Цыганков, увидивший всех

Feb 10, 2019 06:24


Посмотрел «Человека, который удивил всех» с Евгением Цыганковым, некогда покорившим публику брутальной харизматичностью и почти утратившим общественный интерес по той же причине из-за отсутствия других оттенков творческого лица. Однако же по окончании просмотра меня, говоря словами Лукашенко, слегка «потрахивает» - мне кажетсо, режиссеры Меркулова и Чупов вставили актера ровно в то место, где никакого конечного выражения лица не требуется, а именно в притчу на границе добра и зла, выворачивающую наизнанку коллективное (а заодно и моё легко выворачиваемое) бессознание. Помойму, большинство зрителей не вполне верно оценивает этот фильм как социальную или гендерную драму, ищет (и не находит) какие-то характеры и проч.

Бесценный Аверинцев квалифицировал притчу как «дидактико-аллегорический жанр, тяготеющий к премудрости религиозного или моралистического порядка», сохраняющий при этом именно символическую наполненность, из-за чего «действующие лица притчи, как правило, не имеют «характера» в смысле комбинации душевных свойств и предстают не как объекты художественного наблюдения, а как субъекты этического выбора». То есть цель притчи - вопрос, адресованный зрителю (читателю). Что, конечно, не исключает возможности визуальной актерской «игры».



«Удививший человек» Цыганкова, болеющий в глухой таежной деревне раком - не характер, а prime cause, «исходное событие», как и услышанная им шаманская легенда о селезне, прикинувшемся уткой и победившем смерть. Актер, вначале переживающий коллапс в своей традиционной манере (стиснув зубы и не подавая вида), вдруг делает шаг собственно к постановке проблемы: переодевшись в женское платье, он переворачивает мир с ног на голову, после чего этические вопросы (при вообще молчащем актере) сыплются как из рога изобилия: какова цена «сочувствия» ближних (жены, друзей), можно ли быть свободным в ситуации несвободы, имеет ли жизнь ту цену, которую человек за нее себе назначает, и вообще - достоин ли этот мир того, чтобы за него бороться.
Открытый финал заканчивается не весной и вторым рождением, а комнатой-клеткой с идущим за окном снегом. Безумно-растерянный последний взгляд Цыганкова вполне достоин высшего актерского балла - в нём все вопросы (адресованные зрителю и оставшиеся без ответа в фильме).

В общем, по-моему, достойное кино.
Оцененное, наконец, и пиратами )

как страшно жить, лебединые песни, artefuckt, киномонограф

Previous post Next post
Up