Из диалога

Nov 28, 2015 11:19

Мне захотелось выложить в открытый доступ (с согласия оппонента) дисскусию между мной и товарищем dz0rinым, возникшую в его тексте ЗА и продолженную в личку. ( Ссылка на начало дискуссии)
mria_ts писала: По мне идеал это передача опыта вместе/рядом со взрослыми и в деятельности. А создание яслей/детсадов/школ это попытка вовлечь женщин в производство за-ради ( Read more... )

детско-родительские отношения, развитие детей, о традициях, воспитание

Leave a comment

dz0rin November 29 2015, 10:44:38 UTC
"И почему Вы считаете, что 5 лет - это пороговый возраст, после которого необходимо отделять детей от родителей?"

Я так не считаю и нигде подобного не утверждал. Приход ребёнка в детский сад не есть отделение его от родителей.

"К тому же, если взрослый достаточно богатая личность с хорошим научным кругозором, я плохо понимаю каким образом он может не передать это детям, находясь с ними рядом?"

Будь взрослый семи пядей во лбу, передать он сможет только собственные готовые образцы описания и освоения мира, которые задавят индивидуальность. Личность при этом может выглядеть вполне прилично. Способности приобретаются только собственными усилиями, но не передаются от одного к другому.

Reply

mria_ts November 29 2015, 14:21:21 UTC
С моей точки зрения индивидуальность ребенка формируется как отражение личности тех взрослых, к которым он привязан. Чем больше таких личностей в его деревне привязанности - тем богаче его индивидуальность.

Reply

dz0rin November 29 2015, 16:18:17 UTC
К какому бы словарю Вы меня не отослали, но если попытаться своими словами передать суть, индивидуальность - это то, чем мы друг от друга принципиально отличаемся, чем мы не похожи. И напротив, личность наша выражает ту сторону нашей сущности, которой все мы похожи друг на друга. И индивидуальность - душевный и духовный центр. Для неё даже собственная личность должна быть лишь средством для развития, а не наоборот. Но это далеко не всегда так бывает...

Смысл того, что Вы хотели сказать может проясниться только в процессе обсуждения, довольно продолжительного, на основе рассмотрения конкретных разнообразных ситуаций. Начиная, скажем, с обсуждения случая, подобного того что со мной и с моей воспитанницей Аллой произошёл.

Reply

mria_ts November 29 2015, 19:05:34 UTC
Разница между индивидуальностью и личностью - интересная постановка вопроса. Надо подумать.

Reply

dz0rin November 29 2015, 19:25:34 UTC
Понятие личности образовано не от понятие "лицо", но от "личина", "маска" и коррелирует с зарубежными аналогом этого понятия - "персона"... Лучше обращаться к хорошим философским словарям.

Reply

mria_ts December 24 2015, 19:02:25 UTC
Подумала. Есть предположение, что личность - это проявленная во взаимодействиях индивидуальность. И лишь сильная фрустрация может выявить большую часть индивидуальности.

Reply

dz0rin December 24 2015, 19:32:59 UTC
Не понял. Фрустрация ("состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям"; Википедия) окукливает индивидуальность и купирует её развитие. Никакого положительного смысла в понятии фрустрации нет. Она развитию не способствует. Это состояние, когда уже на уровне подсознания даже нет никакой надежды на реализацию потребностей. Потому и активности никакой нет уже. Это гораздо более тяжёлое состояние, чем гиперактивность, то есть стремление компенсировать невозможность действовать в направлении удовлетворения потребности хоть какими-нибудь действиями (лягушка в бочке с молоком ( ... )

Reply

mria_ts December 24 2015, 20:06:43 UTC
Просто личность - как проявленость состоит из индивидуальности отформатированной ожиданиями социума - осознано принятыми или неосознанно впитанными. При фрустрации форматирование слетает - лезет то, что есть в индивидуальности без фильтрации.

Reply

dz0rin December 24 2015, 20:43:42 UTC
Отформатировать можно то, что рассматривается как объект воздействия, соответственно, неосознанно при этом подрезается активность ребёнка по отношению к собственной жизни, к содержанию, смыслу того что он воспринимает, чем занят и т.д. (субъектность). Ожидания связаны с объектом, с создаваемой из куска неодушевлённой породы Галатеей. Когда мы имеем дело с субъектом, мы можем лишь внимательно в него всматриваться и пытаться угадать по каким-то его внешним проявлениям то, что в нём проявляется. Это к ожиданиям социума не имеет никакого отношения. Это совсем про другое. Да, ребёнок осмысляет и осваивает в том в первую очередь то что для близких взрослых, для "социума" наиболее ценно. Но не потому что ему на глаза шоры навешивают и гонят куда-то, а потому что все вокруг, с неподдельным интересом смотрят в одну и ту же сторону. И ему тоже становится интересно туда пойти и посмотреть, и погрузиться в эту среду, в эту атмосферу, открыть для себя её смысл и т.д ( ... )

Reply

mria_ts December 25 2015, 19:43:54 UTC
Дмитрий, фрустрация - это чувство, которое возникает тогда, когда ваше стремление натолкнулось на препятствие к выполнению. Несмотря на то, что смысл сентенции мне понятен - но здесь она совсем не в тему. Понятно, что воспитываем мы собственным примером, а не нотациями. Но я совсем о другом - я о том, что фрустрированный человек в безресурснеом состоянии чаще способен проявить основы своей индивидуальности, без флера социальных установок.
*Отформатировать можно то, что рассматривается как объект воздействия...* В любом случае в раннем возрасте ребенок воспримет многие социальные установки некритически и они будут действовать пока не подвергнуться осознованию и переформатированию в собственные установки. А если что-то не осозналось - то продолжает действовать, пока не придет в противоречие с мотивацией и целепологанием.

Reply

dz0rin December 25 2015, 20:26:34 UTC
Хорошо. Хотя я так и не понял, как фрустрация способствует проявлению основ индивидуальности. Видимо, Вы имеете в виду какой-то конкретный пример. Не исключено, то он с фрустрацией и не связан...

Ну, а с чем-то мы уже более-менее разобрались..:)

Reply

dz0rin November 29 2015, 19:38:03 UTC
По определению нашего психолога В.В.Степановой (2002 г.):
"индивидуальность мы понимаем как уникальную совокупность способностей человека, позволяющих эффективно реализовывать собственные идеи средствами культуры /принятыми, принимаемыми культурой; Д.З./, что ведёт за собой развитие как индивидуальных способностей, так и обновление культурной традиции."
"Называя человека личностью, мы понимаем под этим социальную компетентность, которая включает в себя удержание норм морали, общественно значимые ориентиры, ценностные установки, принятые гипотезы мироописания, способности к общественно значимым видам деятельности, а также способность принимать и удерживать единую направленность совместной деятельности, только это позволяет совместно создать новый продукт."

Reply


Leave a comment

Up