DUNE. PART II (2024)

Mar 09, 2024 00:54




Действие нового фильма Дени Вильнёва происходит во вселенной Dune. При этом вторая часть эпика начинается там, где закончился первый эпизод: Полу Атрейдесу нужно завоевать доверие фрименов, собрать армию из старых друзей, стать мессией, сломить сопротивление Харконненов на Арракисе и начать священную войну против великих домов. Короче, дел надо сделать много, а враг хитер и коварен. Другой вопрос, что все мы знаем, чем поход Пола закончится, так что можем сосредоточиться на деталях нового проекта, а не на истории в целом. Отмечу, что Dune. Part II я смотрел без знакомства с оригиналом, так что с некоторыми художественными особенностями эпика я ознакомился впервые. Также, в данном обзоре я не буду останавливаться на сюжетной линии картины, ибо она известна читателям по книге и по первой экранизации Дюны, сделанной Дэвидом Линчем (обзор этого фильма вы можете прочитать здесь).




Пол Атрейдес и его друзья.



Император Шаддам IV.
Первый и самый важный момент, выгодно выделяющий новую Dune на фоне предшественников - это эпический, сурово мрачный тон фильма, имеющий много общего с Emperor Battle for Dune. Если Линч снял сказку, а Westwood сделала технотриллер, то Вильнев склепал монументальный мавзолей, выстроенный на фундаменте давно ушедших эпох. Видно, что мир Дюны очень древний, переживший много трагедий и потрясений. Здесь нет кавайных принцесс и аристократов Линча. Герои здесь - трагические персонажи, живущие под грузом планов, сформированных далекими, давно забытыми предками. Одни персонажи раздавлены догмами религиозного фундаментализма, другие мечтают о возмездии, третьи заживо упаковали себя в черно-белый склеп, где смерть практически неотличима от жизни (на Гайди прайм даже салют черно-белый). Таким образом вселенная Херберта в картине Вильнева выглядит ужасающе. Это даже не Warhammer, а Риддик, в котором победили некромонгеры, подарив обитателям Галактики Вселенную бесконечной смерти. Замечу, что оригинальная книга у меня такого ощущения не вызывала.



Штурмовая армада Харконненов.
Если фримены в картине выглядят стандартно (чалма на башке, трубки в носу), то Харконнены обрели новый визуальный стиль. По большому счету, они также далеки от стандартов Westwood, как и от визуального стиля Линча. Эти затянутые в черное нефтяники, предпочитают бриться налысо и надевать на тушку черные балахоны. Красного цвета в их жизни нет, есть только белый и черный. При этом большая часть киношных Харконненов или маньяки или психопаты или трусы (в черных трусах). Сколько-нибудь приличных людей среди не имеется, так что убивать их вроде бы и не стыдно. Забавно, что в каком-то смысле они напоминают персов из 300 (или модерновых последователей Ассирии), которые вышли в космос и смогли продержаться несколько тысячелетий. Еще в Part II имеются представители дома Коррино. Одеваются они в светлые костюмы и железные кольчуги. Смотрится это несколько занятно, но по большому счету - наивно.



Spice must flow.
Помимо военных умений фрименов в Dune. Part II достаточно хорошо показывают религиозную сторону их культа, полную странных церемоний, жутких храмов, древних каверн и смертоносных поединков. Когда в 90-ых я изучал историю Хербертовского сеттинга, у меня сложилось ощущение, что фримены не далеко ушли от афганских шахидов. Посмотрев на визуальный ряд Вильнева, я пришел к выводу, что мое впечатление было правильным. На экране предстал какой-то мистический древний исламский культ, базирующийся на праве сильного. Проблема в том, что показанный на экране социум малоприятен, если не сказать враждебен, европейской цивилизации. Сочувствовать им как-то не хочется. Для того, чтобы переманить зрителей на сторону синеглазых, автор сделал Харконенов полными уродами, а Императора выставил слабаком.



Мир Харконненов (особенно веселят чертики, стоящие на заднем плане).
Удивительно то, что несмотря на суровый милитаристский дизайн, фильм не перегружен боями. Сражения здесь если и встречаются то носят камерный характер (один на один или один на несколько человек). Масштабные побоища демонстрируются кусками. Вероятно, связано это не столько с бюджетом, сколько с сознательным выбором Вильнева. Как результат, большую часть экранного времени персонажи не сражаются, а пытаются разобраться в себе и выработать личное отношение к окружающему миру, который несет с собой множество опасностей. Впрочем, несмотря на все старания, превращение Пола в мессию все-таки получилось неубедительным. Испытания он преодолевает слишком быстро и без проблем, тогда как соратники едва испытывают сомнения в его будущем и смело переходят на сторону молодого вождя.



К бомбардировке вражеских крепостей красно-черные приступили только во второй половине фильма. Как говориться - ума палата!
Техническая составляющая картины выполнена на твердую 5. Техника харконненов массивная, неповоротливая, состоящая из множества тяжелобронированных элементов. От нее что-то регулярно отваливается и падает в пустыню, разлетаясь на сотни мелких осколков. Воздушную защиту машинерии обеспечивают стремительные и смертельно опасные орнитоптеры. Рядом летают кэриоллы, которые напоминают не столько VTOL, сколько дирижабли из “Большого черного корабля”. Рядом с гусеницами бегает тяжелая пехота “черных”, которая пытается атаковать врага огнеметами. На этом фоне фримены выглядят ниндзями-саботерами. По большому счету, все они легкая пехота и бойцы специального назначения, у которых есть ножи, да некоторое количество ПЗРК. Тем удивительнее, что Харконнены делают ставку не на артиллерию, а на рукопашный бой, в котором у них вообще нет шансов.



Последняя битва на кортиках.
Специальный эффекты реализованы качественно. Вильнев знает как показывает масштабные побоища так, чтобы CGI было в меру. Очень круто сделаны черви, песчаные бури и сбор меланжа. Однако, финальное побоище с сардукарами получилось млеким и схематичным. Сначала на театр боевых действий прибывает хромированная сфера (отличная идея для кино, если вы снимаете в 80-ых). Потом персонажи бегут в одну сторону, потом в другую. На экране царит сплошной хаос и зрителю вообще ничего непонятно и тут раз - Пол победил. Как так получилось, почему сардукары оплошали? Где поддержка с орбиты? Ничего не ясно. Вообщем, на месте Вильнева я бы снял финальный бой в деталях, потому что эпическое завершение двухчасового приключения невозможно без масштабной потасовки, ставящей жирную точку в истории императорского дома.



Катастрофа над дюнами.
Вывод у меня простой. Dune Вильнева, это лучшая экранизация книги Херберта за всю историю кинематографа. Смотреть можно смело, если вам нравится оригинальная задумка.

ЗА
-Эпичная и мрачная картина далекого будущего человечества,
-Планета Харконненов и мегалитическая машинерия,
-Рукопашные сражения на ножах,
-Удачное сочетание боев, сюжетной и религиозной составляющей книги,
-Прекрасные актеры.

ПРОТИВ
-Корявенькие масштабные сражения,
-Автор откровенно помогает фрименам и очерняет их врагов.



Если вам понравился обзор этого фильма, то поставьте лайк или напишите комментарий.
Кроме того, на моем кино-канале GreatBlackShip продолжается голосование по поводу следующего фильма.
(с) Илья Садчиков
08.02.2024

movie, кино, sci-fi, священные монcтры

Previous post Next post
Up