DAS BOOT (2018)

Dec 22, 2018 23:11




Классический Das Boot я увидел в середине 90-ых, когда совершенно случайно купил кассету с ним на одном из киношных развалов. Фильм Вольфганга Петерсена (тот самый парень, что позже снял Трою), рассказывал о экипаже германской подводной лодки U-96, которая действовала на атлантических коммуникациях противника.  Авторам картины удалось показать ужас и героизм людей, запечатанных в стальном гробу и сражающихся не только с хитрыми англичанами, но и со злобным океаном не прощающим ошибок. В 2016 году немцы решили воскресить легенду и начали снимать новый сериал на основе Das Boot (первый сериал был выпущен в 1981 году и представлял собой расширенный вариант художественного фильма). Идея новой картины показалась мне занятной. Кроме того, было интересно увидеть, как за прошедшие 30 лет изменилась концепция  оригинальной постановки, как с технической, так и с художественной точки зрения.



U-612 Type VIIC готовится к выходу в море. В реальности эта подводная лодка служила на Балтике в 5 флотилии подводных лодок (Кенигсберг).
Отметилась тем, что на полном ходу протаранила U-444 после чего затонула.
К сожалению, в своих устремлениях съемочная группа потерпела полное фиаско. Немцы сняли что угодно, но только не фильм про подводную лодку и сейчас я расскажу почему.

Фактически, сериал включает в себя две параллельные сюжетные линии, на пересечении которых находится единственный персонаж - радист Фрэк Штрассер. Этот герой принял участие в тайной игре французских сопротивленцев, но до конца ее не довел, поскольку убыл в море. Все остальные герои фильма действуют сепаратно друг от друга и до конца сериала не перескаются.



Француженка Карла - любовница, немец Хаген - злодей, эльзаска Симона - героиня.
Первая сюжетная линия рассказывает зрителю историю боевого похода подводной лодки U-612 (Type VIIC), командиром  которой является капитанлейтенант Клаус Хофман. Капитанлейтенант - молодой человек 20 лет, совершенно не зараженный идеями нацизма и пытающийся наставить на путь истинный свою безолаберную команду. Первый помощник Хофмана - оберлейтенант цур зее Тенштедд, наоборот симпатизирует нацистам и считает капитана слабаком, что приводит к многочисленным конфликтам на борту корабля. При этом экипаж, скорее, находится на стороне Тенштедда, ибо Хофман для них внезапно свалившийся на голову аристократ. Офицеры, наоборот, занимают сторону Хофмана, ибо видят в первом помощника ставленника злой и враждебной силы. Естественно, подобное двоевластие долго продолжаться не может и капитану, тем или иным способом, придется навести порядок на борту U-612.



Мы катаемся с тобой на подводной лодке...
Подводная часть фильма получилась динамичной и увлекательной. Она практически никак не перекликается с киношным вариантом Das Boot, вследствие чего смотреть за приключениями немецких моряков весьма интересно. Авторы картины детально показывают подводную жизнь корабля, а также те проблемы и опасности, с которыми встречаются участники океанского похода. Значительное время в фильме было уделено перезарядке торпед - командному спорту на скорость, ошибка в котором может привести к тяжелым последствия, как для лодки, так и для экипажа (медленно перезаряжать торпеды нельзя, потому что временами это вопрос жизни и смерти). Плюсом картины является то, что подводники не столько перехватывают вражеские транспорты, сколько выполняют секретные задания, развязка которых может стать неожиданной не только для команды, но и для зрителя.

Настоящие проблемы возникают со второй сюжетной линией Das Boot, которая завязана на фигуру Симоны Штрассер. Решив помочь брату Фрэнку (радист на U-612) Симона влезает в темную историю, связанную с сопротивлением и оказывается в поле видимости Гестапо.



Гестаповцы предпочитают носить гражданскую одежду.
Эта часть картины страдает от ошибок в логике и выглядит весьма ангажированной, ибо настоящими злодеями в фильме являются не нацисты, а французские полицейские, которых хлебом не корми, дай кого-нибудь пристрелить или в отбивную котлету превратить. Гестаповцы местного начальника - Хагена Фостера вроде, как и не при чем. Хаген на допросах хоть и присутствует, но избиение женщин не одобряет и от массовых расстрелов старается уклониться, ибо не хочет напрасно злить французов. Более того он жаждет установить в Ла Рошели порядок ценой как можно меньшего кровопролития (если же дела идут насмарку, Хаген зовет Пьера и Шарля, которые убивают своих соотечественников с куда большим азартом, чем это делают боши).

Также в картине действуют малоприятные агенты французского сопротивления - троцкисты, которые добывают секретные данные, проводят террористические акты против гражданского населения, а также предаются извращенному сексу. Совсем забыл сказать, киношные маки всегда убивают коллег, попавших в лапы к гестаповцам, ибо хороший герой - мертвый герой.



Карла меньше всего похожа на маки. С таким лицом трудно оставаться незамеченным.
Поначалу Симона, работающая переводчиком в штабе Кригсмарине, старается вытащить своего брата из неприятной истории. С каждым следующим шагом она все больше и больше увязает в паутине заговора. В какой-то момент девушка становится жертвой стокгольмского синдрома, превращается в любовницу ребел-командера Карлы Монро (Таня Хайд должна умереть от зависти) и фактически переходит на сторону противника. Этот странный переход авторы оправдывают тем, что Симона родилась в оккупированном Эльзасе и не может идентифицировать свою национальную принадлежность. В Рейхе ее считают француженкой, тогда как во Франции ее считают немкой.



Женская дружба.
Наблюдая за приключениями Симоны я вообще перестал включать голову, потому что начиная с третьей серии фильма из ее действий пропала всякая логика. Из всего множества возможных решений Штрассер начала выбирать самые опасные и бессмысленные сюжетные ветки, ведущие к неизбежному провалу. При этом внешний вид Симоны таков, что в употреблении грибов ее заподозрить невозможно.



Силовики размышляют над судьбами родины.
Действие второй сюжетной линии происходит на атлантической базе Кригсмарине, расположенной в Ла Рошели. Авторы довольно точно показывают французский быт времен оккупации - в городках царит мир и порядок, французы живут хорошо, их никто не притесняет и не пытает. Однако с ребелами (немцы считают их бандитами), Гестапо не церемонится. Попавшие под подозрение персонажи быстро лишаются всех привилегий, оказываются в тюрьме и подвергаются избиениям со стороны французских служителей закона (немцы сами рук не марают).



В случае проблем надо орать и ударно крутить верхний вентиль.
Слабая история Симоны занимает не менее 50% экранного времени (хотя фильм называется Лодка, а не Ла Рошель) и наскучивает, примерно к середине картины. Надеюсь, что во втором сезоне Das Boot авторы сделают правильные выводы из случившегося и научат героев действовать согласно логике происходящих событий.

ЗА:
- Интересная история похода U-612.
- Фильм детально показывает особенности жизни на подводной лодке.
ПРОТИВ
- Совершенно неправдоподобная история Симоны Штрассе.
- Многовато избитых женщин.
- Никакого отношения к оригинальному Das Boot сериал не имеет.

image Click to view



22.12.2018
© Илья Садчиков

movie, кино, submarines, сериалы, ww2

Previous post Next post
Up