УДАРНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА STURGEON

Mar 29, 2018 00:06




Подводные лодки класса Sturgeon строились в 60-70-ых годах XX века на американских верфях и позиционировались, как основное средство борьбы с советскими подводными ракетоносцами. Используя ту же самую двигательную установку, что и их предшественники класса Shkipjack и Permit, Sturgeon-ы жертвовали скоростью, ради тихого хода и больших наступательных возможностей. Sturgeon-ы были рабочими лошадками «Холодной войны». Они вошли в строй в конце 60-ых и оставались на передовой противостояния до начала 00-ых, когда на смену последним «Осетрам» пришли усовершенствованные АПЛ классов Improved Los Angeles и Virginia.


Информация к размышлению. Начиная с 60-ых годов прошлого века руководители американских ВМФ считали, что важнейшей характеристикой ПЛ, является шумность хода. Ради меньшего шума, конструкторы подводных лодок жертвовали скоростью подводного корабля, а также его боевыми возможностями. Как результат, каждый следующий класс АПЛ был намного тише и медленнее класса-предшественника.



Джим Кристли "Отслеживание". Подводная лодка класса Sturgeon следит за советской АПЛ класса Victor-III (Проект 671РТМК)
Изначально АПЛ класса Sturgeon виделись, как усовершенствованные подводные лодки класса Permit. В них сохранилось деление корпуса на 5 отсеков: носовой отсек, операционный отсек, реакторный отсек, вспомогательный машинный отсек N2, машинное отделение. Операционный отсек при этом был удлинен, поскольку в него должны были помещаться дополнительные торпеды Мк.37.

Sturgeon-ы должны были удовлетворять стандарту Subsafе, который обеспечивал выживание подводной лодки в случае частичного затопления (стоит отметить, что после начала программы, американские ВМФ потеряли всего одну подводную лодку - SSN-589 Scorpion). Sturgeon имел увеличенную надстройку, в которой размещался дополнительный перископ, а также рули управления, способные поворачиваться на 90 градусов, для пробития плотного арктического льда.



SSN-638 Whale на Северном Полюсе. 6 апреля 1969 года.
Последние 9 Sturgeon-ов были на 3 метра длиннее подводных лодок первой серии, поскольку на них было установлено дополнительное электронное оборудование, или система Dry Deck Shelter - внешний контейнер, предназначенный для запуска боевых пловцов и SDV (Swimmer Delivery Vehicle) Mk8 и Mk9. Перед DDS размещалась отдельная гипербарическая камера, позволяющая боевым пловцам проходится процесс декомпрессии прямо на борту подводной лодки.

В качестве основного сенсора Sturgeon-ы использовали сонар BQQ-3 (позже BQQ-5 с убирающейся буксируемой антенной), использующий технологию LOFAR (Low Frequency Analysis and Ranging). Данная технология позволяла выделять из шумового спектра низкочастотные тоны, на которых звук активности вражеской субмарины должен быть наиболее высоким. Таким образом LOFAR сонар был способен обнаружить узкую составляющую общего звукового спектра АПЛ в более широком диапазоне частот и тем самым серьезно снижался шанс, пропустить лодку противника сквозь сито сонорной сети в необнаруженном состоянии.

Когда на вооружении подводных лодок стали поступать сонары BQQ-5, АПЛ класса Sturgeon стали использовать для тестирования новейших буксируемых акустических систем. В отличие от сонарных сфер, установленных в носу АПЛ, буксируемые антенны меньше страдали от наведенных шумов субмарины, а также имели расширенное пространство поиска. Носовой сонар АПЛ был изготовлен из стали и стеклопластика, и покрыт полудюймовым слоем резины.



SSN-683 Parche (Long Hull)
Используя информацию, полученную от LOFAR и буксируемых антенн, американцы смогли создать базу шумов советских подводных лодок (справочник содержал информацию не только по классу АПЛ, но и по конкретному экземпляру класса). Данное знание имело большую ценность, поскольку даже самые мощные компьютеры той эпохи не могли в реальном времени обрабатывать поступающие с сонара массивы звуковой информации. Звуковая экспертная система восполняла недостаток вычислительной мощности и пыталась найти советские субмарины на основании ранее полученных данных об их звуковом спектре. Естественно, американцы делали все возможное для пополнения этой звуковой базы (в том числе, отслеживали советские подводные лодки, выходящие в мировой океан через полярные воды СССР). В отличие от своих предшественников, АПЛ класса Sturgeon могли бесшумно отслеживать большинство советских подводных лодок. Для этого им приходилось плыть за советскими субмаринами, находясь в звуковых карманах, непроницаемых для носовых сонаров. Очень часто расстояние между ведущей и ведомой субмариной становилось предельно малым, что могло привести к катастрофе (учитывая, что активные сонары обе стороны конфликта предпочитали не использовать).

В качестве двигательной установки Sturgeon-ы использовали тот же самый реактор S5W, что был установлен на АПЛ класса Skipjack и Trasher. Из-за особенностей конструкции, АПЛ могла выдавать в подводном положении 25 узлов (то есть на 2-3 узла меньше предыдущего поколения ударных субмарин).



SSN-647 Sturgeon на ходовых испытаниях в районе Новой Англии, 1967 год.
На вооружении АПЛ класса Sturgeon находились торпеды Mk-48 и ADCAP (21 штука), 2-4 ракеты UUM-44 SUBROC, мины Mk67 SLMM или Mk60 CAPTOR, а также 4 ракеты Гарпун или 8 крылатых ракет типа Томагавк.

Помимо стандартного подвида, известного как Short Hull (28 подводных лодок), данный класс АПЛ имеет удлиненную версию Long Hull, предназначенную для выполнения специальных операций (9 АПЛ), а также два уникальных подвида - чрезвычайно тихий Narwhal, использующий реактор c естественной циркуляцией S5G и оригинальный Glenard P. Liscomb, обладающий турбоэлектрической трансмиссией.

ХАРАКТЕРИСТИКИ (Sturgeon Class Short Hull)
Водоизмещение: 3,640 т. (надводное) / 4,640 т. (подводное)
Длина: 89,08 м.
Ширина: 9.7 м.
Максимальная глубина погружения: 400 м (600м. предельная).
Энергетическая установка: Ядерный водо-водяной реактор S5W (15,000 л.с.), 2 паровые турбины
Движители: 1 семилопастный винт
Скорость: 15 узлов (надводная) / 25 узлов (подводная)
Боевой радиус действия: Неограничен
Экипаж: 107 моряков и офицеров
Вооружение:
4х533мм торпедных аппарата,
21 торпеда Mk48 или ADCAP
4 ракеты Гарпун или 8 крылатых ракет Томагавк
2-4 ракеты SUBROC
Мины Mk67 или Mk60



SSN-669 Seahorse и SSN-662 Gurnard на Северном Полюсе, во время учений Ice Ex '90.
УДАРНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ КЛАССА STURGEON



Название
Номер
Верфь
Порт приписки
Заказана
Вошла в строй
Ввыведена из ВМФ

SHORT HULL

Sturgeon
SSN-637
Electric Boat
Charleston
30 Nov 1961
03 Mar 1967
01 Aug 1994

Whale
SSN-638
Quincy
Groton
30 Nov 1961
12 Oct 1968
25 Jun 1996

Tautog
SSN-639
Ingalls
Pearl Harbor
30 Nov 1961
17 Aug 1968
31 Mar 1997

Grayling
SSN-646
Portsmouth NSY
Charleston
05 Sep 1962
11 Oct 1969
18 Jul 1997

Pogy
SSN 647
Ingalls
San Diego
23 Mar 1963
15 May 1971
04 Jan 1999

Aspro
SSN-648
Ingalls
Pearl Harbor
26 Mar 1963
20 Feb 1969
31 Mar 1995

Sunfish
SSN-649
Quincy
Charleston
26 Mar 1963
15 Mar 1969
31 Mar 1997

Pargo
SSN-650
Electric Boat
Bremerton
26 Mar 1963
05 Jan 1968
14 Apr 1995

Queenfish
SSN-651
Newport News
Pearl Harbor
26 Mar 1963
06 Dec 1966
14 Apr 1992

Puffer
SSN-652
Ingalls
Pearl Harbor
26 Mar 1963
09 Aug 1969
12 Jul 1996

Ray
SSN-653
Newport News
Charleston
26 Mar 1963
12 Apr 1967
16 Mar 1993

Sand Lance
SSN 660
Portsmouth NSY
Groton
24 Oct 1963
25 Sep 1971
07 Aug 1998

Lapon
SSN-661
Newport News
Norfolk
24 Oct 1963
14 Dec 1967
08 Jun 1992

Gurnard
SSN-662
San Francisco NSY
San Diego
24 Oct 1963
06 Dec 1968
28 Apr 1995

Hammerhead
SSN-663
Newport News
Vallejo
28 May 1964
28 Jun 1968
05 Apr 1995

Sea Devil
SSN-664
Newport News
Charleston
28 May 1964
30 Jan 1969
16 Oct 1991

Guitarro
SSN-665
Mare Island
San Diego
18 Dec 1964
09 Sep 1972
29 May 1992

Hawkbill
SSN 666
Mare Island
Pearl Harbor
18 Dec 1964
04 Feb 1971
1999

Bergall
SSN-667
Electric Boat
New London
09 Mar 1965
13 Jun 1969
06 Jun 1996

Spadefish
SSN-668
Newport News
Norfolk
09 Mar 1965
14 Aug 1969
11 Apr 1997

Seahorse
SSN-669
Electric Boat
Charleston
09 Mar 1965
19 Sep 1969
17 Aug 1995

Finback
SSN-670
Newport News
Norfolk
09 Mar 1965
04 Feb 1970
28 Mar 1997

Pintado
SSN-672
Mare Island
San Diego
29 Dec 1965
11 Sep 1971
26 Feb 1998

Flying Fish
SSN-673
Electric Boat
Bremerton
15 Jul 1966
29 Apr 1970
16 May 1996

Trepang
SSN 674
Electric Boat
Groton
15 Jul 1966
14 Aug 1970
04 Jan 1999

Bluefish
SSN-675
Electric Boat
Norfolk
15 Jul 1966
08 Jan 1971
31 May 1996

Billfish
SSN 676
Electric Boat
Groton
15 Jul 1966
12 Mar 1971
04 Jan 1999

Drum
SSN-677
Mare Island
San Diego
15 Mar 1967
15 Apr 1972
30 Oct 1995

LONG HULL

Archerfish
SSN-678
Electric Boat
Groton
25 Jun 1968
17 Dec 1971
31 Mar 1998

Silversides
SSN-679
Electric Boat
Bremerton
25 Jun 1968
05 May 1972
21 Jul 1994

William H. Bates
SSN 680
Ingalls
Pearl Harbor
25 Jun 1968
01 May 1973

[ex-Redfish]

Batfish
SSN 681
Electric Boat
Groton
25 Jun 1968
01 Sep 1972
02 Nov 1998

Tunny
SSN-682
Ingalls
Pearl Harbor
25 Jun 1968
26 Jan 1974
13 Mar 1998

Parche
SSN-683
Ingalls
San Diego
25 Jun 1968
17 Aug 1974
? 2003

Cavalla
SSN-684
Electric Boat
Pearl Harbor
24 Jul 1968
09 Feb 1973
30 Mar 1998

L. Mendel Rivers
SSN 686
Newport News
Norfolk
01 Jul 1969
01 Feb 1975
2001

Richard B. Russell
SSN-687
Newport News
Vallejo
25 Jul 1969
16 Aug 1975
24 Jun 1994

В следующем выпуске серии будет рассказ о боевой судьбе подводных лодок класса Sturgeon.

28.03.18
(с) Илья Садчиков.
Заглавное изображение (с) hisutton.com

nuclearpunk, ww3, submarines, cold war, ocean, apocalypse

Previous post Next post
Up