Стравинское чудо

Dec 03, 2016 16:04

Ну чо, мулитлз.. Пришло я с «открытия года» - первого исполнения новознайденной пиэсы Игоря нашего космополита-всея-Руси Стравинского под названием «Погребальная песнь» (1908), коя, как известно, недавно была случайно найдена среди хлама и списанных нот во время переезда консерватории на время ремонта в соседние казармы. Открытие прошло пафосно - в рамках международного культурного форума, грянувшего на заваленные приснеженной грязью улицы, и как преддверие Года Стравинского в Мариинке в честь 135-летия автора.
Собственно пиэса, посвященная молодым композитором памяти внезапно почившего учителя (Римского-Корсакова), сенсацией вряд ли бы стала без информационной артподготовки. Это довольно эклектичная (брукнероподобная), вялая, тавтологичная по назойливости тематизма и вместе с тем громкая, патетическая музыка, имеющая (как выяснилос) не столько музыкальный, сколько символический характер. Её содержание, помимо приличествующих случаю охов и ахов, я бэ охарактеризовало как полную растерянность - сквозь каждую ноту зияет большой знак вопроса. Стравинский, известно, консерваториев не кончал - единственный, кто настойчиво вёл его в люди, был Николай Андреич. А тут такое - бабах, и нету. Полная неопределенность. Как гриццо, пойдешь налево - леший бродит, направо - тоже икс знает что. Игорь вздохнул, постонал - и пошёл, погнал вперед! На сапогах-скороходах с реактивным двигателем.

Смысл концерта раскрылся в следующем опусе - «Жар-птице» того же автора, написанной всего через два года после маловысокохудожественной юношеской работы. Музыка балета сегодня была настолько ошеломительно сыграна нашей главной маэстрой, что ей (маэстре) можно простить все халтуры последних лет - сыграна фантастически, неправдоподобно, безупречно! Такие откровения запоминаются надолго, если не на всю жизнь (последнее в материнском театре было, пожалуй, в 2008 году на гергиевском «Тристане» с Биллом Виолой). В результате магии Абисалыча гений Стравинского - именно гений - воссиял всеми оттенками огнедышащей, переливающейся тысячами оттенков ирреальности, которая неизвестно откуда у него вырвалась. Можно написать кучу эпитетов, но этого всё равно не перескажешь.
При этом Абисалыч чота плохо выглядел - желтого цвета, прихрамывал (стараясь скрыть это) и на кульминациях подпрыгивал только на одной ноге.. небось, какой-нить остеохондроз или того хуже. В общем, дирижерский подвиг, помноженный на изливающуюся лаву стравинского вдохновения, создали ощущение прямо-таки чуда - не случайно в начале первого ночи (концерт начался в 22) публика не спешила, как обычно, ломануться в сторону метро.

Чуть не забыл. Для разогрева прозвучала сюита из оркестровых фрагментов «Китежа» - ну типа чтоб мы поняли, кто был Римский-Корсаков, которого мы потеряли. Но это, похоже, игралось с листа, а потому вышло хыть и профессиональным, но этак корректно-нейтральным, без откровениев.

Если кому интересно - весь концерт покуда висит на сайте Мариинки (Погребальная песнь с 45 минуты, Жар-птица с 59-й).
https://mariinsky.tv/

муsic, present perfect, artefuckt

Previous post Next post
Up