На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Палтожский погост, Саминский погост, Челмужи, Пяльма.

Jun 28, 2023 22:10

  Извините за долгое молчание, у меня есть оправдание - я ездила в путешествие по Сванетии (храмы и фрески). Надеюсь со временем я все здесь расскажу, но пока я продолжаю отчет по СеверАм. Напомню, что в прошлом посте мы перебрались на пароме обратно через речку Свирь, а план на день был такой: ночевать в городке со звучным названием Пудож, а по пути осмотреть побольше деревянных церквей. Тем временем погода вконец испортилась и стало довольно противно. С дорогой произошло то же самое. Вот какая-то забытая всеми деревушка в месте где было совсем уж...



    Несколько часов мы "боролись с дорогой", пока не выехали на основную трассу, где был наконец отличный асфальт и приятная пустынность. Вот и наша следующая точка - Палтожский погост. Знаменская каменная полуразрушенная церковь 1833 года и прекрасная деревянная Богоявленская (1733 г., отреставрирована в 2015-м). Церкви стоят почти вплотную, сфотографировать Богоявленскую отдельно это квест, но мы справились.





Снизу кадра видна кромка бордюра/поребрика - комплекс стоит на трассе.


В Палтоже мы прыгали по мокрой траве в поиске лучшего ракурса для фото, укрываясь накидками и зонтиком. Потом вообще пошел сильный дождь и казалось что это надолго. Мы загрустили, но надо было ехать дальше и вдруг через полчасика в небе появились сначала просветы, а потом и солнышко, дождь закончился и погода резко пошла на лад.
Без особых проблем мы преодолели короткий грейдер в сторону от трассы и вот уже перед нами возник великолепный шатер храма Ильи Пророка (построен между 1692 и 1702 гг.). Саминский погост - главная цель этого дня. Мечта К. - по рассказам отца. Мечта также и моя - по описаниям и картинкам в интернете. И это место не обмануло наших ожиданий, оно стоит посещения.


Рядом остатки храма Тихвинской иконы Богоматери (1897, разрушен, как я понимаю, уже в XXI веке.)


Удивительно, но на сайте sobory есть старая фотография.


В интернете лежит очень симпатичная книжка:  Криничная Н. А. Вытегорье - корабельная страна : дневник собирателей фольклора (июль - август 1971 года), даю на нее ссылку.
И цитатку: "Встречаясь с неведомым прежде селом, видим нежданно-негаданно: из-за хаоса крыш, труб, телеграфных столбов строго, стремительно вздымается к небу шатер рубленой церкви. Саминская церковь принадлежит к храмам прионежского типа: последовательно прирублены квадратные в плане клети - разномерные трапезная, собственно церковь, алтарный прируб. На восьмерик центрального сруба водружен высокий восьмигранный сруб с двойными расширениями повалами, что сразу указывает и на почтенный возраст строения. На нем - тяжелый шатер с хорошей формы главкой-луковичкой. Над трапезной - невысокая сквозистая звонничка под шатериком... Окрестности живописные. Все обозримо на речке Самине, северном притоке Андомы. Под ногами снуют небоязливые овцы, ягнята. Близко поблескивает речка. Кудрявая зелень уходит в дремуче-разбойные, сказочные лога меж холмами. А там, высоко на сельге-ветродуе, виднеются деревушки - словно игрушечные селения на сказочном ките. Здесь их так и называют - «деревни на горах». И чуть манерно горбатится деревянный мост. И все же не можем отвлечься от неожиданного подарка - видения шатрового рубленого храма! "
Спускаемся к речке Самина.


Мы не рискнули поехать на машине через деревянный мост - пошли пешком.


А это сваи старого моста.


Еще цитата оттуда же. "...записали и бытовой рассказ-предание о том, как, собираясь поставить храм, на сходе выбрали крестьяне ходока: надо ведь пойти в Новгород, поклониться архиепископу, получить благословение... Собрали мирскому человеку рубль денег, дали вязку лаптей впрок, полотна на онученьки. И пошел он встречь ветру-шелонику - лапотками топ да топ, оборочками на онученьках свись да свись. А чужая сторона - что сухая борона. Был тот мужик, помнят, из ближней деревеньки Ухтозеро. Они, ухтинские, и сроду пройдисветы. Они и на Москву ходили - сказать царю, боярам, что прогнали своим народным множеством поляков-«панов» в далекое Смутное время. И за то будто были освобождены от налогов и солдатчины..."


Напротив через мост уже другая деревня - Берег.


Все живое-жилое. Дышит.






Пожалуй самое цельное и аутентичное место во всей поездке.




Ходили там, как завороженные. Туристов нет, местные жители заняты своими делами, мы были практически одни.










Вернулись на трассу и поехали в Пудож. Дорога была прекрасна и пуста. Было еще рано и мы решили посмотреть что-нибудь еще. Бешеной собаке семь верст не круг, вот мы и махнули 120 км почти под Медвежьегорск в Челмужи. Смотреть Богоявленкскую церковь (построена между 1577 и 1605 гг.) стоящую на берегу Онежского озера. Большое спасибо за наводку kuba.


Изумительное крылечко и интересные детали.




А на Онежском озере закат. :)




Вдохновившись от увиденного, мы еще заехали в деревеньку Пяльму (по дороге же, спасибо kuba). Соваться на машине на деревянный мост мы опять не рискнули, пошли пешком. В деревне сохранились старые дома, жители поддерживают и восстанавливают традиционный уклад. (подробнее) Очень у них там хорошо и живописно.




Крепкие дома.


Внезапно в википедии я обнаружила ссылка на статью где записаны прозвища жителей Пяльмы по материалам фольклорной экспедиции. (полюбопытствовать).


Мальчишка на реке играет с куском пенопласта -- ожившее воспоминание моего дачного детства. Вот также и мы...




Стожок, ворота, деревянные качели (не видны).


Церковь Ильи Пророка, 1720 е.






Поля иван-чая.






Мост.




Ну а теперь пора в Пудож. Так закончился этот очень длинный и прекрасный день. Продолжение будет.
На СеверА, лето 22. Старица.
На СеверА, лето 22. Старая Русса.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 1.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 2.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 3.
На СеверА, лето 22. Великий Новгород, часть 4.
На СеверА, лето 22. Старая Ладога и монастырь Александра Свирского.
На СеверА, лето 22. Деревянные церкви Подпорожья.
На СеверА, лето 22. Деревянные церкви: Щелейки, Гимрека, Красный Бор.

Саминский погост, путешествия, Палтожский погост, Пяльма, деревяшки, архитектура, РФ, Челмужи

Previous post Next post
Up