«Вы в пустыне, бредете по песку. Вы смотрите под ноги и видите черепаху. Вы наклоняетесь и переворачиваете ее на спину. Черепаха сучит лапами, но не может перевернуться обратно без вашей помощи. Почему вы ей не помогаете?
a) Не любите черепах
b) Пытаетесь понять, сухопутная это черепаха или морская
c) Это просто кино...»
Нет, это не кино. Не тест Войта-Кампфа из фильма «Бегущий по лезвию», а Taste test на сайте калифорнийского архитектора Уэса Джонса (Wes Jones) и его бюро Jones, Partners: Architecture (J,P:A).
Выпускник военной академии в Вест Пойнт, а также двух престижных архитектурных школ (Беркли и Гарварда), Уэс Джонс, пожалуй, самый интересный представитель техно-архитектуры в США. Впрочем, термин «техно» придумали критики. Сам Джонс называет метод работы своего бюро словом БОСС. Это именно метод, а не стиль или направление.
БОСС, по словам Уэса Джонса, происходит от боссанова - словечка калифорнийских серферов и автогонщиков 1960х, обозначавшего нечто хорошее со смыслом (goodness with an edge). Впоследствии, продолжает он, все такие словечки были поглощены обобщающим круто (cool). Джонс и его партнеры возродили термин БОСС, чтобы обозначить крутость полезных вещей: «функциональную и осмысленную крутость». Примерами «БОССовости» могут служить сложные, но при этом красивые механизмы, вроде роторного экскаватора.
Однако Джонс не делает из машины культа. Он, скорее, за равноправное взаимодействие, даже дружбу с машинами. Такой подход, как ни странно, может быть на пользу и человеку, и даже природе.
Техника (по Хайдеггеру, которого Джонс цитирует не реже, чем знаменитый фильм Ридли Скотта) «выманивет природу из укрытия», т.е. позволяет увидеть ее скрытые особенности. Именно это помогает БОССу быть экологичным, дружить с природой, а не соперничать с ней. Открытое сотрудничество, а не стыдливая мимикрия «экологического дизайна» - вот что такое БОСС.
За подробностями стоит заглянуть на новый (
www.jonespartners.com) и старый (
www.jonespartners.com/previoussite) вебсайты J,P:A. Разобраться в них не особенно легко, но если вам удастся, значит, вы сами уже отчасти БОСС.
Комиксы, которые публикуются сегодня, представляют Уэса Джонса в слегка непривычном свете. На этот раз, он пытается разобраться в технологиях бизнеса и политики. Для этого была придумана корпорация Картун Девелопмент Груп (KDG), а сам Джонс стал «овцой в волчьей шкуре» - архитектором в обличии девелопера. Цель исследования - посмотреть на отношения «сознательного урбаниста» и жадного до прибыли дельца с обратной, непривычной архитектору стороны. То есть, обойтись с бизнесом так же, как и с природой - выманить из укрытия, чтобы лучше понять и научиться использовать ко всеобщей выгоде.
К Дубаи, уже довольно давно, обращены взгляды многих архитекторов. Причина такого интереса общеизвестна - сказочно богатые государственные заказчики с идеями.
Уэс Джонс отличается от большинства тем, что не участвует во всеобщей гонке по проектированию небоскребов в пустыне, а выступает, как бы вне конкурса, с аналитическими предложениями. При этом, их масштаб еще более гигантский, чем у всех: не только на полкилометра вверх, но и на 30 с лишним лет вперед. Изложи он их всерьез, в виде заумных текстов и схем, не вызвал бы у публики ничего, кроме саркастической улыбки. Самоирония автора и несерьезность жанра спасают положение. Новую восточную сказку о современных технологиях, экологической ответственности и «умных манипуляциях» с недвижимостью рассказывают девелоперы, стюардессы, рыночные торговцы и гастарбайтеры.
Опубликовано в
Пi#22