Из диалога

Nov 28, 2015 11:19

Мне захотелось выложить в открытый доступ (с согласия оппонента) дисскусию между мной и товарищем dz0rinым, возникшую в его тексте ЗА и продолженную в личку. ( Ссылка на начало дискуссии)
mria_ts писала: По мне идеал это передача опыта вместе/рядом со взрослыми и в деятельности. А создание яслей/детсадов/школ это попытка вовлечь женщин в производство за-ради ( Read more... )

детско-родительские отношения, развитие детей, о традициях, воспитание

Leave a comment

dz0rin December 24 2015, 19:32:59 UTC
Не понял. Фрустрация ("состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям"; Википедия) окукливает индивидуальность и купирует её развитие. Никакого положительного смысла в понятии фрустрации нет. Она развитию не способствует. Это состояние, когда уже на уровне подсознания даже нет никакой надежды на реализацию потребностей. Потому и активности никакой нет уже. Это гораздо более тяжёлое состояние, чем гиперактивность, то есть стремление компенсировать невозможность действовать в направлении удовлетворения потребности хоть какими-нибудь действиями (лягушка в бочке с молоком)...

Личность может быть как проявленной во взаимодействиях индивидуальностью, и при этом может развиваться, но так же может и прекратить развитие (когда индивидуальность прекращает развиваться, когда для роста субъектности, воли нет условий, а стразу воспитывается произвольное поведение, послушное чужим замыслам, правилам и контролю), и при этом, однако, продолжать формироваться извне, как объект воздействия, приобретая внешне заданные и ожидаемые формы (на-выки, знания-словеса...). Да ещё такие формы красивые, что иной тестолог далеко не сразу отличит от подлинных способностей. В этом смысле психология продвинулась далеко вперёд..:(

Reply

mria_ts December 24 2015, 20:06:43 UTC
Просто личность - как проявленость состоит из индивидуальности отформатированной ожиданиями социума - осознано принятыми или неосознанно впитанными. При фрустрации форматирование слетает - лезет то, что есть в индивидуальности без фильтрации.

Reply

dz0rin December 24 2015, 20:43:42 UTC
Отформатировать можно то, что рассматривается как объект воздействия, соответственно, неосознанно при этом подрезается активность ребёнка по отношению к собственной жизни, к содержанию, смыслу того что он воспринимает, чем занят и т.д. (субъектность). Ожидания связаны с объектом, с создаваемой из куска неодушевлённой породы Галатеей. Когда мы имеем дело с субъектом, мы можем лишь внимательно в него всматриваться и пытаться угадать по каким-то его внешним проявлениям то, что в нём проявляется. Это к ожиданиям социума не имеет никакого отношения. Это совсем про другое. Да, ребёнок осмысляет и осваивает в том в первую очередь то что для близких взрослых, для "социума" наиболее ценно. Но не потому что ему на глаза шоры навешивают и гонят куда-то, а потому что все вокруг, с неподдельным интересом смотрят в одну и ту же сторону. И ему тоже становится интересно туда пойти и посмотреть, и погрузиться в эту среду, в эту атмосферу, открыть для себя её смысл и т.д.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов). Представьте. Все только и заняты тем, что навязчиво демонстрируют ребёнку некую "положительную направленность" на что-то, очень "ценное" и "важное". Но ребёнок чувствует за этим поведением какой-то обман. Потому что в момент, как только он, скажем, отворачивается, взрослый моментально меняется и в лице (неприглядное личико становится, мягко говоря), и взгляд его устремляется совсем в иную область, порой в такую, куда не только ребёнку ходить крайне не желательно для психического здоровья, но и здоровому зверю. Но подсознание так устроено, что все эти моменты оно каким-то образом улавливает (пусть, боковым зрением), хотя и не осознаёт. Это и будет предпосылкой для дальнейшего развития фрустрации как формы патологического варианта развития.

Reply

mria_ts December 25 2015, 19:43:54 UTC
Дмитрий, фрустрация - это чувство, которое возникает тогда, когда ваше стремление натолкнулось на препятствие к выполнению. Несмотря на то, что смысл сентенции мне понятен - но здесь она совсем не в тему. Понятно, что воспитываем мы собственным примером, а не нотациями. Но я совсем о другом - я о том, что фрустрированный человек в безресурснеом состоянии чаще способен проявить основы своей индивидуальности, без флера социальных установок.
*Отформатировать можно то, что рассматривается как объект воздействия...* В любом случае в раннем возрасте ребенок воспримет многие социальные установки некритически и они будут действовать пока не подвергнуться осознованию и переформатированию в собственные установки. А если что-то не осозналось - то продолжает действовать, пока не придет в противоречие с мотивацией и целепологанием.

Reply

dz0rin December 25 2015, 20:26:34 UTC
Хорошо. Хотя я так и не понял, как фрустрация способствует проявлению основ индивидуальности. Видимо, Вы имеете в виду какой-то конкретный пример. Не исключено, то он с фрустрацией и не связан...

Ну, а с чем-то мы уже более-менее разобрались..:)

Reply


Leave a comment

Up