Вторая мировая война закончилась победой стран Оси: Япония и Германия применили против Штатов ядерное оружие и в 1946 году взяли под контроль большую часть Северо-американских Соединенных штатов. Волнения в американском протекторате продолжалась еще несколько лет, а потом утихли не столько из-за жестокости кемпейтай, сколько из-за разумных действий императорского правительства. К середине 80-ых годов XX века Японская империя превратилась в ведущую державу мира, совершившую грандиозный рывок в области IT технологий. Однако, стабильность американских территорий Ямато оказалась под вопросом, когда группа повстанцев приступила к распространению компьютерной игры, повествующей о победе американских военных на тихоокеанском театре военных действий...
Начальные страницы книги Питера Териаса United States of Japan довольно сильно напоминают историю, рассказанную Филипом Диком в “Человеке в высоком замке”. Здесь есть разделенные США, трагический главный герой и даже секретное произведение искусства, ставящее под сомнение реальность повседнего мира.
Впрочем, первое впечатление оказывается обманчивым, поскольку книга быстро сходит с детективной дорожки и превращается в скоростной боевик в рамках которого капитан Бен Ишимура (цензор видеоигр, находящийся на службе в Императорской армии) и его знакомая Акико (фанатичный агент Кемпетай), пытаются найти источник заговора, направленный против Имперской стабильности. На своем пути герои переживут множество приключений, обведут вокруг пальца локальную Якудзу, потеряют пару рук, уничтожат нескольких германских агентов, а также переиграют имперского инквизитора, решившего поставить жирную точку в опасном расследовании. Ближе к середине истории персонажи поймут, что Имперская летопись Второй мировой не более чем ложь, тогда как правда о прошедших событиях способна подвести Америку к самому краю Второй национальной революции (в этот момент книга отказывается от Диковских корней и начинает походить на “Фатерлянд” Роберта Харриса).
Как детектив United States of Japan особых восторгов не вызывает. Местная интрига закручена не до предела, ходы героев, в целом, предсказуемые, да и активность противника изумления не вызывает. Читатель скользит по намеченной автором колее, наслаждаясь не столько расследованием персонажей, сколько необычным миром, в котором ядерные торпеды появились в 40-ых, персональные компьютеры в 60-ых, а гигантские шагающие роботы в 70-ых.
Питер Териас подробнейшим образом расписывает реальность победившей Империи, которая не только сумела одержать военную победу над сильнейшим врагом, но и провела удачную культурную экспансию на территорию поверженных Штатов (в рамках книги мировой поп-культурой считается японская, вследствие чего многие персонажи фанатеют от аниме, манги, и компьютерных игр). Довольно удачными получились и эпизоды, связанные с военными действиями: например, сцена в которой Имперская меха сражается с германским сверхтяжелыми стелс-танками T IX, и попутно уничтожает половину американского мегаполиса.
Несмотря на то, что большая часть сюжета вращается вокруг геймеров и геймд-девелоперов (поголовно военных), сами игры в United States of Japan не описываются (хотя мы знаем, что многие из них работают исключительно через сеть). Похоже на то, что автор не знает, какие именно жанры распространены в Империи и какой должна быть игра, способная произвести сдвиг в самоидентификации американского социума. Судя по редким описаниям, феерическое творение повстанцев представляет собой банальный сетевой шутер в стиле Battlefield V, который в нашей реальности вряд ли способен согнать с дивана даже самую активную молодежь.
Как результат, книга размером в 450 страниц читается довольно быстро, но запоминается не столько сюжетной линией или изяществом текста (он тут, кстати, крайне простой), сколько бэкграундом и атмосферой. Стоит отметить, что Питер Териас учел ошибки своего киберпанкового творения в недавнем сиквеле Samurai Mech Empire. Впрочем, про эту книгу я напишу в следующий раз.
Между количеством рук и количеством лайков должна быть прямая зависимость.