От озер Страны Полночной: восточное Обонежье (Челмужи, Пяльма, Пудож, Водлозеро)

Sep 19, 2017 00:34

Покинув Заонежье, вдоль восточного берега Онежского озера двинулись в сторону Пудожа. Первоначальный план с ночевкой в палатке не территории Водлозерского Национального парка был отвергнут из-за моей простуды и выработавшейся у всех членов экспедиции привычки к комфорту : ) Решено было остановиться в гостинице в Пудоже, что экономило нам в этот день еще пару часов.

Шатровая Богоявленская церковь в деревне Челмужи относится к древнейшим деревянным памятникам Карелии - дата строительства 1605 г. Кроме древности она замечательна и своей прекрасной архитектурой, и красивыми резными деталями, и чудесными видами на Онежское озеро. Жаль только, что открыта она бывает лишь утром в воскресенье, а мы приехали в четверг.
Следующую остановку сделали на Челмужской косе, поросшей замечательным сухим хвойным лесом. И хотя лето в этом году выдалось короткое и малоснежное дождливое и холодное, и даже песчаный пляж из-за высокой воды оказался затоплен, место это все равно облюбовано апологетами палаточного отдыха. Потому все окрестные черничники тщательно обглоданы, а грибы в радиусе нескольких километров собраны.
После этого направились в деревню Пяльма, где сохранилась часовня Ильи Пророка (1720-е гг), несколько старых домов северного типа и чудесный на вид очень хлипкий мостик с деревянным настилом, по которому В. провез нас на автомобиле ради острых ощущений.

Поселившись в гостиницу и поужинав, вечер потратили на прогулку по городу Пудожу, где, впрочем, несмотря на солидный возраст поселения, интересного осталось крайне мало: несколько старых деревянных и каменных домов (в одном из которых размещается местный музей, куда мы в урочное время не попали), да сильно перестроенная деревянная церковь Александра Невского (1903 г).



Крыльцо Богоявленской церкви в Челмужах (1605 г, но крылько, конечно, более позднее).



А вот традиционный вид с крыльца на озеро - всегда выигрышный ракурс.




Богоявленская церковь в Челмужах (1605 г) со стороны крыльца и со стороны апсиды.



Алтарная часть не пристроена, а сплошная. Двускатная крыша покрыта небольшой бочкой.



Несимметричные окна - тоже очень архаичная черта.



Церковь стоит у впадения реки Немина в Онежское озеро.



Старых домов в оживленных Челмужах мало.



Вот редкий экземпляр - традиционный восьмистенок.



Зато остался старый мост, по которому из нового поселка Челмужи можно попасть в историческое село, где и стоит церковь. Раньше по нему можно было даже ездить на автомобиле, но сейчас только пешком.



Челмужская коса, хоть и многолюдна, но очень живописна.



Деревянное в этом краю почти все - даже забор зоны 1930-х годов постройки.



Повенец. Тот самый Беломорканал, изначально вырытый руками заключенных в 1930-е гг с использованием самых примитивных орудий.



Рядом в 2004г в память о погибших на строительстве Беломорско-Балтийского канала из железобетона и дерева была выстроена эта необычная церковь Николая Чудотворца.




Деревня Пяльма. Удачных пропорций Ильнская часовня (1720-е гг) с интересными деревянными воротами ограды.



Часовня изнутри.



Вид на реку Пяльма со звонницы.



Через реку перекинут деревянный мост на железных опорах - ездить по нему на автомобиле безопасно, но, на первый взгляд, страшновато.



В Пяльме много старых домов - вот один из самых интересных экземпляров.



Пудож. Бывшая уездная земская управа (нач. 1910-х гг -1918 г). Сейчас в этом доме размещается местный краеведческий музей.



А вообще, достопримечательности Пудожа весьма скромны - как эта лавка купца Овчинникова (кон. XIX - нач. ХХ в), например.



Или эта торговая лавка 1890 г.



Пудож. Жилой дом (кон. XIX -нач. ХХ вв).



Пудож. Дом купца Базегского (кон. 1870-х гг) - первое каменное здание города. Еще недавно здесь был детский дом, но сейчас его перепрофилируют.



Торговая площадь. Дом священника (кон. XIX в) в зарослях иван-чая.



А вот чайная лавка купца Егорова (1901 г, реставрация 1960-х гг).



Пудож. Церковь Александра Невского (1903 г) построена на средства купца Базегского.

Центр Водлозерского Нацпарка деревня Куганаволок находится в 60 км от ближайшей трассы, и ведет туда грейдер весьма среднего (а в дождливую погоду - и очень плохого) качества. Дастер преодолел его чуть меньше чем за пару часов - но мы спешили, т.к. в 11.00 на местной пристани нас ожидал катер на Ильнский погост, о котором мы заранее договорились с администрацией нацпарка.
Водлозеро встретило нас хмуро, но для этих краев, похоже, это обычное дело. Плыли мы до Малого Колгострова где-то полчаса, попали в полосу дождя, но на самом острове дождя не было. Зато были полчища  злых и голодных комаров (несмотря на то, что лес здесь, в основном, хвойный), которые ели нас поедом все наше короткое пребывание на острове, так что не повторяйте наших ошибок - не забывайте баллончик с репеллентом на берегу.
Ильинский погост - храм 1798г, обнесенный оригинальной деревянной оградой с воротами и башенками. Оград таких сохранилось очень мало (мне известно всего о трех) - даже кижская воссоздана как раз по образу и подобию водлозерской. Сама церковь была сильно перестроена в кон. XIX в - тогда вместо обветшавшего шатра появился нынешний кубоватый купол, являющийся яркой особенностью памятника.
От внутреннего убранства на месте ничего не сохранилось - иконостас и «небо» в храме новые. Интеллигентный священник, отрывший нам церковь, сообщил, что до 60-х годов сохранялось оригинальное «небо», но потом его увезли то ли в Кижи, то ли в Петрозаводск. Выставляется ли оно ныне или лежит в запасниках - вопрос (я уже писала, что основные карельские музеи в эту поездку мы не посещали). Местный священник (по-видимому, монах возрожденного недавно монастыря) оказался человеком не только образованным, но и очень наблюдательным. Он рассказал массу всего интересного - из того, чего не прочитаешь ни в одной книге. И о водлозерах - смешанном славянском (новгородском) и финно-угорском населении этого края, среди которых до сих пор можно различить новгородский тип. Когда-то жизнь на острове била ключом, здесь и в окрестностях было несколько больших деревень, даже проводилась Ильинская ярмарка. С упадком Великого Новгорода местные водные пути сообщения (через Водлозеро добирались из Новгорода на Кенозеро) утратили свою былую значимость, и места эти оказались надолго изолированы - вплоть до 80-х годов прошлого века сюда не было никакой сухопутной дороги, добирались пешком, на лошадях или на гидросамолете, потому неудивительно, что в местных деревнях сохранились очень архаичные типажи. Также священник рассказал, что на соседнем Большом Колгострове, где у монахов пасека, живет медведь (!) - и пасека цела лишь потому, что местные медведи ввиду отсутствия диких пчел никогда не пробовали мед и не знают, что это такое.
На Колгострове случались и трагические происшествия - в конце 1990-х гг на озере выпали из лодки и погибли два монаха, зимой 2003 года принятыми ранее на послушание уголовниками был убит единственный проживавший тогда на острове монах - отец Нил (его могила находится у церкви). Сейчас здесь проживает несколько иноков - так и легче, и безопасней. Да и вообще, места там суровые, климат тяжелый, способствующий обострению разных хронических заболеваний. Плюс энцефалитные клещи в сезон свирепствуют. Ну и комары-людоеды тоже - это мы в полной мере испытали на себе : )
И тем не менее, нам захотелось сюда вернуться. По словам нашего капитана, в деревнях на берегах Водлозера сохранилось много деревянных часовен, да и сами деревни в такой глуши очень аутентичны и интересны. Так что обдумываем идею на следующий год приехать туда покататься по озеру. Ну и другие места Пудожского района вызывают интерес - те же онежские петроглифы, например, к которым вроде как пудожский музей возит туристов. В общем, мысль интересная, нужно будет обдумать.
А мы, вернувшись на трассу, вскорости покинули пределы Карелии и отправились на восток в Архангельскую область, об озерной части которой и будет мой дальнейший рассказ.



Колгостров. Ильинский погост (1798 г) и его оригинальная ограда. Кубоватый купол и трапезная появились в результате перестройки погоста в кон. XIX в.



Он же с другого ракурса.



По бокам от ворот размещаются торговые лавки, где местные крестьяне выставляли свой товар во время проводившейся здесь ярмарки.



Так ворота выглядят изнутри.



Рядом с церковью находится старое кладбище. К сожалению, за недолгую историю возрожденной обители на нем появилось несколько ноых могил. А это старые кресты, собранные здесь.



ограда местами разрушается.



Ильинская церковь со стороны апсиды...



... и вид всего комплекса от колокольни.



"Небо" внутри новое, старое хранится где-то в запасниках Кижского музея.



От старого остались только тябла с орнаментом.



На острове растет уникальная многоствольная береза, которую называют "12 апостолов".



Вид на Водлозеро с погоста.



Покидаем Ильинский погост.



И направляемся назад.



Острова на Водлозере.



Куганаволок. Причал.



В парке есть несколько турстоянок. С одной открывается вот такой чудесный вид на озеро.



Река Водла соединяет Онежское и Водлозеро.



Куганаволок. Чайки на деревянном причале.

Карел. Медвежьегорский район, Россия, От озер Страны Полночной, Карел. Водлозерский парк, Карел. Пудожский район, охота к перемене мест, Карелия

Previous post Next post
Up