БИТВА ЗА ТРОПУ ХО ШИ МИНА - СЕКРЕТНАЯ ВОЙНА В НЕБЕ ВЬЕТНАМА И ЛАОСА. ЧАСТЬ 4.

Dec 04, 2022 18:08




Тропа Хо Ши Мина была ценнейшим активом Вьетнамских коммунистов и важнейшей дорогой, соединяющей Север страны с ее Югом. Коммунисты использовали дорогу как для переброски грузов, так и для насыщения юга опытными бойцами NVA и ветеранами Первой войны. Генерал Во Нгуен Зиап (победитель при Дьен Бьен Фу и архитектор тропы) понимал значение дороги и требовал для ее строительства все новые и новые человеческие и материальные ресурсы. В конце-концов, строительством тропы единовременно занимались не менее 120,000 человек, что позволяло поддерживать целостность дорожного полотна и строить 60 миль дороги в месяц (в 1965-66 году).


ДОРОГА ЖИЗНИ И СМЕРТИ

Во время строительства тропы от действий противника и болезней погибло не менее 30,000 человек. Еще 30,000 человек получили ранения. Наибольшую опасность для вьетнамцев представляли не столько американцы, сколько малярия, свирепствующая в джунглях. После завершения войны вьетнамцы построили мемориал строителям Тропы, на котором было захоронено 10,300 человек. Однако остальные вьетнамские рабочие безвозвратно сгинули в зеленом аду и их семьи не получили никаких компенсация или известий о судьбе своих родственников.

Первое использование тропы в целях переброски воинских частей состоялось в мае 1959 года. В этом месяце на территорию Южного вьетнама было отправлено первое подразделение северян, которое пробиралось через джунгли долгих 6 месяцев. Партизаны проходили в день по семь миль. Вьетнамцы, не сумевшие выдержать тяжесть пути, сходили с дороги и оставались на специальных стоянках на излечение. За ними редко кто возвращался, так что смертность среди отставших была весьма высока. Ближе к концу войны связность между Северным и Южным вьетнамом серьезно улучшилась, вследствие чего путешествие по тропе стало занимать до 40-50 дней. После того, как в 1975 году в джунглях была проложена 24-футовая двухполосная дорога, путешествие на Юг сократилось до 11 дней/ночей.



Дневной порой вьетнамцы прятали грузовики в лесу и закрывали их маскировочной сеткой. Как правило, грузовики передвигались по дороге парами или тройками, чтобы минимизировать потери. Иногда грузовики ставили в пещеры, вход в которые маскировался тропической растительностью.
Защиту Тропы от налетов американской авиации обеспечивали зенитные орудия, которые были расставлены в критических точках пути. Для защиты дороги активно применялась маскировка, а также выращивание кустарников и деревьев вдоль дорожного полотна. Густые кроны деревьев скрывали движение колонн, и использовались для создания “арочных структур”, блокирующих визуальную идентификацию трафика. Обнаружить дорогу, скрывающуюся под плотными верхушками деревьев было предельно сложно даже опытным пилотам.



Генерал Во Нгуен Зиап (будущий архитектор тропы) в 1954 году.
К 1973 году вьетнамцы замаскировали более 1800 миль дорожного полотна. Ремонтные мастерские были перенесены в пещеры, вдоль дорог появились ложные позиции зенитных орудий и фейковые транспортные парки. Отдельные машины-ловушки снабжались специальными бензиновыми канистрами, при взрыве которых американцы наблюдали огненное шоу. Мосты, переброшенные через реки, создавались из камня или были проложены под поверхностью воды, чтобы американцы не смогли обнаружить их с воздуха и легко разбомбить. Для переброски людей и грузов по рекам вьетнамцы применяли баржи. Однако, подобные плавания решено было выполнять лишь ночью, ибо днем неповоротливые суденышки представляли собой прекрасную цель для воздушных атак.

Опасаясь атак AC-130, снабженных инфракрасными сенсорами, водители грузовиков регулярно останавливали машины ночной порой, давая двигателям остыть. Разведение костров на таких стоянках не приветствовалось. Если вьетнамцы решили приготовить ужин, то они делали специальный закрытый костер и выводили дым как можно дальше от кухни при помощи бамбуковых трубок.

Ближе к середине войны вьетнамские водители научились еще одному трюку. Они покидали машину (или уводили ее в лес) сразу после прелета трассеров по дороге. Появление трассеров означало пристрелку, за которой следовала меткая очередь в цель.



Велосипеды регулярно использовались для перевозки тяжелых грузок. Однако путешествие на них было затруднительным в сезон дождей.
Погода также помогала Вьетнамцам. Даже в сухой сезон отдельные части дорожного полотна затягивало туманом или низкими облаками, что делало воздушную атаку чрезвычайно затруднительной. Координация движения машин в тумане производилась по радио, что позволяло собирать информацию американским службам радиоперехвата.

Несмотря на то, что американцы с завидной регулярностью бомбили дорожное полотно, движение по тропе было практически непрерывным. Следы вечерней атаки следовало убрать к утру. Задержки позволялись лишь в исключительных случаях. Единственными свидетельствами ночного боя оставались лишь обгоревшие остовы машин, сброшенные с проезжей части.



Тренировка будущих зенитчиков. Уровень зенитчиков оценивался по шкале от 1 (наивысший бал) до 9 (эти могли накрыть снарядом соседей на противоположном холме).
Один из участков тропы, известный как Восточная тропа Труонг Сон была непроходима в плохую погоду. Для того, чтобы решить эту проблему генерал Гиап приступил к работам по созданию Западного пути Труонг Сон или Та Ле. Западный путь протянулся через карстовые террасы Лаоса и был снабжен дорогами-обманками, часть которых сознательно не маскировали. Отдельные тропы-ловушки были прикрыты зенитными орудиями, поджидавшими неосторожных пилотов. Погода в горных районах также была на руку Вьетнамцам. Дыры в облачности были прекрасным маркером для зенитчиков (в них любили нырять неосторожные американские пилоты), тогда как карстовые склоны представляли немалую опасность для атакующих самолетов противника.

ОТВЕТНЫЙ ОГОНЬ

После того, как в 1965 году Тропа Хо Ши Мина стала подвергаться непрестанным ударам с воздуха, генерал Донг Си Нгуен сформировал специальную Группу 565, которая занялась созданием противовоздушных защитных сооружений вдоль важнейших участков Тропы. Для защиты дороги использовалось Советское и Китайское оборудование, а также тактические приемы, отработанные на полях Второй мировой войны. Ясно-понятно, что американские полеты на низких высотах быстро прекратились, поскольку прямое попадание одиночного 37мм снаряда, превращало самолет в неуправляемую груду железа. Для того, чтобы обеспечить мобильность систем ПВО при защите Пути вьетнамцы стали ставить зенитные орудия и пулеметы на БТР-40.

В 1968-70 годах не менее половины зенитных орудий, с которыми встречались американские пилоты были мобильными 37-мм системами, которые метали во врагов толстые желты трассеры - “пивные банки”. Рядышком работали 23-мм пушки, выстрел которых сопровождался полетом ярко-красного снаряда, разрывавшегося на высоте 9,000-10,000 футов. Обстрел из 23-мм орудия производился веером, так что снаряды рвались сразу на нескольких высотах. Гораздо реже пилоты натыкались на батареи 57-мм орудий, многие из которых имели отдельную РЛС. Такие пушки, представлявшие реальную угрозу для американцев, находились в ключевых точках вьетнамской обороны, в Лаосе или на перевалах Му Га. Если американские пилоты, действовавшие в этих районах, снижались до уровня деревьев, по ним начинали бить зеленые трассеры АК-47. Причем с таким обстрелом можно было столкнуться не только над джунглями, но и над оконечностями южно-вьетнамских ВПП.



Советская зенитная пушка 52-К прошла долгий боевой путь через Великую отечественную войну и Корею.
Согласно наблюдениям американских пилотов число зенитных орудий северного Вьетнама к 1968 году удвоилось. Особенно сильно возросло число мобильных зенитных батарей, что стало ответом на операцию Rolling Thunder. Если в конце операции число мобильных зенитных батарей в районе пути оценивалось в 166 штук, то через четыре месяца войны это число возросло до 621 орудия. Возросла и мобильность зенитных систем. Если многие тяжелые пушки имели стационарные позиции, то легкие орудия были поставлены на грузовики, движущиеся в составе конвоя. В случае необходимости мелкие 23-мм зенитки могли быть демонтированы и перенесены в новое место на руках.

В 1970 году на критически важных дорогах появились 85-мм пушки 52-К и 100мм зенитные орудия КС-19. Если стрельбу из мелких зениток пилоты могли увидеть невооруженным взглядом (в виде летящего в их сторону трассера), то тяжелые зенитки стреляли одиночным тяжелым снарядом, единственным свидетельством полета которого оставалась яркая дульная вспышка, видимая под зеленым покровом джунглей. Зенитные трассеры были полезны для пилота тем, что показывали место, откуда противник ведет огонь. Обнаружить позицию тяжелых зениток было намного труднее.



ЗПУ-4, состоящий на вооружении ГДР.
Если в марте 1968 по самолетам F-4E 388 TFW было произведено 254 зенитных выстрела, то в течение следующего года месячный расход зенитных боеприпасов по самолетам той же самой эскадрильи составил 5624 зенитных снаряда, калибров 23 мм, 37 мм и 57 мм. Пилоты 388 говорили о том, что в некоторых секторах пути на одну милю трассы приходится 30 зенитных орудий разных типов. На низких высотах ситуация становилась и вовсе катастрофической, поскольку по машинам начинали стрелять 12.7 мм ДШК (убийца вертолетов) и 7.62мм пулеметы Тип 67, которых у вьетнамцев было в избытке.

В 1971 году у VC появилась еще одна опасная новинка. ЗПУ-4 14.5мм счетверенная установка пулеметов КПВ, которая выдавала 2,400 выстрелов в минуту и превращала в дуршлаг все, что летало на высоте менее 3.000 футов. В 1975 году НВА получили некоторое количество ЗСУ-23-4, зенитная стрельба которых управлялась при помощи радара РПК-2. Впрочем, война была близка к своему концу и эти зенитные машины не смогли серьезно повлиять на исход воздушных сражений.

ТАКТИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕНИТНЫХ ОРУДИЙ

Зенитчики, защищающие тропу от налетов американской авиации, считали, что в боях со штурмовыми самолетами лучше всего использовать зенитные пушки с хорошо оборудованных позиций, которые имеют хороший вид на дорогу. Наилучшим местом для установки пушек были склоны холмов, которые было предельно сложно атаковать, но которые имели хороший вид на окрестности. В идеале пушки ставились на двух противоположных холмах, доминирующих над дорогой, после чего атакующая машина неизбежно попадала под перекрестный огонь двух или более зенитных систем.

Если зенитная позиция была оборудована в горных ущельях, то орудия ставились “в коробочку” - по две штуки на противоположных склонах гор. Зенитные пулеметы выстраивались в формации “треугольник” сбоку от дорожного полотна, что позволяло вести плотный огонь по приближающейся цели. Если рядом с точкой ведения зенитного огня была пещера, вьетнамцы пытались переоборудовать ее под склад зенитных снарядов. Пагоды, по которым американцы не наносили воздушные удары, также использовались для хранения боеприпасов и запасных частей для зенитных орудий.



Орудия КС-19 прибывали также из стран Восточного блока.
Работа зенитчиков, защищавших тропу была довольно успешна. Они отражали налеты медленных разведчиков и заставляли американцев использовать более быстрые машины, разведка и бомбежка с которых была затруднена. Также доставалось и ганшипам, которые обстреливали тропу и, во многих случаях, становились основной целью для зенитных орудий.

Дополнительной задачей зенитчиков была подготовка огневых позиций. Особенно тщательно готовились к ночной стрельбе, поскольку дульная вспышка была отчетливо видна во мраке ночи. Вьетнамцы не имели сложных систем звуковой локации и по этой причине использовали доморощенное оборудование, собранное из наушников, бамбуковых палок и двух мегафонов. При использовании подобного устройства вьетнамцы обнаруживали приближающийся самолет, а потом дожидались изменения звука двигателя, что сигнализировало о начале атаки.



Стрельба из ЗПУ-4 по противнику находящемуся в миле от стрелковой позиции. В случае необходимости ЗПУ-4 можно был быстро перебросить в новое место.
В качестве предупреждения о начале атаки вьетнамцы использовали телефонные звонки, выстрелы из ручного оружия, и определенные паттерны звуковых свистков. В большинстве случаев этого было достаточно для того, чтобы зенитчики могли определить вектор приближения цели и приступить к установке заградительного огня.

Поскольку прямое попадание бомбы в зенитку было редким явлением, американцы предпочитали не убивать, а глушить зенитчиков взрывами 2,000 фунтовых бомб. Кроме того, американские пилоты избегали прямых дуэлей с зенитками, поскольку вьетнамские бойцы ПВО обладали высокой дисциплиной, пытались стрелять наверняка и активно вели огонь не только по ведущему штурмовику, но и по его ведомым.



Уничтожение пещеры на тропе Хо Ши Мина (кликабельно).
Дуглас А-26А “Counter Invader” 64-677 майор Эла “Бэтмана” Шорта и капитана Ларри Каунта из состава 609 эскадрильи специальных операций “Нимрод” наносит напалмовый удар по передовому пункту управления и контроля вьетконга, который расположен в тщательно замаскированной пещере. Предыдущие попытки уничтожения объекта провалились, так что штурмовой удар было решено нанести для вскрытия пещеры. Первый заход на цель оказался неудачным, тогда как во время второго захода бомба задела край пещеры. Напалм хлынул в глубину укрепления, что привело к вторичной детонации боеприпасов (вероятно их сняли с одного из грузовиков, двигавшихся по тропе Хо Ши Мина).

СТАЛЬНЫЕ ВОРОНЫ
Поскольку на путь Хо Ши Мина падали многочисленные неразорвавшиеся бомбы, вьетнамцы сформировали специальные женские саперные команды. Как правило, молодые девушки искали кратеры, оставшиеся от бомб, сброшенных с Б-52. В этих воронках можно было найти крайне неприятные сюрпризы: снаряды, бомбы и различные типы мин.

Иногда тип боеприпаса приходилось определять сразу после неудачного падения, но некоторые специалисты могли идентифицировать боеприпасы на слух. Кассетные боеприпасы издавали глухой стучащий звук перед тем, как выпустить из себя мелкие бомбочки. LGB летели к цели с весьма заметным дребезжанием. Воздушные мины Mk36 падали с глухим хлопком.

Тропа Хо Ши Мина была буквально завалена различными противопехотными минами, однако, для траффика серьезную проблему представляли лишь авиационные магнитные мины, ориентированные на разрушение машин. Начиная с мая 1968 года американцы начали сбрасывать на дороги мины ловушки, которые взрывались в руках ничего не подозревавших саперов.



Дедушка Хо вдохновляет зенитчиков на боевую работу. Эта фотография была в моей первой книге про Вьетнамскую войну "Хо Ши Мин" (из серии ЖЗЛ).

Впрочем из всех воздушных угроз для наземного персонала наибольшую опасность представляли налеты B-52. Эти машины наносили удар с высоты в 32,000 футов и таким образом были невидимы и не слышимы для бойцов VC. Одна ячейка B-52, состоящая из трех машин, могла сбросить на джунгли 324 500 фунтов бомб, которые уничтожали территорию длиной в милю и шириной в 300 футов. В местах попадания бомб оставались кратеры радиусом и глубиной в 30 футов. Лесной покров исчезал, дома и конструкции превращались в руины. Ударная волна оглушала людей, находящихся в полумиле от места взрыва. Люди находившиеся ближе теряли сознание от перепада давления. Везунчики, пережившие подобную бомбардировку долгие годы страдали от ночных кошмаров и приступов панических атак.

Даже укрепленные бункеры, возведенные вдоль тропы Хо Ши Мина не могли выдержать прямого попадания бомбы, сброшенной с Б-52. После коллапса бункера восстановить его было невозможно, и воронка быстро наполнялась водой, а потом и грязью. Бойцы, случайно забравшиеся в такую “ловушку”, могли легко утонуть.

Если вьетнамцам удавалось определить место возможного удара "Стратокрепостей", то “чарли” могли получить предупреждение по Гвардейскому радио. После этого у бойцов VC оставалось в запасе не более 5 минут, чтобы попрятаться по туннелям и пещерам. Иногда информацию о подлете B-52 передавали советские шпионы, следившие за взлетами тяжелых машин с базы Гуам. В этом случае, путешествующие по тропе вьетконговцы могли уйти в джунгли или срочно свернуть на секретную дорогу (если она была вблизи).



СОН-9 - радиолокационная станция орудийной наводки зенитной артиллерии.

Иная,не менее серьезная опасность исходила от Ганшипов. Бороться с ними было сложно, так что водители грузовиков старались проделать большую часть пути прямо перед закатом или за час до рассвета. Дневной порой по дороге гоняли лишь сумасшедшие, тогда как осторожные водители избегали работать в полдень и прятали машины в джунглях и пещерах.

Для того, чтобы сломить мораль VC, американцы сбрасывали над джунглями листовки, в которых описывались многочисленные опасности долгого пути. На подобном способе пропаганды настаивал Джонсон, который считал, что переговоры неизбежно последуют за бомбардировками, а значит противника надо давить еще и мягкой силой. Однако, в вопросе агитации американцы серьезно просчитались. Бойцы вьетконга были фанатично верны товарищу Хо и на сторону американцев в начале войны перебегали буквально единицы. Позже ситуация несколько изменилась, когда VC добрались до южных районов страны и с удивлением обнаружили, что рады им далеко не все крестьяне. В январе 1966 года на сторону юга переметнулось 1,600 бывших солдат Вьетконга, которые воспользовались листовками, гарантирующими безопасную сдачу в плен.

После того как 31 марта 1968 года закончилась операция Rolling Thunder американские ВВС обратили пристальное внимание на Лаос. Бомбы начали сыпаться на перекрестки, мосты и дорожное полотно этой страны, вследствие чего Группа 559 стала строить многочисленные обходные пути и тайные мосты. Бомбежки дорожного полотна в равнинах были неэффективны поскольку вьетнамцы быстро избавлялись от воронок с помощью бульдозеров. Однако в гористой местности чинить дороги было сложнее, ибо бомбы сбрасывали на дороги отдельные части гор и холмов. На расчистку подобных завалов могла уйти пара дней.



Внутри одной из пещер, расположенных вдоль тропы Хо Ши Мина.

Штаб-квартира Группа 559 постоянно пребывала в движении и ее локацию американцы так и не смогли обнаружить. Как правило 559-ые инсталлировали штаб в туннелях, после чего проводили все нужные штабистам коммуникации, включая телефон и электричество. Начиная с 1966 года Группа 559 построила вдоль тропы Хо Ши Мина несколько десятков баз, которые находились на расстоянии 70 миль друг от друга. Если в 1966 году таких баз было 6, то к 1970 году их число возросло до 30. Подобная скорость была связана с тем, что правительство Лаоса не контролировало свою страну, тогда как США не могло ввести в Лаос крупные силы, опасаясь гневной реакции со стороны Китая и СССР.

Если в начале войны в Лаосе находилось 12,850 бойцов NVA, то к 1968 году отряды Патет Лао и NVA выросли в численности до 51,500 человек в составе 144 штурмовых батальонах. и 33 батальонах обеспечения.

Не стоит забывать и о том, что Группа 559 также занималась строительством аэродромов. К 1973 году на территории Южного Вьетнама было построено 13 новых ВПП, истребители которых пытались перехватывать пролетающие над головами ячейки B-52. Аэродромы также использовались вьетнамскими вертолетчиками для ночных перебросок грузов.

СТРЕЛА И ДВИНА

В начале войны советская армия поставляла во Вьетнам комплексы Двина, которые использовались для обстрела американских самолетов с земли. В 1972 году на вооружении NVA появилась более мощная Стрела SA-7 и многие батареи SA-2 были переброшены в Лаос для перехвата штурмовых самолетов и Ганшипов. Первая атака AC-130 с ПЗРК состоялась в районе Тчепоне. Американский пилот сумел уклониться от приближающейся ракеты при помощи резкого S-образного маневра, в результате чего у Ганшипа едва не оторвались крылья.



Вьетнамский оператор ПЗРК готовится выстрелить по цели.

После этого случая все действующие в Лаосе AC-130 стали брать на борт системы РЭБ и сенсоры раннего предупреждения о пуске вражеской ракеты. Начиная с января 1972 года Ганшипы стали летать под эскортом F-105, которые несли под крыльями ракеты воздух-радар. Подобная тактика стала ответом на участившиеся случаи обстрела тяжелых машин из ПЗРК и зенитных орудий, ибо последние получили на вооружение радиолокационную станцию артиллерийской наводки СОН-9A и определитель дальности до цели PUAZO-5A.

Несмотря на то, что Стрела SA-7 была новым оружием, она быстро доказала свою высокую эффективность. Сначала вьетнамцы сбивали с ее помощью поршневую мелочь типа O-1, A-1 и OV-10. Однако в июле 1972 года им удалось сбить из SA-7 полноценный Ганшип AC-130A (55-0043), позывной Spectre 11. Стрела, выпущенная в районе аллеи Шау сначала отвлеклась на тепловую ловушку, а потом резко переключилась на третий двигатель AC-130 и попала прямиком в пытающийся уклониться самолет. AC-130A потерял крыло, вышел из под контроля и рухнул прямиком в гористые джунгли. Все 12 членов экипажа погибли.

Также известно, что 28 марта 1972 года: AC-130A 55-0044 «Prometheus» («Прометей»), н-р 3071, в составе 16-й эскадрильи специального назначения, был сбит ЗРК С-75 «Двина» к юго-востоку от Сепона (Лаос), погибли все 14 членов экипажа.



Если вам понравилась данная статья и вы хотите прочитать продолжение, не забудьте поставить лайк!

Краткое содержание предыдущих серий:
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 1.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 2.
Битва за тропу Хо Ши Мина. Секретная война в небе Вьетнама и Лаоса. Часть 3.
Продолжение следует…

(с) Илья Садчиков
На основе Osprey - Air Campaign 018
04.12.2022

вьетконг, история, airplanes, вьетнам, war history, cold war

Previous post Next post
Up