THE LOST STRAIT (2018) / Tangeh-ye Abughorayb / تنگه ابوقریب

Apr 13, 2020 23:14




1988 год. Ирано-иракская война зашла в тупик, но финал побоища был уже не за горами. 13 марта Саддам Хусейн бросил на передовую тысячи солдат и сотни танков. Весеннее наступление было весьма удачным для Ирака и сопровождалось массовым применением боевых газов (табун и VX), при помощи которых армия Саддама взломала вражескую линию обороны и двинулась вперед, на далекий Тегеран. Истощенная Иранская армия не успела зализать раны и ее бойцы вновь были вызваны на передовую, прямо из начавшихся отпусков. Одно из решающих сражений войны произошло в проходе Abu Ghorayb. Захват этого прохода должен был поставить Исламскую республику на грань тотального поражения, но последователи аятоллы совершили подвиг и остановили врага. Иранский фильм Tangeye Abu Ghorayb, рассказывает о малоизвестном эпизоде многолетней войны и делает этой в крайне необычной для западного кино стилистике.




Фильм серый и мрачный, словно опаленная войной пустыня.
Первая половина картины представляет собой экспозицию, при помощи которой автор сценария и режиссер (Bahram Tavakoli) рассказывает историю главных героев фильма. Мажид и Халил (медик и сержант истребительно-противотанкового полка), ведущие персонажи картины, решили отправиться в увольнение в Тегеран, но внезапное наступление Саддама застало их врасплох. Сделав осознанный выбор, герои возвращаются в подразделение и отправляются на войну, прихватив по пути товарищей, командира и мелкого пацана - фотографа. Путешествуют герои в кузове грузовика, при этом ехать им приходится по дорогам, забитым беженцами и военной техникой. Неприятности начинаются практически сразу. Остановившуюся из-за пробки колонну атакуют иракские МиГ-21. В результате воздушного удара отряд несет первые потери. Впрочем, останавливаться нельзя. Поспав часок и закусив арбузами, герои прибывают в ущелье и тут же вливаются в боевую работу, поскольку линия обороны прорвана и на горизонте виднеются башни иракских танков.

Это интересно. Первая половина картины показывает быт военного Ирана, который крайне редко можно увидеть в других фильмах. Реальность исламской республики крайне сильно отличается от нашей, вследствие чего мирные сцены выглядят экзотично и, несмотря на свою продолжительность, совершенно не надоедают.



Иранский отец-командир.
Вторая часть Lost Strait (она идет, примерно, 30 минут) посвящена сражению за проход Abu Ghorayb. Снята она несколько странно. Командир отряда, мрачный седой мужик 50 лет, несколькими фразами описывает обстановку, после чего герои получают приказ и отправляются в бой. Уже через минуту зритель перестает понимать суть происходящего. Со всех стороны персонажей окружает бесконечная коричневая пустыня. То тут, то там видны дымы от горящих танков и САУ. Далекий горизонт сверкает вспышками автоматического огня. Над головами героев проносят реактивные снаряды, а окопы полного профиля подвергаются тотальной артиллерийской бомбардировке. Где свои, где чужие - не понять. Герои картины не видят солдат противника и сражаются, в основном с танками и БМП, которые всеми силами пытаются добраться до контрольной точки, расположенной где-то в иранском тылу. Иранцы подбивают иракские Т-62 из гранатометов, но при этом и сами гибнут от попаданий пуль и осколков. Оставаться на месте нельзя, открытая пустыня простреливается снайперами и пулеметчиками, так что бойцы бегают между почерневшими остовами танков и багровыми барханами, покрытыми телами убитых.



Передовая база. У иранцев нет воды, но есть кока-кола.
Выглядит происходящее хоть и дешево (часть бэкграундов была нарисована на компьютере), но крайне апокалиптично. Кроме того, сами перестрелки поставлены на высоком уровне, а интенсивность сражений возрастает с каждой следующей минутой.



Врагу не сдается иранский отряд.
В какой-то момент (перебив большую часть иранского отряда), Иракцы прекращают наступление и поворачивают назад. Выглядит это несколько странно. Казалось бы, оборона прорвана, танки еще остались, но нет, бойцы Саддама разворачиваются на 180 градусов и уползают обратно, к своим границам. Что послужило причиной подобного решения, зрителю не ведомо и это очень плохо, потому что дальше режиссер уверенно говорит о том, что причина победы была связана с упорством иранских солдат. Далее упоминается, что провал операции привел к частичной остановке Иранской военной машины, которая, до поры до времени, рассчитывала на финальный успех (при этом именно Хомейни, а не Саддам был вынужден согласиться на перемирие). Целостная картинка происходящих событий в голове не складывается, тогда как фильм завершается при помощи стандартного рояля в кустах, а на вопросы зрителя у авторов нет вообще никаких ответов (возможно иранские любители кино знают о происходящем с детства, но мы-то нет).

Есть и еще одна проблема, она связана с главными героями фильма.



Поле боя. Где свои, где чужие? Кто его разберет! Танки ползут со всех сторон.
Если в первой половине картины сценарист детально описывал характеры персонажей, то на шестидесятой минуте герои превратились в функции, лишенные всякой изюминки. Даже история преображения фотографа, развивавшаяся согласно канонам жанра, внезапно сделала резкий скачок; фотограф перестал быть заморышем и сразу стал ветераном многолетней войны. Что именно стало триггером подобного преображения нам на экране не показали. Судьба была куда как менее благосклонна к героям первого плана, которые погибли во время сражения, получили случайную пулю или вошли в состояние боевого бешенства. Они не дожили до конца постановки, чтобы размах трагедии дошел даже до самого упертого зрителя.

Еще одна проблема фильма связана с тем, что герои The Lost Strait постоянно мельтешат на экране и часто переигрывают. Иной раз они так долго орут друг на друга, что зритель чувствует себя попавшим в Индийский музыкальный фильм. Песни здесь так же поют, но в меру и без положенных в Болливуде танцев.





Персонажи второго плана.
В целом Abu Ghorayb можно посмотреть, чтобы понять основные концепции, лежащие в основе ближневосточной школы военных фильмов. Однако вторую такую попытку вы вряд ли предпримите.

ЗА:
Уникальный военный период,
Демонстрация мрачной Иранской реальности поздних 80-ых,
Ряд эффектно поставленных боевых сцен.

ПРОТИВ:
Автор сценария так и не раскрыл характер персонажей,
Сюжетное месиво во второй части фильма,
Я постоянно путал имена героев,
Нелогичная иранская победа и путанный ход сражения.

13.04.20
(с) Илья Садчиков

movie, история, history, кино, cold war

Previous post Next post
Up