Саломея Кастелуччи

Apr 02, 2019 04:24


Посмотрел штраусовскую «Саломею» из Зальцбурга, поставленную год назад Кастелуччи. Безупречный спектакль - холодный и обжигающе-прекрасный. Как всегда у режиссера, всё просто и сложно. Никакой «психологии» - только архетипы и хирургически выверенная красота. Белый, черный, красный, молоко, земля, кровь. Впрочем, эту оперу нынче редко ставят как костюмную драму, она давно превратилась в символ, знак апокалипсиса, изнутри сжигающего человека (может, отсюда черный конь «лжепророка» на сцене?). Да и текст Уайльда чем дальше, тем более современен: никто не в состоянии услышать никого - что может быть актуальнее.. В опере много слов, которые, как кладбищенские цветы - красивы, но излишни. Каждый по сути поёт только «хочу, хочу, хочу, хочу». Но каждый по-своему немощен, эти «хочу» звучат в никуда - за спиной персонажей реальные тени, управляющие героями. И каждый убивает своей глухой, иссушающей жаждой другого - Нарработ пажа, Саломея Нарработа, Иоканаан Саломею, все они - бессильного Ирода, оглушенного псевдоэтической и псевдорелигиозной трескотнёй. В общем, всё как мы любим, почти сорокинская «Норма». Ну и идеальный сюжет для Кастелуччи.



Из деталей на первое место нужно поставить Асмик Григорян, просто охренительно спевшую главную партию - каюс, не подозревал о существовании этой «литовской» певицы (вот папу ее помню по Мариинке). Наверное, трудно найти лучшую Саломею. Она и похожа-то одновременно и на иудейскую принцессу (утонченностью контуров и горбинкой носа) и на персонажа картины Отто Дикса (алым ртом и ломаной искривленностью контура роли). Плюс умный, качественный и вместе с тем экспрессивный вокал.

На второе место я бы поместил великолепную находку с «танцем семи покрывал» - в спектакле Саломея вообще не танцует, а «окаменевает», буквально «превращается в камень» (тут заодно аллюзия на мессидж, висящий вначале на сцене - «камни говорят о тебе», то есть о нас с вами!). Это идеальное решение, много интереснее неуклюжих прыжков обрюзгших див или метаний Казарновской, без трусов покорявшей Мариинку в давно почившем спектакле Джулии Теймор. Ясно, что танец Саломеи - это танец стиснув зубы, протестная пляска назло Ироду, а не в потакание ему. «Танец оцепенения» переведен режиссером - и приглушившим динамику оркестра дирижером - в метафорический план.
Любопытно также, что в финале принцесса поёт не отрубленной голове Иоканаана, а всему остальному, без головы - то есть некоей «обезличенной» сущности. После чего «водная пучина поглощает ея» (это уже, видимо, по Фрейду).

Короче, вещь. Наспойлерил уже достаточно, чо рассусоливать - смотреть нужно! Чучуть видео внизу

зы:
кто-нить понял, почему Иродиада вымазана не красным, как все, а зеленым? («природная» прародительница проблемы? серный окрас? «зеленые долины глупости» Витгентштейна? что-то другое?).

dvd, муsic, либидиные песни, artefuckt

Previous post Next post
Up