Сходил в БДТ на перфоманс «Архитектон Тета», или, как было заявлено, «звуковую скульптуру для ансамбля, хора и слушателей в движении», созданную Борисом нашим Филановским, звукописцем и северныя руси, и южные неруси, певца земель обетованных, больших и малых германий, и прочая и прочая. Если кто не в курсе - в здание театра в честь его 100-летия встроили некое супрематическое буратино (моему папе, наверное, икалось) в виде нахального деревянного красного носа, торчащего прямо в зал (на сайте театра он назван и вовсе «наглым») и символизирующего «новую чистоту» - не знаю, синоним ли это неофитства или просто знак всегдашне-чистого листа современного искусства. Треугольный нос с замысловатыми фанерными окрестностями большей частью вяло маячил посреди старого драмыскусства от Фрейндлих и иже с нею, обозначая не столько новые смыслы, сколько проблему наполнения фрейдистского лингама хыть какими-то свежими компонентами. Мифологию носа и придаточных ему пазух сочинили заранее и вывесили на сайт БДТ («черную кубическую постройку сравнивают с японским Кодо, мусульманской святыней Каабой, шумерским зиккуратом «дорогой в небо» и т.п.), а ближе к концу года предприняли несколько попыток художественных трансплантаций - гостями лаборатории стали Ян Фабр, Билл Виола, Лев Рубинштейн и прочие авторы диссертаций о плодоношении доноров.
Наконец, решили пустить и музыкальную кровь - насытить архобъект звуковым дыханием, сочиненным Филановским. Внутри и снаружи истукана для его одухотворения были расставлены хористы и инструменталисты, исполняющие некие пульсирующие, сложно систематизированные тоны, отчего искусственный дольмен ожил и стал подавать вселенной (а заодно и фланирующей публике) шифрованный сигнал, сливающийся в некую симфонию сфер. Самоё автор до начала действа призвал всячески бродить по окрестностям звукового объекта и кагбэ стать его вольным и невольным участником (что, впрочем, и без того свершилось посредством покупки билета). Вторая часть священного акта состоялась, наоборот, внутри традиционного зала БДТ, с исполнителями по периметру кресел, внедряя новорожденную сакральность в слушательское тело, рассаженное в ветхих стенах отживающего храма искусств.
Что можно сказать за эту «новую реальность».. Звуковое воплощение - как в части сочинительства, так и реализации - мне скорее понравелос, при всей его очевидной «неновости» и даже традиционности. Идея озвучания «(дис)гармонии сфер» с целью переструктуризации человеческой психики продуктивно развивалась во все времена, от пифагорейцев до средневековых «модернистов» Ars nova, Босха, Скрябина или Штокхаузена. Каждый из этих товарищей по-своему форматировал звуковое время и пространство, и каждый раз это было затейливо ремесленно и нагружено этически. Главное тут - суггестия и отключение сознания, а потом и визионерство. Мне кажетсо, Борис вполне успешно втерся в эту шаманскую компанию, хоть и обошелся без этики - профессионально опус сделан добротно (краем глаза можно было смотреть в партитуры расставленных повсюду солистов), суггестия работала, сознание при непротивлении сторон отключалос. Понятно, что времена нынче тревожные - пробивающаяся сквозь фанеру гармония была, так сказать, с кровавым подбоем: сферы поскрипывали порой довольно пугающе, камлания с известной долей лукавства адресовались именно движущейся, несосредотачивающейся публике. Тем не менее основная цель - улёт из реальности безо всякой прагматической цели - была достигнута. Моё я решило не бродить и замедитировало прямо на поручне напротив мраморной таблички «Бенуа», так чтобы дух Александра Николаича иронично присматривал за моим психотехническим метаморфозом :)
Недостатков в первой части было три: непродолжительность акта духовной эякуляции (в идеале он должен длиться не тридцать минут, а хатяп часов 10-20), наличие публики (я бы всех усыпил и выключил свет - от конфигурации пространства, вопреки декларации, принципиально ничего не менялось) и невозможность подпевать (а хотелось; в следующий раз прошу ввести меня в партитуру, во все партии - новый «архитектон» немыслим без нового человека!).
Во второй части принципиального обновления, на мой взгляд, не произошло (по сути та же пуантилистическая пульсация разной степени консонантности), но зато количество недостатков уменьшилось до полутора: во-первых, совершенно не на месте был прекрасный дирижер Федя Леднев, махавший со сцены как Носферату (его нужно было спрятать куда-нить за завесы или тоже усыпить), а в-полуторах, в общем ансамбле был громковат аккордеон - видимо, для придания живинки, но уместны ли фломастеры на пастельной канве сыроватой фрески - не знаю..
В целом акцию можно только приветствовать - в нашем летаргическом городке она хотя бы напоминает о существовании современной музыки, выражающей, по слухам, напрямую - без вербализации - истину времени. А поскольку для широкой публики Стравинский или Шенберг все еще проходят по части чуть ли не авангарда - есть подозрение, что эта самая публика мало задумывается об истинах вообще и современных истинах в частности. Так что ее, конечно, нужно тыкать носом и в гармонию в сфер, и в дисгармонию оных. А заодно и нам, диванным спецолистам, выходит какая-никакая забава..
Одобрямс, короче