Россия, реж. Марина Мигунова, в ролях: Виктория Исакова, Роман Полянский, Виктор Добронравов, Александра Мошкова, Евгений Князев, Андрей Дементьев.
Несколько дней из жизни Марины Цветаевой: знакомство с Сергеем Эфроном в Коктебеле в 1911-м; любовная связь с Константином Родзевичем в Праге 1922-го; разлад с дочкой в Париже в 1937-м; возвращение в Москву, аресты, война, финал.
Начавшись как приключенческое кино (мужик бесследно пропадает в пещере), «Зеркала» быстро оборачиваются тем, чем и должны быть - тягостным байопиком про известную персону, которой ничто человеческое было не чуждо. Любопытно разве то, что Цветаева здесь показана довольно отталкивающей женщиной, которая сразу признаётся: «Я всегда такая, плохая и скверная, другой не ждите» - и в дальнейшем полностью соответствует как собственному описанию, так и стороннему: «Она людей ест». Героиня не умеет ходить по улицам, ненавидит светскую болтовню, нещадно ругает малолетнюю дочь (та называет её исключительно по имени), выкладывает всю душу первой встречной - и чувствуется, что свести счёты с жизнью эта безумная решила задолго до рокового дня, проживая жизнь в этом предвкушении и не отказывая себе в удовольствии потрепать нервы родным и близким. «Мариночка, вы выпили своё успокоительное?» - «Нет, и не хочу».
При этом её поэтический дар из фильма неочевиден. Конечно, нас сразу предупреждают, что «в ней материал десяти поэтов, и сплошь замечательных», но верить в это предлагается на слово: мол, мы знаем, что Цветаева - великий поэт, и не будем больше об этом. Иногда она, впрочем, нежно гладит бумагу, или замирает, никого не слыша, и мечтает о тюрьме, где можно было бы писать без бытовых забот, а как-то раз даже выступает со сцены в литературном кружке (все слушатели уходят)… Но в целом картина вряд ли убедит незнающего человека срочно взяться за томик стихов - в отличие, например, от другой недавней биографической ленты «Шагал - Малевич», которая при всех своих недочётах интерес к персоналиям всё-таки вызывала. Хотя снимать кино о Слове, конечно, куда труднее, чем об Изображении.
И вообще, фильм о поэте - всё лучше, чем о бандитах. Другой вопрос, правда ли нам нужен такой фильм? Галочка в соответствующем списке Минкульта, понятно, поставлена - но состоялись ли «Зеркала» как полноценное художественное произведение?.. Нет, однако и творческой неудачей картину не назовёшь. В ней много лишнего, много пустого, но очевидно, что авторы старались - и сделали со своей стороны всё, что могли. Жаль, что для настоящего кино этого оказалось недостаточно, зато по телевизионным меркам - более чем, и по ряду параметров фильм явно выше большинства сериалов.
«Ридус, 25 апреля 2014 года, «Обзор кинопремьер: диалоги Мамароша с Газгольдером перед зеркалами»