Тристия в БДТ

Mar 07, 2019 00:30


Курентзис опять в Питербурхе, в этот раз без «сделайте нам красиво». Моё я вернулось совершенно психологически убитое из БДТ - давали «Тристию» на зэковские тексты. Мы все помним хрестоматийное и от того почти ироничное «от тюрьмы и от сумы..», но сегодня было не до иронии. Пели всерьёз - взахлеб, как в омут с головой - о том, как жизнь прорастает сквозь смерть «неизвестным науке способом», о том, о чем и петь-то нельзя. Почти в каждой семье есть сиделец, хранитель страшной тайны. Или был - колесо времени катится вперед. Моя прабабушка исчезла в 1937 году на 8 лет (как до этого в течении 20 лет её ломала большевистская власть - отдельная история), следом за ней в лагеря отправился бабушкин брат дядя Павлик - вернулся глубоким инвалидом с отрезанной ногой. Оба никогда не рассказывали, что с ними случилось. Молчали до конца, не то что петь. А тут - такое...



«Опера», которую правильнее было бы назвать «страстями», начинается с пощёчины - издевательски блатной песни, вывезенной в 70-е из СССР «на сохранение» легендарной Диной Верни: «А на свободе фраера гуляют с ночи до утра, и шмары, бл, и шмары...» Сочиненной, понятное дело, не малоизвестным у нас французским композитором Филиппом Эрсаном, автором сегодняшней мистерии, а «народом». Еще чуть раньше - до этого, вытатуированного на теле страны песенного эпиграфа - сцену освятили курящимся ладаном: как известно, наши предки при соборовании по направлению дыма из кадила определяли, умрет больной или нет, а осужденному на казнь давали вино, смешанное с ладаном - для потери сознания. Видимо, сознание сегодня не требовалось - как и всякий ритуал, эксперимент был обращен внутрь, ножом в сердце. Дирижер вместе с хором пел, закручивал ацкий хоровод, сигналил трубящим ангелам, свирепел и таял от нежности - всё, как он умеет. Хор пел то культурно, по-французски (большей частью стилизованные под средневековье канцоны, умеренно деформированные современным языком), то по-русски - развязно или отчаянно-безнадежно, и эта языковая разность создавала метафизическое пространство между «культурой» (французские фраера, небось, вместо «параши» говорят «cabinets») и «натурой», а точнее той непостижимой субстанцией, которую в России зовут «душой». Русские тексты композиторски проинтонированы совершенно аутентично - с трудом верится, что их писал сам Эрсан (может, колдовал по русской пиратской инструкции?). По крайней мере, на поклонах в конце он казался не менее удивленным и ошалевшим, чем публика в зале..

В общем - конечно, событие. Конечно, молодцы. Дома я свалился в постель: показалось, что заболел и что температура поднялась до 39, померял - нормальная. Вот такой он, видимо, катарсис..

Пойду почитаю, что умные люди пишут - спектакль идет уже не первый год.

зы
Конечно, отдельное спасибо нужно сказать хормейстеру Виталию Полонскому, в бороде внимавшему своему со-детищу с первого ряда.

как страшно жить, лебединые песни, silence, artefuckt

Previous post Next post
Up