На заплыв по Кижскому ожерелью (за исключением самих Кижей) потратили часов шесть. Возил нас на своем катере Александр из Типиниц, с ним также можно договориться и о поездке на Кижи (кстати, это будет дешевле и ближе, чем на метеоре из Петрозаводска - но это если вы добрались до Типиниц). А так, если бы в нашу программу были включены сами Кижи, нужно было бы продлить пребывание в Заонежье еще на целый день. Ведь помимо знаменитого погоста, на острове собраны памятники деревянного зодчества со всей Карелии: церкви, часовни, дома, хозяйственные постройки, мельницы и т.д. Вся экспозиция размещается по всему острову, территория которого весьма велика. Самый отдаленный конец музея - т.н. Пудожский сектор, где собраны дома и часовни из деревень Пудожского района Карелии. Александр даже предлагал нас там высадить, но мы решили, что Кижи заслуживают отдельной большой поездки, которую в текущей ситуации сочли нецелесообразной. Во-первых, и я, и В. прежде там бывали, во-вторых, главную «изюминку» острова Преображенскую церковь уже несколько лет перебирают, да не просто так, а по немецкой технологии: ярус за ярусом, при этом как бы «подвесив» храм на железные опоры. Выглядит это, мягко говоря, своеобразно, да и времени займет еще не один год, видимо. Так что на Кижи сейчас ехать никому не советую. Зато, когда переборку завершат (обещают открыть церковь в августе 2020 года), сама туда рвану при первой возможности: скорее всего, тогда же начнут пускать туристов внутрь - в 2008 году во время моего визита на Кижи, туда уже войти было нельзя из-за аварийного состояния памятника.
Но близко к острову Александр нас все-таки подвез, чтобы мы смогла посмотреть, что из себя нынче представляет главный музей Карелии. В принципе, ничего неожиданного - реставрация Преображенского храма идет своим чередом, остальные памятники в порядке, ну и народу валом, как обычно. Впрочем, в отличие от зоны погоста, отдаленные концы острова вполне себе безлюдны - гулять здесь можно спокойно и в свое удовольствие.
Кижский погост (Покровская церковь (1764 г), колокольня (1862 г), Преображенская церковь (1714 г), ограда воссоздана в 1959 г по образу и подобию ограды водлозерского погоста, который мы посетили через несколько дней) нынче выглядит вот так. Преображенская церковь перебирается уже на уровне среднего яруса куполов. Но даже, увидев ее в таком виде, нетрудно поверить в легенду о строителе храма мастере Несторе, выбросившем по окончании строительства топор в озеро со словами: "Не было, нет и не будет такой церкви".
Кижский погост с другой стороны и поближе.
Издалека погост смотрится тоже здорово.
Кижи. Церковь Воскрешения Лазаря из Муромского монастыря (до 1391 г) - древнейшая сохранившаяся деревянная постройка России. Вокруг нее традиционно много народу.
Часовня Михаила Архангела (I пол. XVIII в) из деревни Лёликозеро).
Кижи. Дом Елизарова из деревни Середка (1860-1880 гг) и баня перед ним.
Кижи. Жилой дом XIX в и часовня Спаса Нерукотворного Образа из деревни Вигово (I пол. XVIII в).
Кижи. Часовня Успения Богородицы из деревни Васильево (сер. XVII в).
Кижи. Жилые дома XIX в.
Речной вокзал о-ва Кижи нынче, судя по всему, не используется.
Пудожский сектор заповедника Кижи.
Кижи. Парусник у пристани.
Безусловно, Кижский погост - самый выдающийся в России памятник деревянного зодчества, и рассматривать его можно долго даже с воды. Но наш путь лежал на Большой Климецкий остров в деревню Воробьи к часовне Кирика и Иулиты (II пол. XIX в), которая также принадлежит музею. Еще одна часовня на этом же острове - Знамения Божией Матери (II пол. XVIII в), что в урочище Корба.
Потом добрались до Малого Лёликовского острова, что в Кижских шхерах, на котором в 1886 г на средства местного крестьянина была построена замечательно украшенная резьбой церковь Ильи Пророка с элементами эклектики. Сюда мы даже попали внутрь и посмотрели на красивый золоченый иконостас - в церкви дежурил местный житель, с которым Александр и В. долго общались, расспрашивая его о житье-бытье на острове, об отношениях с музеем (не всегда безоблачных), о проблемах и радостях островного отшельничества. Оказалось, что этот человек пишет стихи, он даже прочитал несколько строф, стоя на крыльце церкви. Я, конечно, сейчас не воспроизведу слова, помню только, что размер и рифма соблюдались в них довольно точно. «Стихи такие хорошие пишет - с обидой»,- заметил Александр, когда мы отплыли от острова - по-моему, лучше и не скажешь.
Знаки створа на Онежском озере тоже деревянные - они реально используются для навигации.
Большой Климецкий остров, часовня Кирика и Иулиты (II пол. XIX в) с разных ракурсов. Интересный вынос под крыльцо.
Самцовая конструкция крыши характерна для большинства заонежских часовен.
Старый традиционный дом в Воробьях.
Ветряная мельница в деревне Середка (1928 г). Часовня Знамения Божией Матери в урочище Корба (II пол. XVIII в)
Так часовня Знамения Божией Матери в урочище Корба (II пол. XVIII в) выглядит с воды.
Вид с крыльца часовни.
Село Сенная Губа. Храмовый комплекс церквей Николая Чудотворца (1810 г) и Тихвинской иконы Божией Матери (1848 г). Как видите, архитектура не слишком впечатляющая, потому здесь мы не высаживались.
Лёликово. Церковь Ильи Пророка (1886 г).
Наличники церкви с элементами эклектики очень интересные
Вид со стороны колокольни и со стороны апсиды.
Традиционный вид на озеро с крыльца церкви.
Золоченый иконостас Ильинской церкви в Лёликово сохранил даже пару старых икон.
У церкви сохранились старые захоронения, в том числе и строителя церкви. Не буду утверждать, что это его.
С этого ракурса резной декор Ильенской церкви (1886 г) в деревне Лёликово виден хорошо.
Следующую высадку совершили на материке у деревни Подъельники, где находится поздняя (II пол. XIX в), но оттого не менее прекрасная музейная часовня Варлаама Хутынского и Параскевы Пятницы. Вида она какого-то совершенно сказочного. Здесь проложена также экологическая тропа, но нам нужно было спешить дальше.
На острове Еглов сохранилась часовня Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (кон. XVIII - нач. XIX вв), которая стоит посреди заливного луга, где когда-то косили траву жители исчезнувшей ныне деревни.
Последним объектом поездки стала часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина, что на Волкострове, - самая старая (кон. XVII в), сложная и интересная из всего ожерелья. Часовня также принадлежит музею и отличается уникальной галереей-гульбищем и архаичными наличниками окон.
Часовня Параскевы Пятницы и Варлаама Хутынского (II пол. XIX в) в деревне Подъельники имеет традиционную ограду из валунов.
Часовня Иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" (кон. XVIII - нач. XIX вв) в деревне Еглово красиво стоит посреди заливного луга.
Вид с крыльца традиционно очень выигрышный.
Навигация на Онежском озере в августе активна...
...и разнообразна.
Подплываем к Волкострову. Деревня Насоновщина
На деревянном пирсе нас встречают дикие утки.
Часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина на Волострове (кон. XVII в). У часовни уникальная выносная галерея-гульбище, колокольня с изящной резьбой...
...и архаичные наличники окон типа "сливная доска". Еще наличники и некогда раскрашенные резные столбики.
У соседнего дома интересное крепление ставней (но нужно соблюдать осторожность - в доме живет в меру агрессивный персонаж, который к фотографированию дома относится весьма болезненно). На берегу можно увидеть вот такой традиционный северный восьмистенок.
Возвращаемся в Типиницы.
Часовня Петра и Павла в деревне Насоновщина, что на Волострове, - самая древняя из всего ожерелья (кон. XVII в) и отличается самой интересной архитектурой.