Танковые подразделения ЮАР зародились в 1953 году, после того как Южноафриканские военные заказали у Британцев 87 танков Centurion Mk3 и 116 танков Centurion Mk5. Эти танки вводились в состав САДФ в течение трех лет, до 1958 года. При этом 17 поставленных в ЮАР “Центурионов” были сразу же переоборудованы в ремонтно-эвакуационные машины. По началу эксплуатация танков не вызывала у оператора серьезных проблем, ибо ЮАР шла в кильватере Великобритании и готовилась к конфликтам на территории британских колоний. В случае подобного конфликта, техника ЮАР отлично вписалась бы в боевые формации Британского содружества наций и не испытывала бы проблем ни с запасными частями, ни с боеприпасами. Однако история совершила крутой поворот, когда ЮАР решила покинуть пределы Содружества и пойти своим собственным цивилизационным путем.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТАНКА
После выхода Южно-Африканской Республики из-под опеки Великобритании (1961 год) армия ЮАР решила отказаться от массовой закупки британской техники, поскольку отношения между странами начали ухудшаться с пугающей быстротой. Ставка была сделана на разработку собственных машин, способных вести боевые действия на раскаленных пространствах африканского континента.
Centurion Mk.3. Великобритания, поздние 50-ые.
Стандартные Centurion Mk3 c этой ролью справлялись плохо и частенько перегревались. Не удивительно, что в 1961 году ЮАР начала избавляться от устаревших танков и продала Швейцарии 100 Centurion Mk5 и еще 10 ремонтно-эвакуационных шасси на их платформе (на эти деньги южноафриканцы купили у французов истребители Mirage III). После завершения сделки наступательный потенциал САДФ уменьшился в два раза, что и показали большие учение Южно-Африканской армии, которые прошли в 1966 году.
В 1964 году ООН наложило на ЮАР эмбарго, связанное с покупкой военной техники. Новые танки ЮАР-вояки приобретать не могли, но они вполне могли купить запасные части для оставшихся в строю машин. Наиболее частой замене подвергались британские танковые двигатели Rolls Royce Meteor V12 мощностью 650 л.с. В жарком климате Южной Африки они с трудом выдерживали многочасовые переходы по раскаленной саванне. До начала 70-ых годов ARMSCOR пыталась решить проблему с двигателями установкой на танки силовых установок General Motors. Однако это решение, хорошо зарекомендовавшее себя в Европе, в Африканских условиях оказалось ненадежным. К 1973 году General Motors полностью отказалась от поддержки и ремонта двигателей на африканском континенте и танковая промышленностью ЮАР оказалась в состоянии тотальной изоляции от западных технических решений.
Южно-Африканский "Центурион" ползет через понтонный мост.
В 1973 году ARMSCOR удалось достать американские двигатели Continental V12, которые приводили в движение танки M46/47 Patton. При помощи инструментов и смекалки, южно-африканские инженеры смогли установить их на “Центурионы”, но результат оказался не впечатляющим. “Континентали” потребляли слишком много топлива, вследствие чего танки приходилось заправлять через каждые 40 километров. Всего южноафриканцы модифицировали 3 таких машины в мастерских 61 базы и еще 5 на мощностях Sandock-Austral. Модифицированные “Центурионы” получили название Skokiaan и были отправлены в боевые части до тех пока, пока инженеры не смогут довести до ума улучшенные танки типа Centurion Mk5A (создающиеся в рамках проекта Semel).
Начиная с 1975 года военные ЮАР стали сталкиваться с крупными танковыми формациями противника, которые состояли из советских танков, за рычагами которых сидели ангольские или кубинские специалисты. Операция “Саванна” наглядно показала, что без своих танков, эффективно действующих в условиях жаркого африканского климата, победа южно-африканской армии над противником становится все более и более призрачной.
Модифицированный танк Semel должен был решить проблему нехватки тяжёлой техники на полях сражений. Начиная с 1974 года было выпущено 35 Centurion Mk5A в модификации Semel. На модифицированную машину были установлены новые воздушные фильтры, топливный бак объемом 1400 литров, новая тормозная система, а также улучшенный блок управления пушкой, созданный Marconi South Africa.
Стоит отметить, что в начале 80-ых, Skokiaan и Semel находились в составе 61 группы, но в боях участия не принимали, испытывая трудности со снабжением и скоростью перемещения по местности. Танки были слишком медленными для ударных групп САДФ, которые наносили молниеносные удары по противнику и столь же быстро отступали назад. Столкнувшись с Ангольскими танками, южноафриканцы бросали в бой Ратели-90, хорошо зарекомендовавшие себя в бою (успех приходил благодаря скорости и тактическим умениям экипажей). Когда в 1984 году ЮАР и Ангола подписали Лусакские соглашения о прекращении огня, “Центурионы” были отправлены на хранение, а сами экипажи вернулись с границы в свои казармы.
Впрочем, разработка танковых систем в ЮАР не прекратилась. Наиболее перспективной разработкой, считался совместный проект ARMSCOR и Barlow’s Heavy Engineering (в составе Olifant Manufacturing Company - OMC), получивший название Olifant. Изначально проект создавался, как африканизированный вариант израильского танка Sho’t, который, в свою очередь, являлся региональным вариантом заслуженного “Центуриона”. В самом начале работ над новым танком, сотрудники ARMSCOR страдали от нехватки танковых корпусов (вследствие неудачной продажи танкового парка). В результате проблема была решена покупкой 200 “Центурионов” (в различном состоянии) у Иордании.
Sho't. Один из ранних вариантов. Израиль. Война Судного дня, 1973 год.
Первый тестовый Олифант Mk1 был собран в 1976 году, два дополнительных в 1977 и 1978. Сердцем машины был дизельный двигатель мощностью 750 л.с., связанный с полуавтоматической трансмиссией. Начиная с 1979 по 1984 год OMC собрала 153 “Олифанта”, переделав в них Иорданские Centurion Mk3. Вскоре, южноафриканские военные смогли испытать свою машину в тестовых боях против Т-55 (советские танки были экспроприированы у Танзанийцев, транспортный корабль которых по ошибке бросил якорь в Дурбане). Результаты тестов повергли генералов ЮАР в шоковое состояние. Выяснилось, что советские машины, находящиеся под управлением южно-африканских танкистов, не оставляли экипажам “Олифантов” ни единого шанса на выживание.
В разработку был срочно запущен новый вариант “Слона”, известный как Olifant Mk1A и обладающий мощной 105мм пушкой GT3B, которая была намного точнее, чем стандартное 85мм орудие Центуриона.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Несмотря на то, что большую часть танковых боев с Анголой вынесла на себе колесная техника, “Олифанты” считались основной ударной силой бронетанковых войск ЮАР. В принципе, мобильность Olifant-ов была довольно высокой. Эти машины имели 508мм клиренс и могли преодолевать водные преграды глубиной до 1.2 метров без предварительной подготовки. Новые система фильтрации воздуха позволяла эффективно работать дизельному двигателю Континенталь 29 V12 мощностью 750 л.с. При этом в полевых условиях двигатель мог быть снят всего за 30 минут (если рядом находилась ARV с рабочим краном). На стандартной африканской дороге Континенталь 29 позволял развить скорость равную 45 км\ч (коробка передач поддерживала две передних и одну заднюю скорость). По сравнению с предыдущими моделями “Центурионов” вес “Олифанта” вырос всего на 5 тонн.
Olifant Mk1A на марше.
Объем топливного бака Olifant Mk1A составлял 1240 литров топлива, что позволяло пройти 350 километров дорог, 240 километров бездорожья или 150 километров по песчаной местности. Для сравнения, базовый Centurion Mk3 мог пройти 190 километров дорог, 80 километров бездорожья и 50 километров песков, при условии того, что его стандартный топливный бак принимал 458 литров горючего. В отличие от базовой машины Olifant был спроектирован таким образом, что обслуживающий персонал мог чинить его прямо в саванне. Доступ к большей части электрического оборудования был упрощен и оптимизирован.
Первая версия Олифанта была вооружена двумя пулеметами Браунинга. Один пулемет был стационарным, тогда как второй был закреплен на командирской башенке. Боекомплект пулеметов составлял 5600 патронов в 28 пулеметных лентах.
Внутри танка была установлена система связи, которая обеспечивала уверенный прием сигнала в условия боевых действий на удаленной Ангольской границе. При этом все антенны были упакованы в специальные защитные кожухи, без которых использование радио представлялось довольно рискованным делом. Плотный буш легко срывал антенны, свободно торчащие наружу, словно усы кузнечика. Из дополнительного оборудования танк перевозил цистерну чистой воды, плиту для разогрева пищи, набор инструментов и набор деталей для ремонта машины. Ну и кончено же, колонну Олифантов всегда сопровождали машины снабжения, в которых перевозились снаряды, запасные части и резервные двигатели.
Ангольцы бросали в бой и такие машины.
Экипаж танка состоял из 4 человек: командира, стрелка, заряжающего и водителя. Командная башенка располагалась в правой части танковой башни и обеспечивала 360 градусный сектор наблюдения за окружающим пространством. Южно-Африканцы не стали изобретать велосипед и попросту скопировали башенку с «Центуриона». Посадка и покидание командирского места осуществлялось через башенный люк. Впереди командирского сиденья располагалось рабочее место стрелка. Слева от пушки располагалось кресло заряжающего. Водитель также сидел на нижнем уровне кресел и обозревал окружающую реальность через перископы. В отличие от своих коллег он мог покинуть танк через верхний дополнительный люк.
Изначально Olifant был экипирован 105 мм нарезной пушкой L7, которая имела израильское происхождение. Позже, на вооружение танка была поставлена южно-африканская 105мм пушка GT3B, скорострельная, полуавтоматическая производства Littleton Engineering Works. Орудие использовало подкалиберные снаряды L52 и кумулятивные снаряды M456 израильского производства, которые были способны пробить 420 мм катанную гомогенную броню на любой дистанции выстрела. В 1987 году танки получили усовершенствованные подкалиберные снаряды М111, имеющие начальную скорость полета равную 1455 м/с. Кроме того, Olifant мог стрелять Денеловскими фугасными снарядами M9210, боевая часть которых была наполнена взрывчаткой TNT/HNS и, в случае попадания, создавала взрывной радиус равный 17 метрам. Начальная скорость M9210 была равна 700 м/с, тогда как дальность стрельбы равнялась 9 километрам, при этом кучность выстрела на дистанции 3 километров составляла квадрат 0.3х0.3м. Известно, что на вооружении ЮАР находились танковые снаряды с белым фосфором, которые могли поражать цели на дистанции в 9 километров. На поздних этапах конфликта, столкнувшись с советскими танками Т-55, Т-62 и Т-72М, южно-африканские танкисты сделали ставку на снаряды APFSDS-T, которые могли пробить 580мм гомогенную броню противника с практически любого направления.
По бокам танковой башни были закреплены дымовые минометы калибра 81мм, которые пришли на смену старым центурионовским системам. Позже на Олифант были установлены специальные сетки, которые должны были защищать башню во время передвижения среди густой растительности.
Olifant Mk1A и экипаж машины боевой.
Управление башней «Олифанта» осуществлялось при помощи электрического привода. Орудие танка совершало разворот на 360 градусов за 26 секунд. Внутри танкового корпуса располагался запас снарядов, состоящий из 72 единиц боеприпасов разных типов. Для сравнения, Centurion Mk13 брал на 8 снарядов меньше.
Система управления огнем была усовершенствована южно-африканскими инженерами. На смену оригинальному прицелу х6 пришел прицел Eloprtro x8, дополненный лазерным дальномером при помощи которого танкисты могли поражать цели, находящиеся на дистанции 10 километров. Забавный момент заключался в том, что для большинства танковых сражений сложность этого прицела была избыточной, ибо в условия Ангольского буша, противники, в основном, вели бои на дистанциях от 100 до 200 метров. Несмотря на то, что Olifant мог уничтожить любой советский танк Ангольцев на расстоянии в 2 километра (попав снарядом в любую часть его корпуса), ангольские танки могли проделать тоже самое и с Олифантом. В добавок к этому, Olifant ничего не мог поделать с удачным выстрелом из РПГ-7.
Для расчистки дорог от противотанковых мин южно-африканская армия использовала каток, который крепился к корпусу Олифанта и активно применялся для траления местности. При этом, операторы катка должны были помнить о том, что его использование перегревает двигатель, что было особенно актуально во время траления местности песчаных массивов.
Бронирование танка было следующим: Нос 188мм, наклон брони 60 градусов, Башня 152мм, Борт 51мм, Верхняя часть башни 40мм, Корма 30 мм. Таким образом танку были не страшны 23мм бронебойные снаряды советских зенитов, которые мгновенно превращали любой “Ратель” в общую могилу экипажа.
Olifant с минным тралом.
OLIFANT MK.1 ARV
Модификация Олифанта в ремонтно-эвакуационную машину (Armored Recovery Vehicle). Первый прототип ARV был готов к 1979 году, тогда как два остальных появились в 1984 году специально для использования в операции Thunder Chariot. Эти машины, предназначенные для эвакуации поврежденных танков из-под огня противника, использовали специальный эвакуационный якорь, связанный с мотором, способным сдвинуть с места 120 тонную технику. На правой части корпуса ARV был установлен экскаваторный ковш. Экипаж ремонтно-эвакуационной машины состоял из 4 человек, который имели в своем распоряжении топоры, лопаты, запасные детали танков, резак для резки и сварки, а также небольшую крановую стрелу, предназначенную для вытаскивания застрявшей техники.
Всего на вооружении САДФ состояло 14 ремонтно-эвакуационных машин.
Olifant MK.1 ARV
OLIFANT MK.1A. ВЗВОД E. БРОНЕТАНКОВАЯ ШКОЛА.
ОПЕРАЦИЯ ХУПЕР, АНГОЛА, ФЕВРАЛЬ 1988
В течение многих лет танки не применялись в Пограничной войне между ЮАР и Анголой, поскольку противостояние носило партизанский характер, а территория Восточной Анголы не подходила для использования тяжелой техники. Однако, появление на поле боя Ангольских Т-54/Т-55 в корне изменило ситуацию, поскольку снаряды Рателей-90 частенько не могли пробить их броню. В октябре 1987 года танковый Взвод Е был выделен для противостояния бронетанковым частям ФАПЛА во время предстоящей операции Moduler.
В октябре 1987 года Взвод Е был единственным подразделением САДФ, имевшим на вооружении танки. Второй танковый взвод, имевший литеру F, был тренировочным подразделением, и его личный состав должен был подменить бойцов взвода E во время интенсификации боевых действий. Замена началась 8 декабря 1987 года.
После того как взвод F взял на себя задачи взвода E, его командир - майор Тим Рудман - приказал нанести на танки новые опознавательные знаки. Пятерка на башне танка обозначала букву Е. 1 - обозначала первую группу, а B - Bravo, третий танк в группе (см. изображение). Танком E1B командовал рядовой Дж. Преториус (обычно, эту роль брал на себя NCO), его стрелком был рядовой Дж Весселс, заряжающим рядовой А. ван дер Линде и водителем рядовой С.Микула. Номер танка был нанесен на башне и на задней части корпуса.
В передней части орудийного ствола можно увидеть кольца разной толщины. Тонкое кольцо означало уничтожение экземпляра вражеской легкой техники, тогда как толстое кольцо сигнализировало об уничтожении танка.
OLIFANT ARV MK.1A. ВЗВОД E. БРОНЕТАНКОВАЯ ШКОЛА.
ОПЕРАЦИЯ ХУПЕР, АНГОЛА, ЯНВАРЬ 1988
Vyf Agt Delta Kom! или Five Eight Delta Come! был сигналом, который танкисты отправляли в эфир, пытаясь призвать на помощь ARV. В начале 80-ых Один ARV выделялся на танковый взвод и 4 такие машины выделялись на танковый полк. На последних этапах конфликта к танковым взводам САДФ прикреплялось две такие машины, из-за того, что потери росли (в том числе и у союзников), да и эвакуировать с полей сражений приходилось не только свои, но и чужие машины.
Кран ARV применялся как для эвакуации танков, так и для экстренной смены двигателя в полевых условиях. Продвигаясь через плотный буш, ARV шли впереди танковой колонны, сминая ковшом твердую африканскую растительность.
Представленная на изображении машина имела регистрационный номер R122688 и обладала экипажем, состоявшим из 4 человек: уоррент-офицера 1 класса Даана Робеттце, стафф сержанта Алвина Хаттинга, стафф сержанта Пита Хумана и стафф сержанта Па Вентера (все выходцы из инженерного корпуса ЮАР). Очень часто ремонтники, работающие с ARV, имели разноплановые умения. Кто-то был специалистом по двигателям, кто-то по пушкам, кто-то разбирался в электронике и так далее. В отличие от танкистов, ремонтники работали не только днем, но и ночью, поскольку утром танки должны были продолжить опасный рейд по вражеской территории.
Ржавое эхо забытой войны.
OLIFANT MK.1A
Общий вес: 56 тонн.
Экипаж: 4 человека.
Двигатель: Форсированный Continental 29 V12 воздушного охлаждения, мощностью 750л.с. 2400RPM
Подвеска: 6 подвесок Хорстманна, 3 на каждую гусеницу
Скорость (дорога,бездорожье): 45км\ч, 30 км\ч
Дальность хода (дорога,бездорожье): 350 км, 240 км
Вооружение: 105мм пушка GT3B (L7), 2 х 7.62mm пулемета Браунинга
Бронирование:
Нос 188мм, наклон брони 60 градусов,
Башня 152мм,
Борт 51мм,
Верхняя часть башни 40мм,
Корма 30 мм
Всего произведено: 153 танка
Копировать эту статью и ее части без разрешения автора - строго запрещено.
23.03.18
(с) Илья Садчиков
На основе материалов Osprey - New Vanguard 243.
Уважаемые читатели цикла, большое спасибо тем, кто поддерживал и поддерживает нас небольшими суммами денег. Мы практически накопили на первую книгу! На очереди вторая (список был представлен в одной из первых глав цикла).