Воздушная война во Вьетнаме. LINEBACKER II - НОЧИ 4,5,6 и Рождественское перемирие.

Feb 10, 2019 00:31




По завершении третьей ночи LInebacker II основная тяжесть боевых действий легла на ВПП У-Тапао. Американцы решили уменьшить численность бомбардировочных волн до одной. Как следствие логистическая сложность операции уменьшилась, сократилось подлетное время до цели, что намного упрощало управление операцией (самолетам теперь не требовалась воздушная заправка). Офицеры получили возможность свободно менять цель во время подлета волны к боевой позиции. Уменьшившийся вес горючего позволял навесить под Б-52 больше бомб, а также сокращал время опасного пост-бомбового разворота, ставшего фатальным для многих машин.


ЧЕТВЕРТАЯ НОЧЬ. 21 ДЕКАБРЯ

21 декабря стал тяжелым днем для офицеров американских ВВС, поскольку им пришлось встречаться с женами погибших и пропавших без вести пилотов, не сумевших вернуться с вылетов предыдущей ночи. На Гуаме находилось довольно много женщин, решивших провести Рождество в теплом климате вместе со своими мужьями. Можно представить, что они чувствовали, узнав, что их родные не вернулись из боя перед началом общенационального праздника…

К началу Четвертой ночи на У-Тапао прибыло несколько свежих американских экипажей, что позволяло, потенциально, провести ротацию экипажей и увеличить время отдыха активных пилотов.

В качестве целей для Ночи 4 были выбраны военные объекты, расположенные в районе Бак Май, Вай Диен и ВПП в Квай Те.

Первая и последняя бомбардировочная волна Четвертой ночи появилась во вьетнамском воздухе в 4 часа утра. Для гражданских ее прибытие стало шоком (волну ждали раньше, примерно, на два часа). По этой причине тревожные сирены были включены с опозданием, когда в воздухе слышался рев тяжелых машин. Вьетнамские ракетчики были готовы к подобному повороту событий. Они понимали, что столь поздний визит американцев означает, что второй волны Б-52 не будет, а значит, ракеты можно не беречь.



ВПП Бак Май после бомбардировки.
Первой целью бомбардировки стала ВПП в Квай Те над которой появилась ячейка Scarlet. Поскольку у Scarlet 01 были проблемы с бомбардировочным радаром, командир машины перевел свой бомбардировщик из ведущей позиции в ведомую и не заметил, как вывалился из боевой формации. Scarlet 01 четко высветился на дисплеях вьетнамских ракетчиков и стал закономерной целью зенитной атаки. До кучи, пилоты Scarlet 02 обнаружили, что к ним приближается МиГ. К счастью для американцев, пилот истребителя поспешил с атакой, что позволило американцам включить систем РЭБ и избежать летального исхода. МиГ неудачно выпустил ракеты, совершил боевой разворот и вновь потерялся в ночной темноте.

Во время операции Linebacker II одиночные МиГ-21 использовались для перехвата ударных самолетов, но практически никогда не ввязывались в затяжной маневренный бой. Пилот МиГа осуществлял прицеливание визуально, не включая радиоприцел РП-21, а стрельбу производил только после высвечивания на табло сигнала о захвате цели головкой самонаведения ракеты. Ввиду плохой подготовки авианаводчиков, а также широкомасштабного применения американцами средств РЭБ, удачное наведение МиГов на цель было скорее исключением, нежели правилом. Именно по этой причине летчики Б-52, боялись активности перехватчиков намного меньше вьетнамских зенитных ракет.



Капитан Джон Симс и его экипаж собирают данные для последующего анализа.
Тем временем 57 и 78 батальоны ПВО выпустили 4 ракеты (по 2 на батальон) по отставшему Scarlet 01. Одна из ракет взорвалась под правым крылом бомбардировщика, которое переломилось и в вихре огня пролетело над фюзеляжем пылающей машины. Через несколько мгновений пламя объяло все отсеки бомбардировщика, который пошел к земле по пологой кривой. Офицеры ПВО отчетливо видели пожар громадной машины, которая полыхала в утреннем небе, словно ярко-красная звезда.

После того, как оставшиеся машины Scarlet завершили пост-бомбовый разворот над целью появилась ячейка Blue. 93 батальон ПВО выпустил 2 ракеты по Blue 01, который только начал открывать бомболюки. После близкого взрыва ракет (одна выше Б-52, а другая возле правого крыла) самолет потерял управляемость (декомпрессия, каскадный отказ электронных систем). Экипаж по приказу командира спешно покинул машину, которая начала отворачивать в сторону цели. Мимо пылающего «Стратофортресса» промчались еще две ракеты. К конечном итоге лившийся экипажа бомбардировщик отбомбился в «автономном режиме» и закидал бомбами цели, расположенные на расстоянии от военного объекта. В частности, несколько бомб попали в госпиталь Бах Май и убили 28 человек (в основном врачей). Данный инцидент позволил вьетнамцам обвинить американцев в совершении военного преступления.

Спрыгнувших пилотов Blue 01 вьетнамцы обстреляли из ручного оружия, а потом поймали в плен и провели перед агрессивной толпой местных жителей. После ободряющего обстрела камнями, пленников доставили в Хайной Хилтон и развели по одиночным камерам.



Пилоты Б-52, оказавшиеся на вражеской территории, могли рассчитывать на спасение при помощи вертолетных команд.
Остаток ночи прошел без новых потерь. По возвращении бомбардировщиков на базу офицеры ВВС провели дебрифинг с вернувшимися экипажами, собрали данные о противодействии вьетнамских ВВС и начала вырабатывать новую тактику боевых действий, которая должна была парировать успехи вражеских ПВО-шников. В частности, было решено закрыть сплошным ковром дипольных отражателей весь район цели.

К концу четвертой ночи потери бомбардировочной авиации США в два раза превысили предполагаемую штабистами цифру. Офицеры SAC пребывали в шоковом состоянии. Один из них высказался так: “Если потери третьей ночи повторятся, нам придется полностью свернуть операцию”.



Проверка бортовой электроники Б-52D.
Никсон, обеспокоенный большими потерями, потребовал от генерала Хейга объяснения сложившейся ситуации. Хейг обратился за разъяснениями к генералу Мейеру, который сказал, что причиной потерь была плохо отработанная тактика ночных налетов. Услышав подобный ответ Никсон впал в ярость. Он знал, что Ханой не станет продолжать переговоры до тех пор, пока экономика страны не будет разрушена. Также Никсон подозревал внутренний саботаж, ибо было ясно, что военные не полностью поддерживают операцию. Для того, чтобы предотвратить неприятный для себя исход, Никсон потребовал от Председателя Объединенного Комитета Начальников Штабов адмирала Мурера усилить натиск на Северный Вьетнам. В противном случае, вся ответственность за провал должна была лечь на самого Мурера.

Специалисты РЭБ, сидящие в Омахе, никак не могли помочь SAC, потому что только-только начали получать обратную связь от экипажей Б-52. На решение проблемы им требовалось дополнительное время. Руководство SAC вообще пыталось понять, смогут ли пилоты продолжать активные бомбардировки при столь сильных потерях в машинах и людях. Подумав, штабисты решили не будить будявку и вычеркнули Ханой из списка потенциальных целей. Сделано это было вовремя поскольку экипажа тяжело переживали потерю многочисленных друзей. Кроме того, среди летчиков ходили жутковатые слухи о том, что число сбитых самолетов намного выше официального показателя в 3% (от числа всех участвующих в налетах машин).

Если в У-Тапао пилоты все еще хотели продолжать налеты (они знали о том, что генерал Глен Сулливан прямо сказал командованию о порочности используемой тактики), то на Гуаме настроения были прямо противоположные. Местные офицеры решили не вступать в прямую конфронтацию с начальством и на изменении тактики не настаивали.



Разрушения комплекса Кин Но после воздушного налета.
ПЯТАЯ НОЧЬ. 22 ДЕКАБРЯ

Целью очередной атаки должны были стать хранилища горючего, железнодорожное депо и порт Хайфона. Для уничтожения целей было выделено 30 Б-52, идущих в составе одной волны. Удар должен был быть нанесен со стороны моря. Над землей бомбардировщики находились 25 минут, что минимизировало активность вражеской ПВО. При этом ВВС США решила использовать новую тактику постановки дипольных отражателей. В этот раз над городом должны были пройти 16 машин (две волны F4), в результате чего защитный коридор увеличился до размера 30х12 миль.

Как и предполагало командование, Хайфон оказался намного более легкой целью, чем Ханой. Самолеты приближались к нему по трем параллельным векторам, причем их курс изначально не был направлен в сторону Хайфона. Когда окончательный вектор удара стал понятен, вьетнамское ПВО начало готовиться к пуску ракет. К сожалению, командиры ракетных батарей, защищавших Хайфон не имели серьезного боевого опыта и не добились ни одного попадания по целям.

Всего по бомбардировщикам было выпущено 43 ракеты и лишь две из них разорвались в непосредственной близости от Б-52. Остальные летели куда угодно, но только не в бомбардировщики. Иногда над дипольным коридором взрывалось сразу несколько ракет, в результате чего алюминиевая дорожка превращалась в океан мерцающих огней.

Бомбардировка целей прошла без проблем. Американцы сбросили смертоносный груз, как на учения и в полном составе улетели домой.

Той же ночью Никсон получил данные аэроразведки, согласно которым, большая часть “пораженных” американцами Ханойских целей не получила сколько-нибудь серьезных повреждений. Это, в свою очередь, значило, что стратегическая авиация вновь должна была переключиться на изначальную, намного более опасную цель.



Структура Ханойского ПВО и основных целей. A - ВПП Бак Май, B - VN-243 - комплекс ПВО, C - железнодорожное депо Йен Винь, D- склады Кин Но, E - Дук Ной железнодорожная станция, F - Транг Куан железнодорожная станция, G - Там Ан - склады топлива, H -  Гиап Нхи - логистический центр, I - Ван Диен - автобаза, J - Гиа Лам - международный аэропорт, K - Ханойское радио.

ШЕСТАЯ НОЧЬ. 23 ДЕКАБРЯ

Поскольку приближалось Рождество, на базе начиналась через зимних праздников. В частности, 23 декабря Клуб офицерских жен должен был провести танцевальный вечер. По просьбе пилотов, праздник следовало начать после того, как 30, выбранных для удара, машин, покинут ВПП У-Тапао и направятся в сторону далеких целей.

В эту ночь командование SAC решило вторгнуться еще глубже в северовьетнамское воздушное пространство и атаковать цели расположенные в районе Ланг Данг (возле Китайской границы, в 45 милях к северу от Хайфона). Машины, поднявшиеся с У-Тапао должны были нанести удар по железнодорожному депо Ланг Данг, тогда как бомбардировщики Андерсена обязались вывести из строя окружающие город комплексы ПВО.

Перед вылетом летчиков проинструктировали относительно новой тактики, которая была выработана в День Пять. Согласно обновленным директивам, ячейка могла подойти к цели в диапазоне высот от 31,000 - 38,000 футов. Совершив удар по целевому объекту, экипажу рекомендовалось выполнить два последовательных разворота, вместо одного большого. После этого пилоты должны были уходить в сторону Тонкинского залива, поскольку маневрирование в других направлениях могло закончиться вторжением в воздушное пространство Китая.

Б-52, атаковавшие зенитные батареи, должны были учитывать эффект “прожога”, который проявлялся, когда бомбардировщик проходил прямо над РЛС. В этом состоянии бортовые системы электронной борьбы утрачивали свою эффективность и операторы ПВО отчетливо видели тяжелую машину.



Редкая фотография зенитной батареи ПВО северного Вьетнама. Обратите внимание на то, что орудия расположены внутри плотной городской застройки.
План новой операции оказался довольно сложным, так что штаб 7 воздушной армии не успел сдать его в срок. Как результат, бомбардировщики поднялись в воздух, не зная, что у них нет практически никакого прикрытия. Ситуация усугубилась еще и тем, что над Лаосом бушевал сильнейший шторм. Истребители эскорта не могли заправляться среди грозовых туч и были вынуждены прекратить миссию. Во Вьетнамском небе оставались лишь F-111, которые могли прекрасно обойтись без заправки.

Офицеры, занимавшиеся планированием операции, предупредили о случившемся командованием, но генералы ВВС решили продолжать налет, надеясь, что заслоны ПВО в районе Ланг Данга окажутся несущественными.

Во время атаки зенитного комплекса каждая ячейка разбивалась на отдельные самолеты, первая машина сбрасывала бомбы на цель 1, тогда как вторая самостоятельно сбрасывала бомбы на ракетную установку два (и так далее). Когда к цели подходила следующая ячейка процесс повторялся. После завершения бомбежки тяжелые машины должны были совершить двойной поворот и вновь вернуться в формацию. Для легких истребителей подобный маневр не представлял проблемы, но пилоты бомбардировщиков не были уверены, что смогут провернуть такой номер с первого раза и без ошибки. Учиться им пришлось на лету.

Американцам повезло и в этот раз. Видимые, как на блюдечке, ячейки обошлись области действия Вьетнамского ПВО и добрались до целей без потерь даже несмотря на то, что формация была несколько раз атакована МиГ-ами. Вьетнамские истребители выпустили по бомбардировщикам не менее 4 ракет, но не добились ни одного попадания (жертвам перехвата могли стать машины из ячеек Topaz и Cooper).



МиГ-21УМ из состав 921 полка ПВО.
После завершения ночи шести, американские аналитики пришли к выводу, что МиГ-21 не способны перехватить бомбардировщик ночной порой даже в том случае, когда сложившиеся условия благоприятствуют успешной атаке.

Что касается вьетнамской стороны, то 23 декабря ВВС Вьетнама объявили миру об уничтожении трех F-4. Американцы потери не подтвердили и заявили в ответ, что Вьетнам потерял два МиГ-21 - 21 и 22 декабря (по американской версии одну из машин сбил бортовой стрелок Ruby 03 Алан Мур). Поскольку ни одного Б-52 МиГам сбить не удалось, вьетнамские пилоты начали рассматривать возможность таранного удара бомбардировщика.

В ранние часы 24 декабря (в рамках затянувшейся 6 ночи) бомбовому удару Второй волны подверглось железнодорожное депо Тай Нгуен, которое находилось за пределами Ханойского зонтика ПВО. Бомбардировщики использовали тактику двух малых поворотов и попали под плотный зенитный огонь. Purple 02 вошел в зону обстрела северовьетнамской зенитной батареи и практически сразу попал под осколки 100-мм зенитного снаряда, который вывел из строя систему выпуска шасси. Впрочем, пилоты справились с ситуацией и второй раз вернули машину домой (в предыдущие дни этот же самолет пострадал от близкого разрыва зенитной ракеты).



Массированный взлет бомбардировщиков с ВПП Андерсон.

ПРОСЦЕНИУМ. РОЖДЕСТВЕНСКАЯ НОЧЬ.

24 декабря президент Никсон приказал остановить проведение бомбардировочных операций сроком на 36 часов, до 6 часов утра 26 декабря. Рождественское перемирие было традицией американских военных; командование решило не отменять его и в этот раз несмотря на то, что многие пилоты были уверены в том, что вьетнамцы не станут отдыхать, а займутся сборкой ракет и подтягиванием резервов.

Пилоты были правы, сообразив, что у американцев праздник, вьетнамцы стали усиливать собственную систему ПВО вокруг Ханоя. Техники спешно собирали новые ракеты, тогда как вокруг города развертывались установки SA-2, переброшенные из Хайфона (теперь город защищало тринадцать ракетных батальонов). Для повышение эффективности столичного ПВО вьетнамское командование пересмотрело схему обороны города и приступило к круговой расстановке ракетных систем.

Что касается американцев, то командование SAC рекомендовало офицерам-электронщикам изменить процедуры глушения вражеских РЛС, а также изменить протоколы работы бортовых навигационных систем. Кроме того, аналитики 8 армии пришли к выводу, что северо-западный коридор подлета является чрезвычайно опасным, поскольку проходит через зону ответственности 261 полка ПВО, бойцы которого, к этому моменту сбили 8 Б-52. От этого коридора, было рекомендовано отказаться.

24 декабря Никсон встретился с офицерами Объединенного Комитета Начальников штабов и приказал им усилить бомбардировки 26 числа. Следующая фаза налетов должна была стать решающей - от нее зависел успех или провал операции. Если налет потерпел бы провал, вьетнамцы, скорее всего, отказались бы от переговоров, что привело бы к “мятежу” внутри конгресса, истощению финансовых вливаний в кампанию, за которой был последовала полномасштабная военно-политическая катастрофа.



МиГ-21МФ из состава 921 полка, пытавшийся перехватить американские бомбардировщики во время операции LInebacker II.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, командиры 8 воздушной армии пошли у президента на поводу и начали планировать очередной удар по Ханою. При этом вместо трех волн бомбардировщиков должна была использоваться только одна, в состав которой должно было войти 120 Б-52. Массивный 15 минутный удар должен был разрушить все вьетнамские цели, а также минимизировать число выпущенных по бомбардировщикам ракет (вторая порция SA-2, просто не успела бы встать на направляющие).

Все доступные Б-52 должны подходить к цели по 4 коридорам атаки: два коридора выходили из Лаоса и вели к Тонкинскому заливу, тогда как другие два коридора наоборот выходили из Тонкинского залива. Оказавшись в районе цели, бомбардировщики должны были разделиться на 7 атакующих суб-волн и атаковать десять, намеченных для уничтожения, целей (7 в районе Ханоя, 2 в районе Хайфона и 1 в районе Тай Нгуена). Семь из десяти целей должны были подвергнуться одномоментному удару, вследствие чего аналитикам восьмой армии пришлось приложить массу усилий к тому, чтобы развести огромную армаду Б-52 по разным воздушным коридорам и высотам. При этом после бомбардировки самолеты должны были продолжать полет по прямой и делать разворот вне области действий вьетнамской ПВО (внутри зоны действия SA-2 боевой разворот вынуждены были сделать всего несколько ячеек).

Поскольку рейд был один, на его поддержку решено было выделить 110 тактических самолетов. В операции должно было участвовать не менее 10 Wild Weasel команд, при этом противорадарные ракеты впервые были подвешены под крылья F-111, ибо погода обещала стать отвратительной (синоптики предсказывали тяжелую облачность и дождь). Массивный ковер дипольных отражателей должен был быть поставлен 24 F-4. Столь обширное покрывало помех снижало шансы бомбардировщиков на выход из дипольного коридора, а также решало проблему быстрого рассеивания помех под влиянием сильных воздушных потоков.

Восьмая ночь, 26 декабря 1972 года обещала сокрушить вьетнамскую оборону. Зрелище готовящихся к взлету десятков тяжелых бомбардировщиков произвело впечатление не только на журналистов, но и на офицеров 8 воздушной армии, которые не видел ничего подобного со времен Второй мировой войны…



497 эскадрилья ставит коридор дипольных отражателей, 18 декабря 1972 (кликабельно).

УСТАНОВКА ВОЗДУШНЫХ ПОМЕХ, 18 ДЕКАБРЯ 1972 ГОДА.

На рисунке изображены F-4 из 497 эскадрильи тактических истребителей “Ночные совы”, 8 Тактическое истребительное крыло, базирующееся на базе ВВС Убон.

Самолеты ставят помехи при помощи контейнеров ALE-38. Вскоре в небе появится первая волна Б-52. Несмотря на то, что дипольные отражатели впервые были использованы в небе над Рейхом, США долго не применяли их во Вьетнамской войне, потому что американские пилоты никак не могли устроить их массивный сброс. Начиная с апреля 1972 года авиация США стала применять снаряженные помехами бомбы M-129, которые подрывались на пути будущего полета Б-52 и раскидывали вокруг места взрыва большое число алюминиевых обрезков. После того, как в распоряжении пилотов появились контейнеры ALE-38, постановка помех стала более плотной, то есть F-4 могли создавать защитную ленту из дипольных отражателей. Помехи, конечно, не могли ничего поделать с атаками МиГ-ов. Именно поэтому полет бомбардировщиков сопровождался истребительным эскортом.

497-ой истребительная эскадрилья применялась, в основном для ночных миссий (многие самолеты были оснащены дальней навигационной системой LORAN). Ранее пилоты эскадрильи принимали участие в штурмовых операциях, связанных с уничтожением вьетнамских конвоев, идущих по тропе Хо Ши Мина. Операции, проводящиеся в области действия вражеского ПВО, сопровождались активной работой вражеских ракетных систем, вследствие чего 497-ые приобрели обширный опыт постановки помех.

Стоит отметить, что вьетнамские зенитные батареи не сбивали постановщиков помех, ибо берегли ракеты на обстрел Б-52.

Продолжение следует…

21.10.18
(с) Илья Садчиков, в статье использованы изображения из Osprey - Air Campaign 6.

вьетконг, history, airplanes, вьетнам, atomic age, cold war, redalert

Previous post Next post
Up