобный пост я уже как-то публиковал. Назывался он " Еманча Первая или на деревню к бабушке" и рассказывал о селе, где живет бабушка моей супруги. В том числе и о тамошнем клубе. Тех, кто пропустил или забыл, прошу кликать по ссылке, а вот как он выглядит.


03. Село Семидесятное, так же как и Еманча Первая административно относится к Хохольскому району Воронежской области. Мы отправились туда в один из погожих осенних деньков и поэтому я не мог устоять перед соблазном снять несколько придорожных пейзажей.


04. Нежно любимая мною Острогожская трасса. Нескучные ландшафты за окном, сносное дорожное покрытие и перманентное отсутствие дпсников и камер... Что еще надо для быстрого перемещения собственной тушки из точки А в точку Б?


05. Это вам не унылая М4, где можно заснуть на 120 км/ч, да.


06. Трасса довольно витиеватая, что не даёт скучать водителю и разнообразит виды за окном.


07. Остроглазые смогут отыскать на холме небольшую отару овец.


08. Я бы останавливался еще чаще, но мои нефотографирующие попутчицы понемногу стали протестовать. В общем, худо-бедно добрались до Семидесятного. Территория, на которой сейчас расположено село, называлось в древности "Красная Гать". Вокруг расстилалась безлюдная степь, так называемое "Дикое Поле", которое с конца ХI века входило в Рязанское княжество (на границе с Черниговским). Первые поселенцы села, сторожевые казаки, по приказу царя Алексея Михайловича в количестве 75 семей, поселились здесь зимой 1670 года, переехав из крепости Костенки. По количеству полных десятков семей (семь десятков) и было названо село "Семидесятное". Изначально это была сторожевая застава.


09. Я заприметил справа от дороги очередной интересный пейзаж и остановился у указателя, как вдруг со страшным грохотом нас обогнала "копейка", груженная до верху черметом и под управлением цыганского барона. Покрышка заднего колеса была изжевана в клочки и колесный диск издавал адский лязг на всю округу.


10. А пейзаж оказался вот таким.
Пока вы им любуетесь (надеюсь на это), расскажу еще немного исторических подробностей Семидесятного.


11. В 1887 году в селе проживало 6687 ревизских душ, в 1905 году - 7420, в 1913-ом - около 13000, а в 2007-ом - всего 1050 человек.


12. С 1887 года село стало волостным. В селе были врачебный пункт, земская школа, церковно-приходская школа, церковь, 47 ветряных мельниц, 3 водяных мельницы, 4 рушки, 2 кирпичных завода, 3 маслобойни, 18 лавок и паровая мельница. В 1902 году в Семидесятном построили больницу.


13. В 1919 году, сразу после захвата власти большевиками, в село нагрянули за хлебом продотряды во главе с Косыревым.
25 сентября 1919 года село захватили белые казаки генерала Шкуро и удерживали 55 дней.


14. В 1929 году началась коллективизация. В селе было два помещика: Добрынин и Коршиков. Их репрессировали, а "кулаков" (более 50 семей) раскулачили. 10 семей выслали. Созданный большой колхоз "Гигант" через год распался. Создали 13 колхозов по меньше. В 1937 году некоторые колхозы объединились и их стало десять.


15. В июле 1942 года село оккупировали немцы. В селе было создано 3 концлагеря, в которые сгоняли местных жителей со всей округи. Лагеря были перевалочные и представляли собой огороженные колючей проволокой пустыри с вышками для автоматчиков. Вместо еды фашисты бросали пленным кости и клевер, а воду наливали в лошадиное корыто. Иногда выливали ее прямо на землю, и тогда измученные люди сосали кусочки этой влажной земли. Каждый день немцы расстреливали очередную партию пленных в ближайшем овраге. 27 января 1943 года село было освобождено воинами 232-й стрелковой дивизии.


16. Вот такая невесёлая получилась историческая справка.
На тему концентрационных лагерей на территории Воронежской области я довольно подробно уже писал здесь.
Да, чуть не забыл. Этот овраг местные называют "Юючкино". Движемся дальше.


17. Чуть ближе к селу наблюдаем небольшой карьерчик, уже частично заваленный мусором.


18. А вот и основная цель нашего визита - сельский дом культуры.
Точнее то, что от него осталось.


19. Когда-то здесь располагалась церковно-приходская школа, а справа, где сейчас пустырь, заросший травой, до революции проводились две ярмарки. В июне десятидневная Митрофановская, а в ноябре - шестидневная Михайловская. Говорят, здесь до сих пор мальчишки находят старинные монетки.


20. До сороковых годов 19-го столетия в селе основным очагом просвещения была церковь. Не было ни одного учебного заведения. И только в 1845 году в селе было открыто приходское училище ведомства государственных имуществ на средства, собранные с крестьян. В 1855 году в училище было 69 учащихся: 62 мальчика и 7 девочек. Итого 1 учащийся на 71 душу населения. Основным было религиозно-нравственное воспитание: знание молитв, священной истории, церковных служб, обязанностей православного христианина и покорного подданного.


21. Впоследствии приходское училище было передано в ведомство земства и стало земской школой. В 1899 году в Семидесятном была открыта новая церковно-приходская школа. В 1906 году школа считалась лучшей в уезде. В ней обучалось 120 мальчиков и 18 девочек. Занятия начинались 15 сентября, а заканчивались 27 апреля.


22. В клубе в своё время было несколько кружков (танцы, ВИА, игра на музыкальных инструментах), регулярно проходили различные культурные мероприятия, дискотеки, показывали фильмы. В 90-е годы, как я уже писал, прекратилось финансирование и деятельность ДК начала угасать. И уже в 1996-97 годах он был закрыт. И постепенно начал разваливаться.


23. Вспоминает местный житель - электромонтер Владимир Недобежкин:" У нас работал замечательный директор ДК - Василий Андреевич Демидов. Он был культработник по призванию. Сколько различных при нем кружков действовало, а какие коллективы и солисты! Под стать ему и киномеханик Николай Бухтояров. Он даже был удостоен звания "Почетный кинематографист России". Один он такой оказался на весь Хохольский район. Киномеханик Николай Бухтояров план по сборам выполнял постоянно на 200 процентов!" Теперь же Николай Михайлович давно уже не "крутит" фильмы. Как только закрыли ДК, стал почтальоном.


24. Вот, кстати, как в Семидесятном выглядит "Почта России".
Как думаете, доходят сюда посылки с ибея?


24. Но вернёмся в ДК.
Разруха и мрак... И это в крупном селе! А что говорить о небольших деревеньках и хуторах!


25. Выходим, рассматривая детали фасада.
Сколько ему еще суждено?


26. Буквально напротив клуба, на месте бывшего церковного кладбища, с 2002 года ведутся работы по строительству Михайло-Архангельского храма. Старый храм, построенный в 1682 году, во время оккупации Семидесятного фашистами был взорван и разобран на кирпичи, которыми захватчики вымостили дорожки к своему штабу. Между тем, это была одна из самых больших и лучших церквей в округе. Служители церкви имели в пользовании 66 десятин земли. Вклады прихожан составляли внушительную цифру, если только проценты с них церковному причту составляли 700 рублей в год (для сравнения - корова тогда стоила 5 руб.).


27. Первоначально церковь располагалась чуть в стороне от её нового месторасположения.
На этом месте сейчас магазины. На фото, расположенный где-то между, бывший домик батюшки, а позже продовольственный магазин.


28. Строительством руководит Валентина Алексеевна Ефанова, родившаяся в Семидесятном (работает преподавателем на юрфаке ВГУ). Уже создан Устав церкви, зарегистрирован приход, есть закрепленный священнослужитель, открыт благотворительный счет. Деньги и строительные материалы жертвует администрация, местные предприниматели и жители. Довольно медленно, но строительство продолжается. Внизу уже видны разрушения красного кирпича из которого выложен цоколь. Его нужно срочно штукатурить. Работы ведет интернациональная бригада из строителей узбеков (таджиков?) и русского бригадира, с которым я очень тепло пообщался. "Главное - от земли вон на сколько оторвались, а дальше легче пойдет! - сказал он мне на прощание и мы поехали "окультуриваться" дальше. Но об этом в следующий раз.


Благодарю за предоставленную информационную помощь сайт semidesyatnoe.ru и лично его создателя Александра Кудрина.

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Отчет, Заброшенное, Города и веси, РФ/Воронежская область, Фото, РФ/ВО/Хохольский район, Пейзаж, ДК

Previous post Next post
Up