Посмотрел «Страсти по Матфею» Баха/Кастелуччи. Сформулировать впечатление трудно (может, на это и рассчитано). Катарсиса не было. Скорее ощущение пребывания в морге, некоего взгляда сквозь стекло - за окном дождь, снаружи что-то происходит - страшновато, но тебя это не касается. Это правильная реакция? Сразу скажу, что ни одного его спектакля раньше я не видел - знаю только понаслышке. Критики обычно хором обещают холодную рассудочность, провокацию и портал в другое измерение. И тут - бабах, Бах! Конечно, ожидал портала как минимум. Но как-то не задалось. То ли Бах всегда выше, то ли (по Кастелуччи) Бах умер. Вслед за Иисусом, автором и театром. Действо сильно отдает сайентологией с ее «мистифицированной психотерапией», обсценной и позитивистской по существу. Мне кажетсо, спектакль адресован, мягко говоря, бюргерам, а цель постановщика - заставить их подумать хотя бы одну мысль. Для этого выбраны 3-4 очень подробно произнесенные и прямолинейные метафоры. Хирургически точные, безотказные, потому что деградирующий мозг бюргера выдержит только одну и только строго выверенную лоботомию.
В спектакле три пласта. Основной (он же мессидж) - была великая история, но она давно в прошлом, теперь это всего лишь красивая повесть, адаптированная Стивенсоном или Эдгаром По, в своей сути недоступная обывателю, который толпой сидит в зале как пустое, лишенное самости отражение высокого. Историю стерильно изображает гамбургский оркестр с Кентом Нагано и специалистом по потусторонним силам Бостриджем (Евангелист), а также стандартно-культурным набором солистов.
Экранный текст холодно транслирует бытовую информацию вроде перечня городских автобусных маршрутов (до конца его не понял - не владею ни немецким, ни французским, но общий смысл вроде уловил).
Режиссер неспешно колдует со стихиями, препарируя легенду так, чтобы мертвый зритель на минутку пошевелился и хотя бы пару раз моргнул от визуального электрошока. Все пятна яркие - хлещущая кровь агнца; символическая сосна Иисуса с обрубаемыми ветвями - «благими делами», из которых удобно сложить ему же, распятому, костёр; немощные тела обывателей; опять кровь, омывающая и очищающая мир. Всё.
Наверное, такие спектакли-медитации нужны. Просто для иллюстрации того, что о Бахе, Иисусе кто-то еще помнит. Что есть зрители, готовые слушать и смотреть. Может быть, «Страсти» в принципе нельзя визуализировать, либо нужно делать это именно так - с прозекторским остранением, не знаю. В итоге остается некоторое удивление от как бы несостоявшегося события - может, в этом как раз и и есть весь театр? Чтобы произнести какой-то текст внутри себя?
Видео прилагается - смотреть, конечно, нужно целиком, а не тыркая выборочно.
http://concert.arte.tv/fr/bach-la-passione-romeo-castellucci