Наша система образования не делает ничего, чтобы дать нам какие-либо практические знания о вещественном мире. Иначе говоря, нас не учат готовить, шить одежду, строить дома, заниматься любовью, делать хоть что-то из самых важных в жизни дел. Образование, которое наши дети получают в школе, состоит из одних только абстракций. С его помощью можно стать только продавцом страховок, или бюрократом, или каким-нибудь работником умственного труда.
Алан Уоттс
Специалист подобен флюсу
Козьма Прутков
3 буквы - D.I.Y. (Ди-Ай-Вай) вошли в жизнь американцев в 1950-е годы. Эта аббревиатура означала Do It Yourself - «сделай это сам», и подразумевала самостоятельную работу по дому - ремонт электрооборудования, бытовой техники, изготовление мебели, а также необходимые для этого инструменты и материалы. Так же стали называть и магазины, в которых такие товары продавались.
У нас, еще с советских времен, тоже существовали подобные магазины: «Сделай сам», «Умелец» и так далее. В принципе, любой хозяйственный магазин, где продаются хотя бы лампочки и гвозди, по-английски может называться D.I.Y. store. В первую очередь, так называют сетевые универмаги хозяйственных товаров, которые в Москве, например, представлены марками ОБИ, Леруа Мерлен, Касторама и т.п.
Однако, с середины 1960-х эти буквы обогатились новыми значениями. На волне антибуржуазных настроений и протеста против деятельности крупных корпораций, которые становятся посредниками между изготовителем практически любого товара и его потребителем, термин D.I.Y. стал обозначать деятельные формы борьбы с косностью и закрытостью существующей системы образования (см.слова философа Алан Уоттс в эпиграфе), и с формирующимся на Западе обществом потребления.
В таком обществе потребителю абсолютно не нужно знать, как устроены используемые им товары. Уже тогда, в конце 1970-х, многим были очевидны недостатки этой системы: потребитель становится абсолютно зависим от крупных производителей. Будучи не в состоянии ни починить, ни усовершенствовать используемые им вещи, он вынужден за любой мелочью обращаться к в сервисный центр, и регулярно покупать новые модели одних и тех же товаров.
Формы борьбы подразумевали самостоятельный поиск информации о том, как делаются самые разные вещи, и свободный, добровольный обмен этой информацией. И конечно, ее максимальное использование. В авангарде движения, помимо любителей самоделок, оказались панк-музыканты, многие из которых принципиально отказывались сотрудничать с крупными звукозаписывающими лейблами. Вместо этого они записывали, выпускали и распространяли свои альбомы сами.
Однако, D.I.Y. движение вовсе не выступало за отказ от профессионализма в пользу любительства. Скорее, за максимально широкое распространение специальных знаний и свободный доступ к ним.
Сейчас, благодаря Интернету, распространять и находить знания гораздо легче, чем на рубеже 1960х-70х. В те годы одним из пионеров этого дела стал молодой ученый Стюарт Бранд. В 1968 году он начал выпускать «Каталог всего на Земле» (Whole Earth Catalog, WEC) с подзаголовком «Доступ к средствам» (Access to Tools). Это была, с одной стороны, популярная энциклопедия с технологическим уклоном, охватывающая самые разные области практического знания, с другой же - глобальный (в пределах США) перечень товаров и их производителей, с помощью которого можно было приобрести (в идеале) практически любой предмет без посредников.
Каталог выдержал немало изданий, и, в конце концов, поселился в Интернете, прообразом которого, по мнению многих, был он сам. По иронии судьбы, первым эту мысль высказал Стив Джобс, основатель Apple, компании, которая в наши дни является одним из столпов общества потребления.
Вслед каталогу Бранда стали появляться другие самодеятельные издания той же направленности в разных странах, даже таких, казалось бы, отсталых как Папуа - Новая Гвинея, где в конце 1970х вышла Liklik Buk. Некоторые из них потом тоже нашли свое место в Интернете, другие же с его появлением перестали выходить.
Интернет является и самым наглядным примером D.I.Y. подхода, и главным распространителем D.I.Y. информации, поскольку позволяет передать любые знания непосредственно от человека к человеку, а также находить и приобретать без посредников почти любой товар. Причем для распространения информации не обязательны специальные знания. Внутри Интернета существует немало D.I.Y. сообществ, самым крупным из которых (и самым похожим на легендарный WEC), пожалуй, является Википедия.
Ну и напоследок - традиционный D.I.Y. словарик:
1. Do It Yourself, D.I.Y.(1) - самостоятельная работа по дому и вокруг него - ремонт электрооборудования, бытовой техники, автомобиля, изготовление мебели и т.п. Не путать с Household running - ведением домашнего хозяйства.
2. D.I.Y. store - магазин по продаже товаров для самостоятельной работы по дому - инструментов, и материалов (но не бытовой техники!) Ключевые слова - работа по дому. Магазины по продаже радиодеталей, например, так не называют. У нас этот термин чаще всего встречается в маркетинговых материалах по крупным торговым центрам. В англоязычных странах так могут назвать любой хозяйственный магазин, если в нем продаются не только посуда и стиральные порошки.
3. D.I.Y.(2) - самостоятельное, без привлечения специалистов, и, что важно, не серийное, изготовление чего угодно, от игрушек до автомобилей. Обобщая оба приведенных здесь значения, можно сказать, что D.I.Y., в самом широком смысле, означает самостоятельность, самостоятельное, независимое действие.
4. D.I.Y. ethic - этика самостоятельности. Подразумевает самостоятельный поиск знаний и их практическое использование в тех областях, где рядовой потребитель полагается на поддержку общества потребления.
5. How-to - Как надо? В отличие от Know-how, для которого принципиальным фактором является секретность, How-to - открытая для всех, написанная популярным языком инструкция, адресованная желающим сделать что-либо самостоятельно. Обмен информацией между любителями D.I.Y. состоит, главным образом, из таких инструкций.
6. Zine - «Зин», сокращение от magazine (журнал) - самодельный (D.I.Y.) журнал, выпускаемый группой энтузиастов. В начале 1990-х, с развитием Интернета, бумажные Зины постепенно сошли со сцены. Некоторые перекочевали в Интернет, и там растворились среди блогов и электронных медиа. Сейчас термины zine, e-zine используются для обозначения самодельных Интернет-изданий и изданий, не имеющих бумажной версии.
7. Lo- tech - ло-тек, своеобразный антоним хайтека. В «хорошем» смысле, означает либо сознательный отказ от высоких технологий там, где в них нет острой необходимости, либо «традиционные» технологии. В «плохом» смысле - злонамеренный отказ от благ цивилизации и технического прогресса, своего рода современный луддизм.
8. Open Design - открытый дизайн - создание и выпуск вещей, которые потребитель сможет самостоятельно совершенствовать или адаптировать. Open design чаще всего подразумевает обратную связь. Это означает, что пользователь будет делиться своими находками со всеми желающими.
9. D.I.W.O., Do It With Others - Сделай с другими - самостоятельная коллективная работа.
10. Handmade - ручная работа. Это понятие, как ни странно, имеет мало отношения к D.I.Y. культуре. Это слово, как правило, означает ручной труд профессионалов (чаще всего - в области традиционных ремесел), а не опыты любителей.
Опубликовано в
Пi#25