Ноябрь 1984 года, пик Первой холодной войны. В море выходит гордость Советских ВМФ, громадный ракетоносец “Красный октябрь” класса Акула-Б (NATO:Typhoon-II). Командует подводной лодкой заслуженный капитан Рамиус. Через несколько дней после начала похода субмарина перестает выходить на связь. Советское командование приходит к выводу, что Рамиус решил угнать ракетоносец и отправляет за субмариной весь Северный флот. Американцы также пытаются уничтожить лодку ибо считают, что ее командир сошел с ума и хочет нанести ядерный удар по Штатам. Один лишь Джек Райан (будущий президент США) придерживается другой точки зрения, но ему мало кто верит. По этой причине Райан решает проникнуть на борт “Красного Октября” и лично поговорить с советским капитаном.
ПОДГОТОВКА
Том Клэнси написал “Красный Октябрь” за четыре месяца, зимой 1982-1983 года, а еще через год роман увидел свет в издательстве Naval Institute Press. Книга популяризировала жанр техно-триллера, а также дала старт многотомной эпопее про Джека Райана, которая продолжается (с переменным успехом) до сих пор. Подобно другим книгам Клэнси “Красный Октябрь” ориентирован на фанатов подводного жанра, имеет внушительный объем, а также страдает от длинных диалогов и схематичных персонажей. Для техно триллера это нормальное явление, поскольку главными героям в нем являются машины, а не люди. Однако, для фильма подобное положение дел было не допустимо. Именно по этой причине популярную книгу было крайне трудно упаковать в рамки удобоваримого сценария. В результате бестселлер пролежал на полке целую пятилетку, после чего им заинтересовалась Paramount Pictures.
МакТирнан управляет съемочным процессом.
Команду кино-творцов Paramount собрала в кратчайшее время .Ларри Фергюсон и Дональд Стюарт написали сценарий, выбросив за борт эпизоды, не имевшие отношения к основной сюжетной линии (британцы, до свиданья). Продюсировать проект взялся Мэйс Нойфельд, давний фанат книги, тогда как у руля процесса встал Джон МакТирнан. Кроме того, в разработке скрипта принял участие Джон Милиус. Он написал все русские части сценария (в этой области Клэнси никогда не был силен).Также Милиус придумал интересный подход к русскоязычным диалогам. Изначально актеры должны были говорить на русском с английским подстрочником. Потом Рамиус должен был произнести слово “армагеддон”, которое на русском и английском звучит одинаково. После этого персонажи начинали разговаривать по английски без русского акцента. В 2003 году, в интервью IGN, Милиус сказал, что все “русские” сцены это его работа, тем обиднее, что в финальных титрах места для него не нашлось. Остальные участники процесса про Россию не знали вообще ничего.
Это интересно. Изначально авторы хотели назвать фильм Dive Hard, но МакТирнан решил, что с него хватит разных “Крепких орехов” и вернул картине современное наименование.
Алек Болдуин и Джеймс Эрл Джонс в роли адмирала Грира.
Если с технической командой проблем не было, то с исполнителем главной роли все было не просто. Продюсер видел в роли Райна Кевина Костнера, но тот пошел снимать Dances with Wolves и из проекта выбыл. Следующим кандидатом на роль стал Харрисон Форд. но его, по ряду причин, к проекту привлечь не удалось, что, в целом, стало ошибкой. После мягкого рестарта серии Форд вернулся к роли в сиквелах “Октября”: “Прямая и явная угроза” и “Игры патриотов”. В конечном итоге на главную роль подписали Алека Болдуина, для которого “Красный октябрь” стал чуть ли не главным фильмом в карьере. Шон Коннери попал в картину по чистой случайности. Изначально роль Рамиуса должен был играть Клаус-Мария Брандауэр, но тот на проект попасть не успел. Далее в истории появился агент Коннери и Нойфельд сразу ухватился за эту возможность.
Это интересно. Во время рассказа о создании фильма Болдуин вспоминал, что как-то раз в 1984-ом году, он летел в самолете, на борту которого 8 из 10 человек одновременно читали “Красный Октябрь”.
"Красный октябрь". Из игры Red Storm Rising от Microprose мы знаем, что класс данной субмарины был Typhoon II.
Главную музыкальную тему фильма написал Бэзил Поледурис (автор бессмертного Klendathu Drop), который предпочел вывести на первый план “русский хор”, спетый американскими исполнителями. Тест “Гимна Красного Октября” написал Герман Синицын (он же сыграл роль одного из матросов советской подводной лодки). Гимн получился настолько удачным, что я несколько раз натыкался на него в передачах, связанных с историей Советских ВМФ. По известности среди фейковых советских песен его обгоняет только Soviet March из Red Alert 3. С точки зрения МакТирнана - текст Гимна символизировал “Вторую русскую революцию”, которую совершил Рамиус, бросив вызов своему правительству.
Английскому Рамиуса научила жена, которая умерла от неизлечимой болезни не за долго до событий описанных в фильме. В книге этот момент прописан детально, потому что явлется триггером к дальнейшей судьбе капитана.
СЪЕМКИ ФИЛЬМА
Практическая работа над “Красным Октябрем” началась 3 апреля 1989 года. При этом кинематографистами активно помогали ВМФ США. Для участия в съемках американские военные выделили подводную лодку Salt Lake City (SSN-716) класса “Лос Анджелес”, авианосец “Энтерпрайз” и два фрегата. Также киношникам разрешили снять часть материала на борту АПЛ Chicago (SSN-721) и Portsmouth (SSN-707). В сценах приводнения Райна использовалась АПЛ Louisville (SSN-724). Со стороны ВМФ за картиной наблюдал капитан Майкл Шерман, директор западного регионального информационного бюро ВМФ. Он очень завидовал авиаторам и хотел превратить “Октябрь” в некий аналог военно-морского Top Gun.
Коннери и Болдуин на поворотной платформе.
Поскольку длительные съемки на подводных лодках ВМФ США были невозможны, а советского “Тайфуна” у киношников и вовсе не было, решено было снимать “Красный октябрь” в павильоне. Для этого были собраны две сцены с гидравлическими платформами. Одна предназначалась для “Красного октября”, тогда как вторая использовалась для съемок сцен внутри американской подводной лодки Dallas. Обе платформы находились на высоте 14 футов и могли наклоняться под углом 45 градусов. За проектирование интерьеров платформ отвечал известный в штатах художник-постановщик Теренс Марш.
Для ракетного отсека сделали отдельную декорацию.
Внешние планы “Красного октября” создавались при помощи нескольких моделей, выполненных в разном масштабе. Надводный “Октябрь” был создан на основе двух барж, над корпусами которых была установлена массивная рубка (или “парус”, как говорят американцы). Для боевых сцен команда МакТирнана создала несколько моделей АПЛ. В том числе у них была модель “Тайфуна” и модель “Альфы”, а также многочисленные ландшафтные объекты, должные имитировать подводные каньоны и скалы. Чтобы движение лодок под водой выглядел правдоподобно в съемках использовались синие светофильтры и многочисленные белые фоны. Движение лодок осуществлялось с помощью специальных манипуляторов и кранов, способных поворачивать лодку, как вдоль вертикальной, так и вдоль горизонтальной оси. Компьютерная графика активно применялась в начальной сцене, а также с ее помощью были созданы разнообразные кавитационные эффекты. В целом, моделисты и создатели CGI проделали титаническую работу, именно поэтому подводные сражения “Красного октября” до сих пор выглядят крайне эффектно.
"Красный октябрь" проходит через подводный каньон.
Премьера фильма состоялась 2 марта 1990 года. К этому времени США и СССР уже не были противниками в Холодной войне и боссы Paramount боялись, что это приведет к провалу картины в прокате. Однако, ничего подобного не произошло. При производственных затратах в районе 30 млн. долларов, Hunt for the Red October собрал 200 млн. долларов и получил Оскар за лучший монтаж звуковых эффектов. Боссы студии приготовились к созданию сиквела, но тут коса нашла на камень. Болдуин (имеющий ирландские корни) отказался сниматься в “Играх патриотов”, тогда как “Прямая и явная угроза” в исполнении МакТирнана не понравилась товарищам из Paramount. В итоге серию решили мягко перезапустить с другой производственной командой и с Харрисоном Фордом в главной роли.
КРАСНЫЙ ОКТЯБРЬ В БОЮ
Наше знакомство с “Красным октябрем” состоялось в 1993-ем году. К этому времени я уже прочитал “Поднимается красный Шторм” (у меня до сих пор есть книжка издательства Харвест) и играл в “Гарпун”. По этой причине имя Тома Клэнси для меня кое что значило. Смотрели мы фильм, разумеется, на кассете после школы и картина действительно поражала воображение, потому что ничего подобного мы раньше на экранах не видели. Всякие “Рэмбо 2/3” и “Отряды дельта” были простными пострелушками, а в “Красном октябре” было все по серьезному и крайне правдоподобно. Это нас, подростков, зацепило больше всего. Именно “Красный октябрь” стал далекой отправной точкой для “Стального прилива” и “Нейтронной ночи” (но это другая история).
Советский пост управления АПЛ.
В отличие от других военных фильмов, “Красный октябрь” имеет две параллельные сюжетные линии, которые, ближе к концу истории, пересекаются в одной точке. Одна история рассказывает о побеге Рамиуса, за которым гонится весь советский флот, тогда как вторая сконцентрирована на приключениях Райна.
Американская часть картины прописана довольно правдоподобно. Это связано с тем, что Клэнси имел друзей в ВМФ и понимал тот типаж людей, о котором ему пришлось писать. Многие элементы романа он брал, буквально, с натуры. Часть показанных в фильме технологий он взял из открытых источников, часть додумал, а часть предсказал. До сих пор непонятно откуда он узнал про гравиметрическую навигацию, технологию, которая долгое время считалась “черной” и в момент написания книги была совершенно секретной. Вероятно это был запланированный слив, но кто его сделал через художественную книгу до сих пор не понятно.
Американский пост управления АПЛ.
Русские в фильме прописаны на порядок хуже американцев. Все потому, что Клэнси не был в Советском Союзе и не понимал как работает система. В результате он допустил ряд серьезных ляпов, которые поставили под сомнение всю книгу и фильм. Так например. в нашей реальности, Рамиус никогда бы не стал командиром подводного ракетоносца, потому что с его прошлым и с его происхождением это было бы попросту невозможно. Исправления Милиуса пошли картине на пользу, но их было слишком мало, чтобы серьезно повлиять на ход сюжета. Известно, что Клэнси имел самое общее представление об особенностях советских АПЛ. В итоге caterpillar drive ему пришлось придумывать с нуля ибо о советской технологии “водометного движителя” он не знал.
Торпеда в воде.
Это интересно. Тайфун-2 на несколько десятилетий обогнал свое время. Первой настоящей российской АПЛ с водометным движителем стали подводные лодки проекта 955А “Борей”. Первая АПЛ такого типа была заложена в 1996-ом году, так что в Райанверс ее появление могло бы произойти не раньше книги “Медведь и Дракон”.
Поскольку хронометрах фильм оказался ограничен 135 минутами, на экране не показали некоторые важные для сюжета сцены. Именно по этой причине герой Болдуина, временами. ведет себя непоследовательно, а его предсказания, связанные с действиями советского капитана, выглядят совершенно не реально. В книге этому форсайту дано нормальное объяснение, которое в кино не попало. Из-за нехватки времени за борт были выброшены все сюжетные линии, не относящиеся к “Октябрю”, а также масштабные эпизоды, связанные с морской погоней (Северный флот в истории присутствует совсем не для галочки).
Сэм Нил в роли капитана 2-го ранга Василия Бородина.
Наконец, серьезно пострадала финальная битва, которая выглядит, как потасовка среди огромных ракетных карандашей. В книге противостояние Райна и шпионского повара описано намного эффектнее. Одиночное плавание Рамиуса также является запредельным допущением. Даже в наши дни ни один человек не сможет в одиночку справится с громадной подводной лодкой, ну а в 80-ые годы о подобных технологиях никто не мог и мечтать.
Несмотря на “подозрительное” содержание, “Красный октябрь” могли показать в Советском Союзе ибо страна вошла в завершающий период перестройки. По неизвестной причине демонстрация картины на ТВ была отменена. Таким образом фильм пришлось смотреть на кассетах через несколько лет после релиза. Впрочем, в середине 90-ых “Красный октябрь” все еще выглядел крайне эффектно и был способен поразить зрителей подводными спецэффектами.
Click to view
Одна из лучших открывающих сцен за всю историю кинематографа.
ЗА
-Одна из лучших ролей Шона Коннери,
-Подводная погоня в Северной атлантике,
-Гимн “Красного октября”,
-Последний великий боевик на исходе Холодной войны,
-Подводные сражения и CGI,
-Soviet tech supreme.
ПРОТИВ
-Фильм слишком далеко ушел от книги,
-Многочисленные упущения в советской части картины,
-Финальная битва аналитика с поваром.
Написание подобных статей занимает очень много времени, так что не забывайте поставить лайк и написать комментарий.
Ну и, конечно, подписывайте на мой телеграм канал
https://t.me/GreatBlackShip где идет голосование за следующие обзоры.
03.03.2023
(с) Илья Садчиков