METEOR (1979)

Mar 09, 2023 21:16



Одним из знаковых фильмов нашего поколения был “Армагеддон”, в рамках которого Брюс Уиллис спасал Землю от столкновения с астероидом. Несколько позже Спилберг выдал куда менее известный “Столкновение с бездной”, ну а потом метеоритная тематика стала настолько популярной, что с землей начали сталкиваться самые разные объекты. Много лет я думал, что “Армагеддон” был первооткрывателем жанра. Однако, реальность оказалась иной. Первым масштабным фильмом-катастрофой на метеоритную тему стал Meteor, выпущенный American International Pictures в 1979 году. При этом Meteor был крупнобюджетным фильмом на создание которого ушло 16 миллионов долларов (половина бюджета Moonraker). Поскольку фильм был основательно забыт, я решил разобраться в причине столь необычного исхода…



Советский и американский ученый работают над проектом совместного ядерного удара.



В свободное время русские играют в шахматы.
Действие “Метеора” разворачивается в конце 70-ых годов прошлого века. Сотрудники НАСА находят в космосе громадную глыбу древнего камня, которая с немыслимой скоростью мчится к Земле. Попутно метеорит уничтожает американскую научную экспедицию Скайлэб-2, летящую в сторону Марса. До всемирной катастрофы остается всего семь дней. Американцы зовут на помощь доктора Пола Брэдли (которого играет Шон Коннери). Бредли предлагает обстрелять метеор ракетами с ядерной БЧ. В качестве стартовой платформы Брэдли предлагает использовать американскую военную станцию “Геракл” (вероятно, часть программы СОИ). Однако, мощности Геракла может не хватить, поэтому американцы обращаются за помощью к СССР. У СССР есть своя военная станция “Петр Великий” (спасибо, что не “Иван Грозный”), но для ее использования надо синхронизировать стартовые данные советских и американских ракет. С этой целью в Штаты отправляют доктора Дубова и его секретаршу Дарью Донскую. Ну а дальше, советские и американские ученые будут спасать человечество, попивая vodka и поигрывая в шахматы! Впрочем, спасти удастся не всех.



Советская космическая станция "Петр Великий"



Ее американский аналог.
Идея фильма родилась в голове Эдмунда Хорта из статьи Айзека Азимова, в которой описывалась ситуация, связанная с метеоритным разрушением огромного города. На основе данной концепции Эдмунд Хорт, Стивен Бах и Стэнли Манн написали несколько разных сценариев (при этом, в работу пошел лишь один, последний). Поскольку богатого инвестора найти не удалось, деньги на создание постановки пришлось брать сразу у нескольких студий, в том числе и у Гонконгской Shaw Brothers. Съемки фильма начались в октябре 1977 года и закончилсь в январе 1978 на студии MGM в Калифорнии. Релиз был назначен на 1978 год, но из-за полной пересъемки спецэффектов, дата премьеры была отложена на 1979 год. Новую дату релиза также пришлось перенести, потому что команду создания спецэффектов уволили во второй раз, а третья команда пересняла часть материала всего за 2 месяца до премьеры. В итоге картина увидела свет 19 октября 1979 года и полностью провалилась в прокате. Критики в пух и прах разнесли спецэффекты, которые были не только устаревшими, но и предельно корявыми.



Американский генерал считает, что советские в последний момент обманут и установят мировой коммунизм на 2 часа.



Американские ученые обвиняют военных в тупости.
Спецэффекты в Meteor, действительно, выглядят топорно. Космические корабли слеплены при помощи клея “Момент” и летают на ясно видимых подставках (их, похоже, не успели замазать). На землю падают не обломки камня, а гигантские огненные шары. Массивные цунами и лавины коряво наложены на земную поверхность. Разрушение Нью-Йорка зачем-то показано в красном светофильтре (тут, кстати, можно увидеть крушение башен WTC). Да и проблем с самой катастрофой в фильме довольно много. Режиссер картины - Рональд Ним не сумел справиться с масштабом происходящих событий. По этой причине большая часть истории развивается в бункере, тогда как где-то сверху гибнет цивилизация. Для того, чтобы сэкономить средства, в картине были использованы спецэффекты из фильма Avalanche. В итоге визуальная часть фильма напоминает сериалы 60-ых и это, увы, не комплимент.



Где-то в Советской России.



Андропов, Ленин и американский президент в цветном телевизоре.
Это интересно. Режиссер картины Рональд Ним не был новичком в катастрофическом жанре. В свое время он снял довольно успешный Poseidon Adventure, римейк которого затонул в прокате вместе с Вольфгангом Петерсеном и Куртом Расселом.



Китайцам не повезло.



Все утонули.
Есть у картины и плюсы. “Метеор” уделяет много внимания международному сотрудничеству между СССР и США. Русские персонажи в Meteor показаны в положительном ключе. При этом советские - это не “ваньки” из Армагеддона. У них есть не только ушанки и гаечный ключи, но и весьма технологичное оружие. Русские не пытаются обмануть американцев и делают все, как было задумано. Американцы также признают свои ошибки и не пытаются обмануть советских. В итоге, благодаря сотрудничеству, две сверхдержавы устраняют угрозу и, вероятно, в мире начинается новая разрядка. Удивительно, что настолько комплиментарный, по отношению к СССР фильм, вышел всего за пару лет до прихода Рейгана к власти. После этого в американском кинематографе о подобном взаимодействии не могло быть и речи.



Скайлэб-2 летит к Марсу.



Но метеору скучать некогда.
Что касается диалогов, то их в фильме, действительно, много. При этом доктор Дубов говорит с американцами по-русски (через переводчика). Времени эта трансляция отнимает много, а толку от нее - ноль. Любовная линия между Брэдли и переводчицей быстро сходит на нет, а других задач для Донской в картине не существует. Она явно балластный персонаж. Да и вообще, с трудом можно поверить, что великий астрофизик Дубов не знает английского на уровне “я не согласен с этим решением” и “давайте выпьем водки за успех совместного предприятия”. С героями второго плана дела обстоят еще хуже. В качестве примера можно привести американского генерала Эдлтона, который появляется на экране лишь для того, чтобы продемонстрировать окружающим свой кретинизм, а потом погибнуть в результате несчастного случая. Большая часть “Метеоритных” проблем легко поддается решению, посредством оптимизации диалогов и небольшого урезания хронометража (фильм идет 140 минут и создатели откровенно не знают, чем заполнить это время).



Местный президент очень похож на Байдена в молодости.



И ведь кто-то не поленился. За семь дней до удара выточил из пня полноценный пульт управления.
В конце обзора скажу так. Смотреть Meteor можно по двум причинам. Причина первая - вы в восторге от древней научной фантастики. Причина вторая - вы любите игру Шона Коннери. Если оба пункта не про вас, можете смело проходить мимо.



В конце-концов, разум победит и можно будет выпить кофе с русской переводчицей.
ЗА:
-Шон Коннери в роли американского ученого,
-Советские и американские спутники-убийцы,
-Занятная клюква, русские показаны в положительном ключе.

ПРОТИВ
-Устаревшие спецэффекты, 16 млн. долларов ушли явно не туда, куда надо,
-Море пустых диалогов
-История развивается очень медленно
-Духа глобальной катастрофы в фильме нет.



Если вам нравятся обзоры фантастических фильмов, не забудьте поставить лайк.
Ну и, конечно, подписывайте на мой телеграм канал https://t.me/GreatBlackShip где идет голосование за следующие обзоры.
09.03.2023
(с) Илья Садчиков

movie, кино, nuclearpunk, sci-fi, apocalypse

Previous post Next post
Up