Гибель Людовика XVI под ножом гильотины запустила машину республиканского Террора, которая работала с сентября 1793 по июль 1794 года. Якобинцы, считавшие, что террор является быстрейшей формой правосудия, безжалостно уничтожали врагов молодого государства. Попутно доставалось недобитым аристократам, политическим преступникам и простым людям, которые оказались в неудачное время в неправильном месте. Меньше чем за год Робеспьер и Сен-Жюст расправились со всеми своими коллегами: дантонистами, жирондистами, фельянами и эберистами. Попутно под удар попала научная и творческая интеллигенция (в частности, французские радикалы отрубили голову Лавуазье). Революционерам повсюду виделись заговоры, как настоящие, так и выдуманные. По этой причине революционные трибуналы работали непрерывно, а сами суды проводились по упрощенной системе и завершались массовыми казнями.
Новейшая игра польской студии Polyslash даст вам возможность стать судьей революционного трибунала и понять почему революция, стартовавшая под лозунгами свободы, равенства и братства очень быстро увязла в кровавом болоте террора.
Естественно, что занимая высокое положение во французском обществе вы не сможет отсиживаться в домике. Вам придется активно взаимодействовать с известными политическими деятелями той бурной эпохи (здесь есть Робеспьер, Дантон, Марат и мадам Де Шталь), а также заниматься борьбой за влияние внутри отдельных районов столицы. Ясно-понятно, что до конца Революции доживут немногие, так что будьте хладнокровны и соблюдайте изрядную осторожность...
Политический расклад в середине второго акта. Все кто не смог встроиться в систему были казнены и убиты. Дантон нацеливается на место Робеспьера, тогда как главный герой пытается снести Ренара. Давид каким-то чудом умудрился выжить. М-ме Эллиот и де Сталь благоразумно стоят в сторонке. "Друг Народа" Марат еще жив, но Шарлота уже точит свой нож.
СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
Судебное заседание - это суть игры. Фактически We.The Revolution представляет собой длинную цепочку судов, завернутых в стратегическую и приключенческую обертку.
В самом начале игры вам придется судить хулиганов, воров и прочую мелочь. Вскоре ход судебных процессов кардинально изменится и за свою жизнь будут бороться аристократы, известные люди и бывшие сторонники свергнутого режима (сначала аристократы, потом революционеры).
Гражданин Капет перед революционным трибуналом. Ни одна фракция не выступила за освобождение экс-монарха. Народ подумывает о суде Линча (см. правую шкалу).
Дознание производится следующим образом. Когда в суд приводят обвиняемого, на столе героя появляется описание дела: список преступлений, в которых обвиняют человека и письменная выжимка из речи свидетелей. Ключевые моменты дела представлены в виде иконок. До начала заседания игрок должен сопоставить ключевые моменты преступления с доступными иконками вопросов (как правило, одна иконка связана с несколькими вопросами). Некоторые вопросы подобрать просто. Например, если ключевым словом является “убийство”, то игрок может ткнуть в вопрос “обвинение”. В других случаях верное вопросительное слово найти намного труднее. Ситуация усложняется тем, что ошибиться в сопоставлении ключевых моментов и вопросов можно лишь определенное число раз, после чего суд начнется автоматически. Кроме того, некоторые ключевые слова являются отвлекающими и их использование всегда приводит к бессмысленному расходу вопросов.
Это интересно. Я рекомендую потренироваться “на кроликах” и изучить схему выбора вопросов на примере первого заседания (разбора дела о драке сына с другими детьми). Если вопросы подобраны неправильно, игру всегда можно загрузить перед началом заседания.
Во время судебного процесса на основе верно сопоставленных вопросов формируется лист дознания. Каждый вопрос, входящий в его состав, имеет соответствующую иконку: гильотину, голубя и тюрьму, которая показывает в какую сторону сдвинется мнение присяжных, когда вы зададите этот вопрос (изначально, мнение у присяжных отсутствует, но его может резко качнуть в ту или иную сторону). Таким образом, если вы гарантированно хотите спасти человека, то ему следует задавать вопрос с иконками “голубей” и не задавать вопросы с иконкой “гильотина”. Иначе ваше мнение по поводу обвиняемого может разойтись с мнением присяжных и у них появятся сомнения в вашей компетентности.
Судебная система в середине игры. Тюремное заключение даже не рассматривается среди возможных исходов. Преступление - кража еды.
Это интересно. Тюремный исход доступен лишь в первой части игры. Вскоре Робеспьер запустит машину террора и у вас останется всего два доступных приговора: помилование и смертная казнь.
В идеальном мире исход суда должен базироваться исключительно на уликах и объективности судей. Однако в реалиях Великой Французской Революции вы должны будете учитывать мнение 4 игровых фракций, каждая из которых имеет собственные виды на судьбу подозреваемого. Например, если в суде оказался аристократ, то, скорее всего, фракция аристократов будет настаивать на его невиновности, тогда как третье сословие и революционеры будут настаивать на его смерти (4 фракцией является ваша семья, но она вряд ли будет вас линчевать). Если вы пойдете на прямой конфликт с какой-либо фракцией и доведете ее отношение к собственной персоне до больших отрицательных значений, то вполне вероятно, что ваша жизнь окончиться в каком-нибудь переулке от удара бандитского ножа.
В целом, ваше выживание зависит от того, как ловко вы сможете жонглировать мнением фракций, спасая никчемным людишек и уничтожая тех, кто действительно представляет опасность для Франции и вашей персоны.
Это интересно. Рекомендую наращивать фракционный рейтинг на быстрых делах, поскольку в них участвуют люди, не способные повлиять на игровой процесс. При этом такие дела рассматриваются большими пачками, так что вы быстро сможете нагнать нужный рейтинг.
Перед гильотинированием можно кинуть спич народным массам. Толпа настроена агрессивно, так что я просто дерну за веревку и лезвие отрубит голову очередному бедолаге. Забавно, что первая версия гилотины обладала скругленным лезвием. Скошенное лезвие придумал Людовик XVI.
Народ, единственная фракция игры, отношение которой к обвиняемому можно изменить прямо в процессе гильотинирования. Пламенная речь, сказанная перед казнью, может поднять ваш статус в глазах революционной черни (ребята тут же забудут, что только что хотели разорвать вас на куски).
К концу дознания у присяжных сформируется собственное мнение относительно рассматриваемого дела. Вы, конечно, можете на него наплевать (например, оправдать человека, несмотря на то, что присяжные хотят его гильотинировать), но в этом случае среди присяжных у вас заведется враг, которые будет постоянно снижать ваши игровые параметры.
Моя революционая печать модели: "Совы не то, чем кажутся".
Помимо присяжных в игре действует революционный прокурор. Он отвечает за народное терпение на процессе и ставит подпись под рассмотренным делом. Если подозреваемый ненавидим в народных массах, то каждый задаваемый ему вопрос, повышает показатель ненависти. Если данная шкала дойдет до конца, народ взбунтуется и линчует “злодея” прямо в зале суда. До такой ситуации граждан лучше не доводить, так что вам следует внимательно наблюдать за темпом роста враждебных настроений и, в случае возникновения проблем, сразу же выносить вердикт.
Перед тем, как вынести вердикт, революционный судья должен заполнить рапорт (это несколько вопросов с закрытой формой ответа). Информацию для заполнения рапорта можно узнать во время дознания. Проблема в том, что в большинстве случаев вы не сможете узнать ответы на все вопросы (вам или не хватит времени, или дополнительные вопросы приведут суд к нежелательному исходу). Таким образом, заполняя рапорт вам придется импровизировать. Если вы верно ответите хотя бы на 60% вопросов, прокурор подставит под отчетом свою подпись и ваше влияние на конвент увеличится. В противном случае, прокурор не утвердит ваше решение и ваше влияние снизится.
Это интересно. Обратите внимание, что в стратегической части игры присутствуют строения, использование которых позволяет пропустить этап заполнения рапорта.
Судим священника. Исход дела под большим вопросом, потому что все фракции придерживаются собственной точки зрения на происходящее.
СЕМЬЯ
Главный герой игры живет не один, у него есть семья, в состав которой входят: отец (старый юрист, любит читать книги и изучать законы), старший сын (революционер-утопист, который хочет изменить общество), жена (балансир системы) и младший сын (он пока еще не выбрал свой путь, но может влиять на других членов клана).
По завершении рабочего дня вы можете пойти в кафе Прокоп (место, пользующееся популярностью у гуманитарной общественности), поиграть в кости, или провести время в кругу семьи. Последнее важно, поскольку каждый член рода ассоциирован с определенной игровой фракцией. Если, к примеру, долго “забивать” на отца, то вы получите штрафы со стороны третьего сословия. Сложность в том, что угодить сразу всем членам семьи невозможно, ибо кто-то любит ходить в оперу, а кто-то нет. Вдобавок к этому некоторые вечера будут заняты политическими делами и в такие дни вы вообще не сможете провести время с семьей.
Семья главного героя. Слева эвенты, которые вы можете выполнить вечером. Синим подсвечены персонажи, которым понравится вечер, красным подсвечена жена, которая не хочет играть с детьми.
Чисто теоретически на семью вообще можно забить (в духе французских нуаров). Только помните, что в случае такого поведения вы не выберитесь из штрафов и вам придется идти на крутые меры, чтобы удерживать баланс внутри революционного Парижа.
По улицам следует ходить осторожно. Тут всякое случается.
МАШИНА ИНТРИГ
Как я уже писал выше, рано или поздно вы столкнетесь с людьми, которые напрямую управляют Парижем (конфликт интересов никто не отменял, а воруют в республике едва ли не больше, чем при старом режиме). Поскольку под вашим контролем нет ни военных, ни бандитов, разрешать конлифт предлагается при помощи интриг. Каждая интрига занимает несколько дней, при этом в течение дня вы можете совершить сразу несколько действий.
Планируя интригу, вы выбираете ситуацию и возможный ответ на нее (дипломатический, агрессивный или тайную акцию). Исход ответа будет известен на следующий день и он не всегда положительный. Временами, на интригу противник отвечает контр-интригой, которая может быть успешна даже тогда, когда вы добились первоначального успеха.
Мы начинаем интригу против мэра Парижа - Жан-Мари Роланда. Как и всякий враг народа кончит он плохо, на гильотине.
В других случаях вам придется убеждать конкретных людей выдать вам нужную информацию или заключить с вами стратегический союз. В этот момент запускает специальная ораторская мини-игра. Работает она следующим образом. Перед началом разговора вы увидите список тезисов и возможную реакцию оппонента на них (реакция на некоторые тезисы вам не известна, но ее можно узнать потратив дополнительные очки влияния). Для парирования реакции вы выбираете один из четырех доступных аргументов: осторожный аргумент, умоляющий аргумент, силовой аргумент и манипуляцию. В конце-концов, вы нажимаете на кнопку готовности и видите, насколько сильны выбранные аргументы для вашего оппонента (чем зеленее рамочка вокруг аргумента, тем он сильнее).
Если ваши аргументы оказались недостаточно сильны, вы можете изменить аргумент прямо в процессе беседы. Надеясь, что новый выбор окажется лучше старого. При этом думать вечно вы не можете. Беседа занимает определенное время и это время быстро подходит к концу. Когда герой высказывает свое мнение, у оппонента меняется отношение к результатам диалога. Если к концу беседы оппонент будет заинтригован, вы сможете склонить его на свою сторону. В противном случае ваша беседа закончиться провалом, вы понесете моральный урон, да еще и один из эпизодов интриги провалите.
Лобовое столкновение с Робеспьером. Обратите внимание на шкалу длительности интриги в правом верхнем углу экрана.
Информация к размышлению. Игра в тезисы-аргументы, крайне важна для вашего выживания. Поэтому научитесь играть в нее как можно быстрее. Умелый разговор сможет вытащить вас из самое неблагоприятной ситуации. Кроме того, вы сможете достичь желаемого не прибегая к пыткам и прочему насилию, которое впоследствии может выйти вам боком.
Успешная реализация интриги приведет к тому, что ваш противник предстанет перед революционным трибуналом, ну а дальше вы уже знаете, что делать.
Помимо интриг в игре есть многочисленные случайные события, которые влияют на революционную ситуацию, сложившуюся в Париже.
Игра в оратора. Я выбрал три толковых аргумента (подсвечены зеленым) и два плохих (подсвечены красным).
В конце разговора мне придется подстраиваться под собеседника на лету.
СТРАТЕГИЯ РЕВОЛЮЦИИ
Помимо сюжетной и судебной части, в We. The Revolution есть простенькая стратегическая составляющая, несколько напоминающая Элексировскую Republic The Revolution. Париж разбит на сектора, контроль над которыми дает игроку игровые преимущества. Некоторые сектора ускоряют темпы строительства статуи (см. ниже), тогда как другие дают игроку очки престижа.
Для контроля над секторами используются агенты разных типов. Боевики уничтожают агентов врага, дипломаты занимаются разведкой, тогда как агитаторы стараются переманить на вашу сторону агентов противника. Фракции антагонистов также активно используют подручных. При этом помимо ваших политических противников по Парижу передвигаются ничейные народные патрули (фактически, это бандиты), а также анархисты, инициирующие восстания.
Битва за сквер. Национальная гвардия против "титушек" с клерикальным прикрытием.
Если в каком-либо секторе вспыхнет пожар народного недовольства, ваш герой будет заперт в пределах района до тех пор, пока вы не сможете вызволить его оттуда тем или иным способом (например силой или убалтыванием).
Это интересно. Игра имеет встроенный механизм сражений, который напоминает игру “камни-ножницы-бумага”. Во время боевого столкновения противники формируют линии рукопашников и стрелков, после чего выбирают тактики для текущего хода. Естественно, что некоторые тактические приемы эффективнее других тактических приемов и этим надо активно пользоваться. Победителем считается тот, кто выжил по результатам столкновения. Обратите внимание, что к стычке могут привести события, связанные с интригами, а также случайные эвенты.
В целом стратегическая часть игры плохо сбалансирована. У вас не так много возможностей повлиять на городской стратегический процесс. Однако забивать на этот элемент игры ни в коем случае нельзя, ибо это грозит проблемами на приключенческом уровне.
Стратегическая часть игры. Дипломат изучает новый район, тогда как наш боевик блокирован внутри восставшего сектора. Вытащить его оттуда не получится, придется ждать.
СТРОИТЕЛЬСТВО
Помимо судебных дел у вас есть специальная государственная задача, связанная со строительством Статуи Революционного Правосудия. Статуя потребляет ресурсы, для сбора которых следует удерживать определенные районы города (наиболее ценным с этой точки зрения является остров Ситэ). Если план строительства статуи будет нарушен, за вами придет Комиссар, а на ваши дальнейшие действия будет наложен серьезный штраф.
Вы можете ускорить темп строительства Статуи, оставшись вечером на работах по ее возведению, но тут есть риск рассориться со всей семьей разом.
Итог судебного заседания. Рапорт составлен верно. Мое решение понравилось революционерам, но не понравилось народу.
Статуя разблокирует специальные игровые здания, при помощи которых вы можете облегчить себе проведение дознания или быстро подавить беспорядки на городских улицах. Проблема лишь в том, что эти специальные особенности будут активироваться за пункты влияния, которые нужны совсем для других вещей. На месте разработчиков я был убрал подобную активацию и сделал так, чтобы игрок мог ежедневно активировать один эффект из списка возможных.
Завершая рассказ об игре замечу, что парни из Polyslah сделали не только симулятор революционного трибунала, но и попытались нарисовать глобальную картину Парижа времен Великой Французской Революции. Это эпическое начинание оказалось успешным далеко не во всех элементах. Однако та игра, что получилась в итоге, выглядит действительно впечатляюще. Таким проектом могли бы гордиться не только инди-разработчики, но и Microprose в период своего расцвета. Безусловно, в проекте есть баги и проблемы с механикой. Впрочем, я думаю, что все эти мелочи будут исправлены в самом скором времени и проект станет одним из столпов судебно-революционного жанра.
Напоследок занятный ролик Роба Зомби про Французскую революцию (для AC: Unity)
Click to view
ЗА:
Симулятор революционного трибунала
Многочисленные интриги и активности
Большое разнообразие возможных судебных дел
Игровая визуализация исторического процесса
Напряженный сюжет на фоне кровавых событий Большого Террора
Исторические фигуры на переднем плане конфликта
ПРОТИВ:
Стратегическая часть игры имеет проблемы в механике.
Некоторый дисбаланс игрового процесса.
От игры в кости зависят довольно важные вещи.
Далеко не все мини-игры имеют интуитивный интерфейс.
01.06.2019
(с) Илья Садчиков