GHOST IN THE SHELL (2017)

Apr 26, 2018 01:14




Я до сих пор помню день 14 декабря 2007 года. Тем вечером анимешный вариант «Призрака в доспехах» показали в вечернем эфире Первого канала в рамках передачи «Закрытый показ».  Это был последний отсвет прекрасного времени, когда телевизор представлял собой не recycle bin, а нормальное информационное пространство, в рамках которого можно было прикоснуться к шедеврам мировой кинематографической культуры.
Несмотря на восторженные отзывы и отменную озвучку, аниме меня несколько разочаровало (я не очень большой фанат андроид-тематики и предпочитаю смотреть киберпанк, описывающий столкновение объективной и кибернетической реальности, наподобие Tron и Nirvana). С другой стороны, я отлично понимаю, почему «Призрачная» манга и аниме получили культовый статус и чем именно они полюбились огромной армии восторженных поклонников.

Попытки снять полноценный художественный фильм по мотивам манги (и аниме)  Ghost In the Shell предпринимались в течение нескольких десятилетий, причем застрельщиками были братья Вачовски. Потом вокруг проекта увивался Стивен Спилберг, но начать разработку он так и не смог. Картина долгое время находилась в состоянии Development Hell и выбралась на экраны лишь в 2017 году, когда за проект взялся Руперт Сандерс, набивший руку на фэнтази-экшене «Белоснежка и охотник».



Майор Мира Киллиан.
Перед создателями картины стояла довольно сложная задача. В рамках фильма они должны были показать мир, знакомый читателям оригинальной манги. При этом, в визуальном плане картина должна была опираться на аниме. Кроме того, создатели должны были так подать материал фильма, чтобы он стал понятен зрителям не имевшим ни малейшего представления о первоисточнике. Короче говоря, Сандерс взвалил на свои плечи неподъемную ношу. Ибо какой бы фильм не получился в итоге, он все равно бы не понравился фанатам и был бы безнадежно растоптан своей же собственной целевой аудиторией. Однако Сандерс не стал включать заднюю передачу и довел производство картины до логического конца (назло сестрам Вачовски, которые сомневались, что это вообще возможно).

Получилось в целом неплохо, но очень пресно.



Настощая Мотоко
Ghost In The Shell Movie - вполне нормальный фантастический боевик, в рамках которого симпатичная девица-андроид, бьет руками и ногами злобных бандитов, а также пытается разобраться с собственным прошлым. Действие разворачивается на фоне дефолтного киберпанкового мегаполиса, нижние этажи которого загибаются в нищите и грязи, тогда как наверху простирается царство легкой жизни и счастья.

В рамках фильма авторы возродили 9-ый отдел МВД Японии (правда совсем не факт, что действие фильма происходит на территории Ямато, это скорее Гон-Конг или какая-то другая пост-Европейская колония). Однако бойцы подразделения не являются героями не то что первого, но даже второго плана. Если Бато хотя бы выступает в роли дейтерагониста, то остальные сотрудники отдела появляются лишь для того, чтобы бросить пару ничего не значащих фраз или сделать меткий выстрел из пистолета (сравните с аниме, где у каждого персонажа есть собственная модель поведения и собственные мотивы действий).



The Grid.
Большая часть экранного времени посвящена майору Мире Киллиан (sic!), то есть Мотоко Кусанаги. В начале картины Мотоко (дальше я буду звать ее именно так) движется по анимешному сюжету, но потом ее все сильнее и сильнее сносит в сторону с дорожки, проложенной аниме. Перед зрителем предстают очень странные сцены и эпизоды, выдуманные лишь для того, чтобы фильмы оторвался как можно дальше от своих аниме корней. Кроме того, киношная Мотоко имеет совсем другой характер, и серьезно отличается от мультяшного альтер-эго. Она не столько живой и думающий персонаж, сколько терминатор, узнавший, что его обманули и решивший встать на тропу войны.  До кучи врагом Мотоко становится очередной злобный синдикат, ориентированный на создание трансгуманистических машин войны.

Учитывая рейтинг картины авторы смело выбросил за борт всю взрослую тематику. Никаких пугающих образов, никакой кровищи и никаких сексуальных экспериментов в фильме вы не увидите (здесь нет даже лесбийских сцен, потерявшихся на полустанке между мангой и аниме). Авторы сделали все таким образом, чтобы на картину могли пойти уставшие от школы подростки.



Бойцы 9-го отдела в бою.
Информация к размышлению. Интеллектуальный блок, связанный с интерфейсом между shell и ghost также остался за бортом. Авторы сценария уделили ему чудовищно мало внимания. В результате зритель не сопереживает ни Мотоко, ни ее кибернетическим братьям по несчастью. Фактически, авторы срезали с «Призраков», тот самый слой, который придавал постановке настоящую глубину и ставил перед зрителем / читателем, реально интересные вопросы, требующие дополнительного размышления и анализа вне рамок художественного произведения.

Подобно другим авторам современной фантастики, Сандерс наполнил картину компьютерными спецэффектами. Очень удачным получился мегаполис, где происходит действие фильма, забавно выглядит дизайн машин и летающих средств. Однако костюмы персонажей вышли не запоминающимися, оружие смотрится бледно (все поголовно вооружены пистолетами-пулеметами), а сам мир лишен визионерских деталей, за которые так полюбили исходник. Видно, что Сандерс старательно копировал оригинал и брал оттуда не только отдельные визуальные образы, но и целые сцены, считая, что их объем может компенсировать вторичность сценария. К несчастью, чуда не произошло, количество так и не переросло в качество.

В целом Ghost In The Shell The Movie ругать не за что, но и хвалить не хочется. Это красивый, до блеска отполированный, качественно сделанный фильм, начисто лишенный искры Божьей. Хотите увидеть настоящую Мотоко - смотрите аниме.



Пример покадрового цитирования оригинала.
ЗА:
- Симпатичный киберпанк-город
- Кинематографический вариант «Призрака» понятен даже тем зрителям, которые никогда не видели оригинал

ПРОТИВ:
- За красивым фасадом картины скрывается полная пустота
- Фильм весьма далек от проблематики манги
- Восточная экзотика оригинала, в целом, утрачена
- Девятый отдел сократился до одной Мотоко
- Огнестрельные сражения не впечатляют
- Мира Киллиан - вы серьезно?

22.04.18
(с) Илья Садчиков

movie, кино, girls, computers, япония, cyberpunk

Previous post Next post
Up