МАСТЕР И МАРГАРИТА (2024)

Feb 04, 2024 23:48




Москва, 1932 год. Популярный советский писатель сталкивается с резким изменением курса партии и литературного совета: его пьесу “Пилат” убирают из театрального репертуара, а самого писателя подвергают травле и остракизму. Поняв, что с такими коллегами ничего путнего создать не получится, творец отправляется во внутреннюю эмиграцию и начинает писать новый роман. Попутно в городе появляется немецкий иллюзионист по имени Воланд. Воланд хочет посмотреть на Москву и понять, какие изменения произошли со страной, которая встала на путь воинствующего атеизма. Конечно же судьбы писателя и Воланда пересекутся, потому что это было запланировано задолго до того, как Мастер написал первую строку в своей новой книге.




Бездомный, Воланд и Берлиоз жарким летним вечером.



Та же самая сцена в сериале 2005 года производит совсем другое впечатление.

Итак, перед нами очередная, третья по счету полномасштабная российская экранизация “Мастера и Маргариты” Булгакова (далее я буду называть ее M&M). Первая попытка снять подобный фильм была предпринята еще в Советском Союзе, причем у руля пытался встать Эльдар Рязанов, а потом Элем Климов. Вышло так, что первым к финишной прямой пришел Юрий Кара, творение которого на долгие десятилетия оказалось в бездне development hell. Картина Кары увидела свет в 2011 году и к этому времени она чудовищно устарела. Также в 2005 году на экран ТВ вышел сериал камрада Бортко, который имел дополнительные сюжетные линии, но в целом страдал от проблем в технической реализации и странных CGI эффектов. Кроме того, подбор актеров в сериале вызвал множество вопросов.

Что касается новой версии M&M то режиссер и сценарист фильма - Михаил Локшин и  Роман Кантор решили перенести в сценарий большинство сюжетных линий Булгакова, за исключением затянутых иудейских эпизодов. Поскольку фильм не сериал, часть второстепенных историй была сокращена, часть дополнена, а часть переписана заново.



Мастер и Маргарита прогуливаются по Москве.

Мастер - главный движущий персонаж нового фильма. Вся история вращается вокруг его странного бытия, в которое внезапно вмешивается Маргарита. Для того, чтобы зритель как можно глубже проникся сумрачным бытием героя, Локшин и Кантор показали магическую реальность Сталинского СССР. Москва 30-ых годов еще сохраняет отдельные элементы свободы, но уже видно, что страна сменила курс. Многие вольности запрещены, НЭП свернут, НКВД активно ищет врагов народа, а старая партийная элита начинает догадываться, что за ней скоро придут. Трагедия мастера, в этом случае, становится элементом надвигающейся на страну лавины репрессий (при этом самого Вождя народов в фильме нет вообще, ни в каком виде). Оказавшись на вольных хлебах и встретившись с Маргаритой, главный герой начинает писать роман. При этом зритель далеко не всегда понимает, где реальный мир 30-ых превращается в мистическую реальность Мастера. Для того, чтобы навести зрителя на верный путь, Локшин добавил в визуальный ряд величественный Дом Советов, который не достроили в объективной реальности. Все сцены с этой постройкой находятся в реальности романа. От начала и до самого конца фильма нам предстоит смотреть как развивается история главного героя, как прогрессируют его отношения с Маргаритой и как меняется социальная среда окружающая писателя в Москве, тюрьме и сумасшедшем доме. Чем глубже Мастер погружается в темноту Московской ночи, тем более скорбным становится его земной путь.



Москва на закате выглядит как город, сошедший с картин Ждислава Бексинского. Да, мы тоже ждем Narzalath.

Это интересно. Скорее всего, новую экранизацию M&M будут обвинять в том, что она весьма вольно трактует события книги. Действительно, некоторых эпизодов романа в картине нет. Однако, основная сюжетная линия в M&M сохранена и история встречи Воланда с Москвой подается довольно детально. Понятно, что из-за своей продолжительности картина сокращает некоторые эпизоды, другие меняет местами и делает акцент на мастера, чего никогда не было в романе. Впрочем, я не считаю это трагедией, поскольку кино и литература суть разные жанры и делать фильм напрямую по лекалам текста идея не только бесполезная, но и глупая. Куда важнее, если на экране удается сохранить изначальную мысль книги.



Понтий Пилат.

Что касается товарища Бездомного (единственного человека, который в романе извлек урок из Московской истории), то его появление на экране носит эпизодический характер. По большому счету он занимается лишь травлей Мастера, потом встречается с Воландом и сходит с ума, чтобы встретиться с писателем в камере психиатрической лечебницы. До кучи Бездомный имеет повадки гопника и лишь частично напоминает книжного героя. Никаких глубоких выводов Бездомный из происшедшего не делает. Есть вероятность того, что после лечения поэт вообще не изменится и его жизненный путь будет отличаться от вектора, сформированного Булгаковым.



Дирижабли и ведьмы над страной победившего атеизма.

Воланда в фильме сыграл немецкий актер Аугуст Диль. Изначально диавол был главным героем картины, да и сам фильм назывался “Воланд”. Однако, после нескольких изменений сценария персонаж Диля отошел на второй план, хотя его действия оказывают сильнейшее влияние на развитие сюжетной линии. Воланд в M&M выглядит как посланник Третьего рейха, или персонаж фильма про Индиану Джонса. По Москве он ходит в черном пальто и стильных очках, общается со всеми по немецки (при этом вместо субтитров в фильме используется прямой русский перевод), юморит. Воланд посещает спектакль про Москву XXI века, а также встречается с Мастером, оказывая серьезное влияние на его книгу. Компанию Воланду составляет классическая четверка: огромный CGI мей-кун Бегемот, Азазелло - напоминающий штурмовика СА, Фагот, копирующий повадки Джокера и странная Фрида с лицом непонятной геометрии. Вся эта компашка производит довольно жуткое впечатление - это эффектные, но совсем не милые ребята и всякий раз когда они появляются на экране, в мире фильма происходит разнообразная крипь.



Товарищи... я видел... немецкого шпиона!

Второстепенные персонажи Булгакова также имеются в фильме, но им уделено намного меньше внимания. Хоть сколько-нибудь прилично показан разве что Берлиоз (дважды кавалер ордена Трудового красного знамени), да критик Латунский (кавалер ордена Трудового красного знамени). Оба делают вид, что сохраняют с Мастером хорошие отношения, но в действительности являются его завистниками и врагами.



Маргарита на балу. Видно, что создавая костюмы, авторы вдохновлялись рекламными роликами BDSM-клубов. Впрочем, дальше копирования эстетики дело не пошло.

Практически полностью исчезла из картины сюжетная линия Иешуа и Пилата (их соответственно сыграли Аарон Водовоз и Клаас Банг). Да, режиссер картины обращается к ней несколько раз, но видно что она ему не интересна и сколько-нибудь пространных диалогов в этих эпизодах нет. Мастер также в Иешуа не особенно заинтересован, потому что про Пилата от пишет лишь в самом начале картины, после чего переключается на полностью фантастический роман о дьяволе. Можно с изрядной долей уверенности предположить, что сцены с Иешуа сохранились в M&M лишь из уважения к первоисточнику.



Критик Латунский уничтожает последнее произведение Мастера. Пройдет всего лишь несколько лет и Латунский уедет на Соловки, как завещал поэт Бездомный.

Несмотря на то, что фильм поднимает тему сталинских репрессий, сотрудники НКВД появляются в фильме всего лишь пару раз. Один раз они безуспешно ловят кота, за безобразиями которого успел понаблюдать весь город, тогда как второй раз НКВД-шники приезжают за мастером, который едва успел дописать свою многострадальную книгу. Ну и еще один персонаж подобный Берии эффектно появляется на балу у Воланда (одна из самых сильных сцен в фильме).



Воланд в стиле Мобуту. Очень специфическое решение.

Визуальный ряд картины я бы оценил на твердую хорошо. Москва в M&M изобилует монументальными сооружениями. Везде стоят массивные обелиски со звездами, в небесах города реют дирижабли (тут их вообще очень много и фанаты данного вида техники картиной будут довольны). На другой стороне реки возвышается масштабный Дворец советов. В чем-то местная столица напоминает Питер из картины “ Капитан Волконогов бежал”, только в M&M все намного масштабнее и величественнее. Ад Воланда выглядит еще более эффектно и мрачно, чем Москва, ибо бал разворачивается в каком-то бесконечном и жутком мавзолее в дальней части которого горит багровый портал. Это не пространство для вечеринок, а какой-то древний склеп утонувший в вязком пространстве безвременья. Впрочем, у CGI эффектов картины есть как минимум две проблемы. Во-первых, голая Маргарита выглядит пластиково, а во-вторых кот-бегемот страдает от посредственной шейдер-шерстки. В результате киску приходится прятать в тени. Впрочем, даже со всеми имеющимися проблемами визуального характера M&M смотрится весьма богато и не производит впечатление собранной впопыхах поделки.



Я такое видел в игре Dante's Inferno.

Так что же получилось у Локшина и Кантора в итоге? Получился визуальный стенд возможностей современного российского кино. M&M - это монументальная и эффектная картина, удачно переносящая на экран великий роман. Можно ли сделать лучше - возможно, но здесь уже нужен неортодоксальный подход и свежий взгляд на классическую историю Мастера. То есть нужны не репликаторы, а творцы другого порядка, которых в современном российском кинематографе пока нет.

ЗА

-Монументальная сталинская Москва,

-Воланд и его кошмарная четверка,

-Занятные отношения между Мастером и профессором черной магии,

-Дирижабли и тонны специальных эффектов,

-Зловещий ад,

-Интересная история противостояния Мастера и Богемы,

-Удачное переложение текста в визуальный ряд фильма.

ПРОТИВ

-Часть сюжетных линий и нарративов Булгакова была утрачена,

-История Бездомного провалена,

-Посредственный котейка и пластиковые ведьмы фильм не красят.



Если вам понравился обзор фильма, то не забудьте поставить лайк или напишите комментарий.
Ну и конечно же подписывайтесь на мой Телеграмм канал The Great Black Ship, посвященный не только современным премьерам, но и фильмам 90-ых.

04.02.2024

(с) Илья Садчиков

movie, кино, girls, священные монcтры, apocalypse

Previous post Next post
Up