Всемирно известный дворцово-парковый ансамбль Петергоф, расположенный в 29 километрах от Санкт-Петербурга, - одно из высших достижений русской национальной культуры, великолепный пример органичного синтеза архитектуры и скульптуры, садово-паркового и инженерного искусства.
Ансамбль, возникший в начале ХVII века на берегу Финского залива, является своеобразным памятником в честь победоносного завершения Северной войны и выхода России к Балтийскому морю. Идея создания ансамбля, основные планировочные решения, замыслы художественного оформления главных каскадов и фонтанов принадлежат Петру I.
Строительство летней парадной резиденции началось в 1714 году, а её торжественное открытие состоялось 15 августа 1723 года. К этому времени сложились почти все элементы композиции Верхнего сада и Нижнего парка, были построены Верхние палаты (Большой дворец), Большой каскад, дворец Монплезир. Для снабжения водой фонтанов Петродворца, и прежде всего Большого каскада, в 1720 - 1721 годах по проекту русского инженера-гидравлика В. Туволкова был построен специальный водовод с прудами-водохранилищами.
Главная особенность петергофской системы водоснабжения заключается в отсутствии каких-либо водонапорных сооружений и насосов: здесь используется разница уровней, на которых расположены пруды и фонтаны.
1.
Строительство Петергофа продолжалось около двух веков, он разрастался, украшался новыми произведениями выдающихся зодчих и ваятелей. Создание этого грандиозного комплекса осуществлялось трудом тысяч «работных людей», крепостных крестьян, солдат со всех концов России, талантливых русских мастеровых - мраморщиков и литейщиков, паркетчиков и позолотчиков, резчиков и живописцев.
Но сокровища, находившиеся во дворцах и парках Петергофа - парадной летней резиденции русских императоров, - были недоступны народу. Лишь после Великой Октябрьской социалистической революции художественные памятники Петергофа стали народным достоянием, были взяты под государственную охрану. Дворцы, преобразованные в историко-художественные музеи, открыли свои двери для трудящихся. 18 мая 1918 года по Большому петергофскому дворцу прошла под красным знаменем первая экскурсия рабочих. За годы Советской власти дворцы, музеи и парки Петергофа превратились в крупнейший культурно-просветительный центр страны.
Великая Отечественная война принесла петергофскому ансамблю тяжелейшие испытания. Приближение фашистских войск заставило в крайне сжатые сроки проводить эвакуацию музейных ценностей и укрытие в земле парковой скульптуры. Однако все спасти не удалось: 23 сентября 1941 года вражеские войска ворвались в Петергоф.
Почти два с половиной года в Петергофе хозяйничали немецко-фашистские оккупанты. Они превратили в руины Большой дворец и Большой каскад, Английский дворец и Марли. Значительные повреждения получили Монплезир и Эрмитаж. Были вырублены тысячи деревьев, взорваны гидротехнические сооружения, похищено несколько монументальных бронзовых скульптур Большого каскада, разграблены и уничтожены тысячи произведений искусства.
После освобождения Петродворца в 1944 году дворцово-паркового ансамбля как памятника искусства практически не существовало. Перед реставраторами встала небывалая задача - возродить выдающийся памятник русской национальной культуры.
Уже 14 сентября 1947 года состоялось торжественное открытие фонтана «Самсон, раздирающий пасть льва», скульптурную группу которого воссоздал ленинградский скульптор профессор В. Симонов. К 1958 году было восстановлено здание Большого дворца, проект его реставрации создан архитекторами В. Савковым и Е. Казанской. Творческий труд талантливых реставраторов дал великолепный результат - Петродворец был поднят из руин.
В настоящее время продолжаются реставрационно-восстановительные работы в западной части Нижнего парка, в течение нескольких лет будет завершено восстановление интерьеров Большого дворца, Екатерининского корпуса и других сооружений.
Возрожденный руками советских людей дворцово-парковый ансамбль Петродворца - символ победы гуманизма над варварством, вечный памятник героям России.
2.
2,5.
3.
4.
5.
Большой каскад составляет единое целое с Большим дворцом, силуэт которого завершает перспективу Морского канала от залива. Архитектурное решение и скульптурное оформление Большого каскада подчинены четкому замыслу - показать утверждение морской мощи России. 64 фонтана, 255 бронзовых скульптур, барельефов, маскаронов и других декоративных деталей ставят Большой каскад в число самых крупных фонтанных сооружений мира. Каскад имеет три водопадные лестницы, объединенные гротом, фасад которого прорезан пятью высокими арками. Каждая из семи ступеней боковых лестниц украшена барельефами и кронштейнами, а над ними бьют по два водомета. По сторонам ступеней на гранитных пьедесталах установлены статуи и вазы. Перед гротом на площадке устроен фонтан «Корзинка». Вода «Корзинки», так же как и всех остальных фонтанов каскада, сливается в глубокий полукруглый ковш. На его гранитных стенках установлены фонтаны «Сирены» и «Наяды». В ковше у туфовых стен пенятся воды фонтанов «Волхов» и «Нева». Фигуры старца и молодой женщины олицетворяют русские реки, которые в начале ХVIII века были соединены Ладожским каналом.
Тематика скульптурного оформления Большого каскада в основном заимствована из античной мифологии: языком аллегории здесь прославляется победа России в войне за выход к Балтийскому морю и посрамляется поверженный противник. Трубят победу Тритоны, Сирены и Наяды, замерли статуи античных богов и героев, взирающие с высоты своих пьедесталов на расстилающиеся перед ними морские дали.
У подножия каскада, в центре ковша, возвышается на островке из гранитных глыб фигура Самсона, раздирающего пасть льва. Этот самый большой фонтан каскада (высота струи 22 метра) является памятником в честь 25-летия Полтавской победы. Первоначально скульптурная группа с тем же названием была исполнена Б.-К. Растрелли и установлена в 1735 году.
В начале ХХ века деформировавшуюся свинцовую скульптуру Большого каскада заменили бронзовой, золоченой, выполненной по моделям выдающихся русских мастеров Ф. Шубина, Ф. Шедрина, И. Прокофьева, И. Мартоса, Ж.-Д. Рашетта. Новую группу «Самсон, раздирающий пасть льва» исполнил М. Козловский. Восстановлен фонтан скульптором В. Симоновым в 1947 году.
С террасы над Большим каскадом открывается панорама центрального ансамбля Нижнего парка, торжественный характер которого подчеркивается двадцатью двумя водометами аллеи фонтанов и Воронихинскими колоннадами, завершающими площадь перед Большим каскадом. Построенные в 1800 году, они получили название по имени их создателя архитектора А. Воронихина.
Перед колоннадами разбиты партеры с фонтанами «Чашами». По углам цветников, симметрично по отношению к каскаду, расположены полукруглые каменные скамьи, украшенные фонтанами «Нимфа» и «Данаида». Это - последние по времени создания фонтаны Нижнего парка.
6.
7.
8.
9.
10. Вид на Большой Петергофский дворец и Большой каскад в створе Морского канала.
Большой дворец, развернутый по фасаду почти на 300 метров, является архитектурной доминантой центральной части петергофского ансамбля. Автор первоначального проекта, в основе которого лежали рисунки Петра I, неизвестен. С 1714 по 1716 год работы велись под руководством И. Браунштейна. С 1716 года строительство было поручено Ж.-Б. Леблону. После смерти Леблона в 1719 году отделку внутренних помещений дворца продолжил И. Браунштейн. С 1721 года строительством дворца руководил Н. Микетти, который пристроил к дворцу с двух сторон галереи, завершенные двухэтажными флигелями.
В 1747 - 1755 годах была осуществлена перестройка Большого дворца по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли. Зодчий повысил на один этаж центральный объем здания, по обе стороны от него возвел одноэтажные галереи, завершавшиеся двумя корпусами: с запада - Гербовым, с востока -Церковным.
Во дворце Растрелли создал роскошную анфиладу парадных залов и гостиных. Все помещения были богато украшены деревянной золоченой резьбой, зеркалами, живописными плафонами и наборными паркетами.
В 1770-х годах в Петергофе работал архитектор Ю. Фельтен, создавший в соответствии с классическим стилем новое декоративное оформление трех залов - Чесменского, Тронного и Белой столовой. Пышный барочный декор растреллиевских залов сменяется строгими лепными композициями и четким геометрическим членением стен.
Большой дворец - один из интереснейших историко-художественных музеев страны. В нем представлены коллекции произведений русской и западноевропейской живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
11.
12.Тритоны
13. Фонтан "Самсон, разрывающий пасть льва". Скульптор М. Козловский 1802 г.
14.
15. Персей, скульптор Ф. Щедрин 1800 г.
16.
17.
18.
19.
20.
21. Наяда с тритоном.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28. Вид на дворец и большой каскад.
29.
30.
31.
32.
34. Большая оранжерея и фонтан "Тритон".
35. Фонтан "Тритон".
36.
37.
38. Фонтан "Чаша", архитектор Н. Микетти. 1721-1722 г.г.
39. Римские фонтаны, архитекторы И. Бланк, И. Давыдов, Ф.-Б. Растрелли. XVIII век.
40. Каскад "Шахматная гора", архитектор Н. Микетти. 1721 г.
41. Фонтан "Зонтик".
42.
43. Фонтан "Ёлочки".
44. Западный вольер.
45.Банный корпус.
46.
47.Справа на фото фонтан "Сноп".
48. Екатерининский корпус.
49. Фонтан-шутиха Диванчики.
50. Фонтан «Адам»
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59. Причал.
60.
61.
62.Императорский яхты.
63.
64.
Продолжение следует...
Санкт-Петербург:
1. Репетиция праздника выпускников "Алые паруса". 2. Развод Тучкова моста в Санкт-Петербурге. 3. Михайловский замок и его окрестности. 4. Большой Екатерининский дворец. 5. Петропавловская крепость. 6. Прогулки по Санкт-Петербургу, от Биржевого моста до Зимнего Дворца. 7. Прогулки по Санкт-Петербургу, Дворцовая площадь. 8. Прогулки по Санкт-Петербургу, у Казанского собора. 9. Прогулки по Санкт-Петербургу, у Исаакиевского собора. 10. Виды на Санкт-Петербург с колоннады Исаакиевского собора. 11. Прогулка на теплоходе по рекам Санкт-Петербурга. 12. Петергоф. 13. По дороге в Рускеалу: Сапёрное, Приозерск, Лахденпохья, Сортавала. 14. Карелия. Водопады Ахинкоски. 15. Горный парк "Рускеала". 16. Новая Голландия, Санкт-Петербург. 17. Прогулки по Санкт-Петербургу, от Московского вокзала до Александро-Невской лавры. 18. Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге. 19. Крейсер "Аврора". Для желающих купить мои фотографии пишите на почту shmaxig@gmail.com или в соцсети.
Примеры использования моих фото Копирование материалов в коммерческих целях без моего согласия запрещено!!! При использовании материалов в некоммерческих целях обязательна прямая ссылка на источник.
#санктпетербург