В прошлом посте я обещала вам показать Каргопольские небеса. Выполняю. Обратимся в начале к статье в
вики "Не́бо (небеса́) - конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже - плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце, как правило, изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых." Статья в вики очень неплохая и основывается на работах Т.М.Кольцовой, я тоже буду на нее ссылаться (длинные
цитаты в электронном виде, а часть цитат взята из бумажной книги "Росписи "неба" в деревянных храмах русского севера", Т.М. Кольцова, 1993 г.)
Сразу оговорюсь, что в собранном виде и на оригинальном месте (в церкви) я эти "небеса" в полном объеме, к сожалению, не видела. То, что я вам собираюсь показать - это экспозиция каргопольского музея, расположенная в Христорождественском соборе. Как вы уже поняли, сами "Небеса" выглядят как солнышко: в центральном круге - изображение Пантократора,, от которого расходятся лучи-доски (каждая в форме трапеции), с разными сюжетами, все это - роспись маслом по дереву. В музее они стоят по отдельности, так я вам и буду их показывать.
Кольцова Т.М. о происхождении этого уникального явления Русского Севера пишет: "Происхождение перекрытия "небом" можно связать с появлением на Севере в XVII в. новых типов деревянных храмов с увеличением их объемов, а также с желанием создать подобие купола в интерьере в подражание каменным церквям... Конструкция "небом" - облегченный тип потолочных перекрытий, не требующий промежуточных опор, .. Перекрытия удерживаются преимущественно на распоре балок каркаса... В культовых интерьерах перекрываются огромные пространства без дополнительных опор - до 12-13 метров...
Вне зависимости от общей высоты сооружения "небеса", как правило, устраивались довольно низко от уровня пола..Такая специфика культового строительства на Севере была связана с необходимостью постоянно беречь тепло в храме. "
Например: "Высота внутреннего помещения (от пола до «неба») церкви Иоанна Златоуста 1665 г. с. Саунино в Каргополье всего лишь 5,7 м при общей высоте сооружения 33,7 м. Общая высота Георгиевской церкви XVII в. д. Порженская в районе Кенозера - 17 м, а высота от пола до «неба» - 3,5 м. В алтаре той же церкви от пола до «неба» всего лишь 2 м....Прослеживается некоторая зависимость количества граней «небес» от размеров перекрываемого ими объема. Чем больше пролет, тем больше число граней на "небе". Часовни, пролеты которых обычно не превышали 3-5 метров, имели минимальное количество граней - 8 или 12, реже-15 или 16. Храмы большого размера чаще всего перекрывались «небесами», состоящими из 12, 15, 16, 20 или 24 граней, хотя встречаются и восьмигранные."
"Небеса" получили распространение в деревянных храмах Русского Севера на территориях современных Архангельской, Вологодской, Мурманской областей и Республики Карелиии... Хронологический период в котором известны перекрытия "небом", - XVIII-XIX вв."
Все надписи вроде легко разобрать, но можно меня спрашивать, подскажу. Пожалуй, пронумерую фотографии.
1. Трубящий ангел XVIII в. Никольская церковь, с.Волосово.
2.
3.
4.
5. Архангелы и Евангелисты из церкви Рождества Христова, д.Большая Шалга.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
Эти два Евангелиста у меня потерялись.
13.
14.
Из неизвестной часовни села Ошевенское.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
Из церкви Рождества Богородицы в с. Красная Ляга (поновлены 1880 г. Г.Андреевым)
25.
26.
Общий вид граней небес. Д.Низ (Ошевенское), XIX в.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
Фрагмент "небес" Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв): изгнание из Рая и убийство Авеля Каином.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
Сцены сотворения мира из Георгиевской часовни из деревни Низ (XVIIIв).
47.
Оттуда же.
48.
49.
50.
51.
А вот относительно свежее поступление - "Небеса" из Никольской церкви села Ловзанга (1888-1889гг) поступили в музей в 1997 г. Иконописец Павел Булатов использовал "в качестве иллюстративного подлинника картины Юлиуса Шнорра фон Карольсфельда, которые бытовали в России в виде фотолитографированных копий, собранных в альбомы." (
ссылка).
52.
"Гибельная кончина Иуды предавшего Бога".
53.
54.
55.
56.
А это мы уже пошли в верхний Христорождественский храм, где можно посмотреть интересный иконостас, а фотографировать нельзя. Это двери.
57.
И все же один кадр сделали.
58.
А это из музея иконы, куда мы успели забежать буквально на 5 минут.
59.
Преп. Никодим Кожеозерский, XVII в.
60.
Спас Оплечный, XVIIIв.
61
На СеверА, лето 22. Старица. На СеверА, лето 22. Старая Русса. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 3. На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 4. На СеверА, лето 22. Старая Ладога и монастырь Александра Свирского. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви Подпорожья. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Щелейки, Гимрека, Красный Бор. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Палтожский погост, Саминский погост, Челмужи, Пяльма. На СеверА, лето 22. Деревянные церкви Каргополья: Лядины, Красная Ляга, Саунино, Архангело На СеверА, лето 22. Каргополь.