Помни имя своё (Часть 2-я)

Feb 15, 2015 13:52

Окончание. 1-ю часть читать здесь http://mriyap.livejournal.com/12950.html

Через год она пошла в школу. Училась Хильда хорошо, ей очень нравилось учиться, и новые родители были довольны, что ее хвалили учителя. Школа была в соседней деревне. В дождь и в пургу, в мороз и в слякоть дети шли туда и обратно

пешком три километра, никаких школьных автобусов, конечно, не было. Но и в этой деревне была только начальная школа, и через 4 года Хильда уехала учиться в город, в школу-интернат. За учёбу надо было платить, и целый год, когда девочка училась в пятом классе, новая семья платила за её учёбу. Хильда с увлечением училась в школе. К ней здесь все хорошо относились, но особенно её любил математик. И девочка с гордостью могла показать в конце каждой четверти дома свой табель.
       А летом подружка Хильды, которая жила вместе с ней в одной комнате в школе-интернате, смогла взять у себя в деревне в сельсовете справку, что Хильда является сиротой. Теперь за учёбу платить не надо было, и Хильда спокойно могла учиться дальше. А семье не приходилось отрывать от себя деньги, которые, конечно, не были лишними, чтобы заплатить за её учёбу.
        Когда Хильда окончила 7 классов, семья стала думать, что дальше делать с девочкой. Но тут неожиданно вышел новый закон об обязательном среднем образовании, и Хильда осталась учиться дальше в школе - интернате, где она окончила десять классов и получила аттестат зрелости. Знания у нее были хорошие, она смогла поступить в политехнический институт и стала учиться на конструктора-механика.
        Теперь она жила в общежитии и получала стипендию. Стипендия была маленькая, но это были её собственные деньги! Жить было трудно, денег едва хватало на еду, но Хильда не унывала, она уверенно щла к своей цели, мечтала получить высшее образование.
        Так она проучилась два года, а потом пошла работать. Правда, теперь у нее была специальность, она ведь окончила два курса института, и её взяли на работу в конструкторское бюро  техником. Днем она работала, а вечером спешила в институт, учёба еще не была закончена. И всё-таки, Хильда уже была самостоятельной, она уже ни от кого не зависела. Она была очень благодарна своей новой семье, которая вырастила её и дала ей возможность учиться.
         По окончании института Хильда продолжила работать в том же конструкторском бюро, только теперь она была уже инженером. По работе ей часто приходилось ездить в командировки по всей Литве. И вот однажды в 1963 году, будучи в той части Литвы, где, как она помнила, удочерили её сестру, она подошла на улице к понравившемуся ей милиционеру: ей показалось, у него доброе лицо. Хильда спросила у него совета, как можно найти её сестру. Она точно знает, что сестра должна жить где-то здесь, неподалёку. Знает её имя и возраст. Но не знает её новой фамилии. Милиционер посоветовал разместить в местных газетах объявление. Разыскивается такая-то, о ней известно то и то. И просто спрашивать у местных, ведь имя Люция в Литве редкое, если кто-то знает её, то наверняка вспомнит, кто это.
        Хильда так и поступила. Правда, на объявления в газетах никто не откликнулся. Но однажды, когда она ехала в деревенском автобусе и спросила:
- Может, кто-нибудь знает женщину по имени Люция, которой столько-то лет? Это моя сестра, я её разыскиваю. Нас разлучили во время войны. И я знаю, что она живёт где-то здесь.
        И да, один человек отозвался:
- Я знаю такую женщину, она живёт в такой-то деревне.
        Так Хильда смогла разыскать свою сестру. Хильда купила билет на поезд, взяла на работе несколько дней отпуска и отправилась к своей сестре. Как известно - незваный гость хуже татарина. Сестра встретила ее с недоверием. Приехала какая-то чужая женщина и уверяет, что она её сестра.
- А как вы можете доказать, что вы моя сестра?
Хильда стала вспоминать разные события из далёкого детства.
- Помнишь, было так и так…
Но сестра каждый раз останавливала ее.
- Нет, такого вовсе не было!
        Как известно, человеческая память фрагментарна, запоминаются какие-то эпизоды, а остальное полностью забывается. Поэтому и рекомендуют всегда вести дневник. У Хильды в память врезались совсем другие события, совсем не те, что у ее сестры. Она даже растерялась. Такого недоверия она не ожидала. Потом она вспомнила такое, что у сестры обязательно должно было остаться в памяти:
- А помнишь, как ты во дворе птичку хоронила?
        Это Люция помнила очень хорошо, и она заулыбалась, она поверила, что это её младшая сестрёнка Хильда. Сёстры обнялись и расплакались. Так и просидели, обнявшись, весь вечер и всю ночь, рассказывая друг другу обо всем, что произошло в жизни каждой из них, вспоминая родителей и брата. Люция забыла, как она уходила из распределителя, не попрощавшись ни с кем. Она так была счастлива, слишком была занята собой и своей новой курточкой.
        Теперь Хильда была не одна, их было уже двое. Правда, брата они так и не смогли найти… Со временем Хильда вышла замуж, родила сына и дочку. Время шло, дети подрастали. Сын мечтал быть военным лётчиком, он учился в лётном училище. А дочка училась в техникуме.
        Когда русские немцы стали выезжать в Германию, Хильда вспомнила всё, что говорила ей мама в тот такой ещё спокойный теплый сентябрьский день. Она написала письмо в немецкое посольство в Москву, назвала свое настоящее имя и фамилию, указала, где и когда она родилась, кто были её родители, описала, в какой церкви её крестили. Сотрудники посольства послали запрос в ту деревню, где родилась Хильда. Там сохранился архив, все данные подтвердились, и она смогла получить свои новые документы, где стояли её настоящие имя и фамилия.
       Они с сестрой стали искать сведения о своих родителях. Через Красный Крест они смогли узнать о своей матери следующее: кто-то дал свидетельские показания, что такого-то числа 1945 года он видел в какой-то комнате тела двух женщин. Видно было, что обе женщины были изнасилованы и убиты. Одна из них была матерью Хильды… Этот человек узнал её…
       Об отце они смогли узнать, что когда его арестовали, его отвезли в Литву, там он работал в госпитале. Выпустили его в 1949 году. Но, конечно, он никого не смог найти. А ведь был тоже в Литве, совсем недалеко от своих детей. Но не знал, что они там живут. И они о нём тоже ничего не знали… А были так близко друг от друга.
       Потом они нашли тётю, сестру отца, которая, как и прежде, жила в Германии. Тётя рассказала им, что отец тоже смог её найти, спрашивал, не знает ли она хоть что-нибудь о его детях? И добавил:
- Если бы я знал, где они, я бы хоть на коленях пополз к ним, я бы пошел на всё, чтобы их найти…
       Но он умер в 1956 году, так и не узнав ничего о своих детях…
       Бабушка и дедушка их были сосланы в Сибирь, но дедушка не доехал туда, он умер по дороге… А бабушку со временем смог забрать к себе дядя, брат отца, который жил в Дрездене. Там же, в Дрездене, бабушка впоследствии и умерла…
       Потом Хильда собрала все необходимые документы и вместе с семьёй дочери выехала в Германию. Сестра её теперь тоже живёт в Германии, только в другом городе. Муж и сын Хильды остались в Литве. И она иногда ездит к ним в гости.
       Вот так она смогла изменить свою судьбу благодаря тому, что помнила своё настоящее имя и фамилию, никогда не забывала кто она на самом деле.

Русские в Германии, Война, Германия, История

Previous post Next post
Up