Затмение в Мариинке

Jul 02, 2017 02:21

Сходил на очередные грабли - то ли профессие у меня такое, то ли искусство еще недоразвилось.. Премьера! Подзабытый балет Тищенко «Ярославна» в Мариинке! И снова в оригинальной постановке очередного юного дарования, в этот раз с магической фамилией Варнава. Лицо открытое, ясное (чота вспомнилась Ольга из Онегина). Естессно, это первый его большой спектакль на знатной сцене (до второго, как до середины Днепра, долетают немногие). На афише красивая картинка - интригует. (На этом надо бы попрощаться, так как дале понадобятся ненормативная лексика и перевернутые, как в испанском, восклицательные знаки, вот такие - ¡)

Наверное, я чего-то не понимаю. Первый раз смотрел балет, в котором вообще нет танца (если не считать пары неоклассических вариаций, невесть зачем вставленных во враждебную половецкую степь). Сюжет есть, понты есть, концептуальное интервью есть, есть даже великолепная сценография Гали Солодовниковой (она же Галина). А хореографии нет. Видимо, баловство всё это. Мальчег прямо так и заявил в буклете: я, говорит, только «в начале пути» вдохновлялся Килианом и Форсайтом (давно это было, аж шесть лет назад - надо полагать, оба с тех пор безнадежно устарели) - «сейчас наступил другой этап, когда черпаешь опыт из реальной ситуации». Какую реальность он имеет в виду? Непластичных таджиков из Апрашки? Хамоватых гастарбайтеров? Боевитых чеченцев? Коварных Гузель и Зульфию из порносалона на Невском? Вроде нет. Во втором акте (как и положено, весьма половецком) мы видим лунно-марсианский ландшафт, отряд регбистов в шлемах и эффектных серых трусах от Кальвина Кляйна на фоне динозавра и бесшумно проплывающей подводной лодки. Да, красиво. Но из реальности тут разве что трусы. Если под нею не понимать, конечно, «Звездные войны», после которых автору захотелось поиграть в дешевую войнушку со светящимися мечами джедаев.

Дело даже не в том, что автору решительно нечего сказать (на вопрос интервьюера о том, идет ли он на репетицию с готовой хореографией, постановщик честно отвечает «нет»). Проблема в том, что ему нечем говорить - у молодого автора нет собственного языка. Вообще. Поэтому он старательно изобретает первобытное эсперанто вроде того, что рисуют 3-летние дети в своих первых прописях (ползанья, валяния, пробежки, перестроения) - на буквы похоже, но в слова не складывается, не то что в предложения. Хореограф мог бы гордо повторить за Алисой «мне все равно, куда идти, только бы попасть куда-нибудь». Раз доверили - надо ставить («мы все волнуемся за результат, но это не самое важное; ставя «Ярославну», я получаю кайф, мне классно»). В этом смысле (скажу крамолу) Варнава конгениален Тищенко - мне музыка нашего почти классика представляется идеальным воплощением музыкоподобной схоластики. Сидел, кстати, рядом с его бывшими учениками, спросил - если переставить местами балетные сцены, уверены ли они, что это навредит драматургии? Заметят ли подмену? Долго думали.

В общем, всё очень странно. Я понимаю Мариинку, которая ищет новые имена, ежегодно проводя «мастерскую молодых хореографов», поручая последним поставить 10-15 минутные номера. Но мне кажетсо, театр совершает логическую ошибку, позволяя едва оперившимся птенцам летать непонарошку. Как выясняется, юные авторы в эту десятиминутку вкладывают весь тот нехитрый скарб, который у них накопился «за долгий творческий путь», после чего бредут восвояси с пустой котомкой..

Желающие лицезреть этот пир духа могут прильнуть к голубым экранам - на сайте театра размещена запись прямой трансляции.

hardsoft, как страшно жить, балет, муsic, микроцефалия, За, artefuckt

Previous post Next post
Up