Первые требования к созданию Ratel (Медоед) были формализованы в 1970 году. В этот момент САДФ ориентировалась на ведение активных боевых действий в южной части Африканского континента при помощи мобильных сил быстрого реагирования. Если «Иланд» оставался разведывательной машиной, то, идущий ему на замену Ratel, должен был стать не только БТР-ом, но также и легкой противотанковой машиной, способной на равных сражаться с ангольскими Т-34 и Т-55. До того, как первые Ratel-и появились на вооружении армии ЮАР, ту же самую функцию исполняли британские БТР «Сарацин», бразильские EE-11 Urutu, бельгийские VXB-170, германские UR-416 и, конечно же, Panhard M3. Весь этот зоопарк не очень-то радовал южно-африканских военных, которые хотели провести давно назревавшую модификацию своих колесных бронетранспортеров.
Новая бронемашина должна была удовлетворять всем требованиям военных. В ее основе должна была лежать колесная формула 6х6, обеспечивающая высокую проходимость в случае использования машины в формате тяжелого противотанкового орудия. По мысли разработчиков будущий «Ратель» не должен был стать простым бронированным «такси». После высадки бойцов машина должна была принимать активное участие в бою, а потом забирать бойцов и перевозить их на новое место. Таким образом «Ратель» представлял собой первую генерацию боевых машин пехоты, к которым можно также отнести советский БМП-1 и германский «Мардер». Однако в отличие от двух означенных выше машин, действующих на Европейском театре военных действий, «Ратель» должен был сражаться в бескрайней африканской саванне, что подразумевало многочасовые марш-броски между многочисленными горячими точками. Таким образом, машина должна быть колесной, но ее шасси должно было выдерживать вес крупнокалиберных пушек и тяжелого оборудования.
Дозорный саванны.
RATEL IFV
После того как фирма Bussing создала первый прототип «Рателя» на основе шасси грузовика MAN (это произошло в 1968 году), военные заказали три предсерийных БТР, один из которых прошел через полноформатную серию огневых тестов. Полномасштабное производство «Рателя» началось в 1975 году на мощностях Sandock-Austral.
Архитектура машины выглядит следующим образом. Механик-водитель располагается впереди в специальной носовой рубке, обеспечивающей обзор на 180 градусов. Рубка оборудована пуленепробиваемыми стеклами, которые можно закрыть бронированными крышками (в этом случае наблюдение ведется через приборы). Попасть за рычаги управления «Рателем» можно как через верхний люк, так и через боковую дверцу, которая расположена в боковине корпуса.
За местом механика-водителя располагается стальная башня с вооружением, рассчитанная на двух человек. Сразу же за передним колесом расположены двери, открывающиеся силовым приводом. В кормовом листе «Рателя» расположена еще одна дверь, обеспечивающая безопасный выход бойцов во время боевой ситуации. Все двери снабжены пуленепробиваемым стеклоблоком и амбразурой для стрельбы из личного оружия.
Жертва воздушного удара "МиГ"-а.
Корпус «Рателя» сварен из стальных листов, толщина которых достигается (в разных местах корпуса) от 6 до 20 мм. Лобовая броня установлена под рациональным углом наклона и выдерживает пули, выпущенные из крупнокалиберного пулемета. Однако борта и корма машины защищают бойцов лишь от осколков и пуль калибра 7.62 мм. Днище и колесная система спроектированы с учетом минной опасности и обеспечивают выживание экипажа и бойцов в случае подрыва «Рателя» на мине.
На базу САДФ в Грунфонтейн «Ратели» доставлялись на поезде. Однако они легко могли проделать это путь на колесах. Если гусеничные машины требовали замены гусениц и обслуживание каждые 10,000 километров, то «Ратели» уходили на профилактику пройдя 50,000 километров африканских дорог.
Внутри первых моделей «Ратель» стоял 12 литровый 6 цилиндровый турбо-дизель, обеспечивающий максимальную скорость на дороге в 110 км/ч. За пределами дороги «Ратель» показал себя с самой лучше стороны и по ходовым характеристикам превосходил «Иланд». IFV практически никогда не застревал в грязи и на пересеченной местности даже в условиях максимальной боевой нагрузки, составлявшей 18.5 тонн. Благодаря длинной колесной базе, «Ратель» мог преодолевать окопы шириной 1.15 метров. Однако с более широкими препятствиями начинались проблемы из-за удлиненного носа машины.
Этот "Ратель" был захвачен кубинцами и сейчас рядом с ним позируют советские военные специалисты.
Первые варианты машины, известные как Ratel-20, вооружались 20мм автоматической пушкой GI-2 (производства Lyttleton Enginering Works), которая в свою очередь была производной от GIAT F2. Орудие обладало скорострельностью 750 выстрелов в минуту и позволяло разогнать 134 граммовую боеголовку снаряда до скорости в 1,100 м/с. GI-2 имела сдвоенную систему заряжения. Таким образом, заряжающий мог быстро переключиться между бронебойным и фугасным снарядом. Бронебойный снаряд «Ратель» гарантировано поражал БРДМы и БТРы широко распространенные в Ангольской армии. Для стрельбы по грузовикам, кустам и пехоте экипажи «Рателей» использовали фугасные снаряды. Башня «Рателя» была производной от AML-20 и обладала командирской башенкой, обеспечивающей отличный круговой обзор.
В кормовой части машины располагался десантный отсек с креслами для восьми «пассажиров». Внутри корпуса были сделаны 6 бойниц, предназначенных для ведения огня из личного оружия. В верхней части отсека располагались 5 десантных люков, выбравшись из которых, пехотинцы скатывались по бортам машины и после этого вступали в бой. Наконец, покинуть «Ратель» можно было и через стандартный заданий люк.
Основными преимуществами «Рателя» были скорость и маневренность. Огневая мощь IFV была достаточна для уничтожения любого «легкого врага». В случае столкновения с танками, «Ратель» должен был увеличить скорость и избежать огневого столкновения. Кроме того, экипажи машин не должны были подставлять своего железного коня под обстрел из РПГ и советских крупнокалиберных пулеметов, которые без особых проблем пробивали легко бронированные борта IFV.
Ratel-90, начало 80-ых годов. (с) Tanks Encyclopedy
RATEL 90
Если пушечные варианты «Иланда» были, своего рода, импровизациями, которые делались на ходу, то Ratel-и сразу проектировались под установку пушек большого калибра. В целях замены устаревшего Иланд-60, Южно-африканские разработчики выпустили «Ратель-90». Эта бронемашина могла использоваться как артиллерийский корректировщик и как система огневой поддержки пехотных частей. Фактически, в бою она исполняла двоякую роль пехотного колесного танка и легкой противотанковой САУ. В отличие от «Иланда» она не испытывала проблем с малым боезапасом, поскольку внутри «Рателя-90» находился 71 снаряд (29 снарядов в баше и 42 в корпусе). Вооружение машины состояло из 90-мм пушки, спаренного с пушкой 7,62 мм пулемета и еще одного 7,62 мм пулемета установленного на крыше башни (иногда южно-африканские бойцы монтировали на башню дополнительный 12,7мм пулемет). В корме справа располагалась площадка для третьего 7,62мм пулемета, предназначенного для борьбы с воздушными целями. Пушки и пулеметы имели автоматический спуск. В задней части башни размещались два блока 81-мм дымовых гранат.
Командир «Рателя-90» располагался слева от орудия, тогда как наводчик - справа. Для стрельбы применялся оптический прицел М494. В качестве выстрелов можно было использовать кумулятивный (дальность стрельбы 1200 метров) и осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы 2200 метров). Люк для загрузки боеприпасов находился в левом борту башни. Экипаж машины состоял из 4 человек экипажа (командир, мехвод, наводчик, зенитчик-радист), и 6 десантников (командир и пять пехотинцев).
Ratel-90, Операция Hooper, 1987 год. (с) Tanks Encyclopedy
Двигатель D3256BTXF «Рателя-90» был установлен в левой задней части корпуса (некоторые модификации бронемашины имели 315 сильный дизель ADE 407 T1). Он был смонтирован в едином блоке с автоматической гидромеханической трансмиссией и позволял развить мощность в 282 л.с. Коробка передач бронеавтомобиля обеспечивала 6 передних и 2 задних хода. Управлять трансмиссией можно было вручную, при этом для аварийного режима работы могла быть использована механическая передача. При наличии крана силовой блок машины мог быть демонтирован за 30 минут, хотя в боевых условиях на это уходило от 45 мин до 1 часа.
Дополнительное оборудование Рателя-90 включало в себя радиостанцию, буксирные приспособления, две бензиновые печи, ППО, два наружных багажника, комплект шанцевого инструмента, ЗИП, телефон с катушкой кабеля на 1000 метров, два 50 литровых бака с питьевой водой.
«Ратель-90» был полноприводной машиной, использовавшей межколесные и межосевые диффиренциалы. Передние колеса были управляемыми. Подвеска «Рателя» была индивидуальной, состоящей из пружин и гидравлических амортизаторов. Тормоза использовали гидропневматические приводы.
В саванне «Ратель» был значительно быстрее «Иланда», а значит, он мог прибыть на место действия неожиданно для врага. В то же самое время у «Рателя-90» был существенный недостаток, связанный с высотой профиля. В условиях саванны южно-африканская машина была видна на большом расстоянии, а значит, по ней можно было сделать успешный выстрел, как из РПГ, так и из танкового орудия.
ДРУГИЕ МОДИФИКАЦИИ «РАТЕЛЯ» ВРЕМЕН ПОГРАНИЧНОЙ ВОЙНЫ
Ratel-60. (с) Tanks Encyclopedy
«Ратель-60». Эта модификация представляла собой «Ратель-20», на который была водружена башня от «Иланда-60». Основным оружием бронемашины стал 60-мм миномет, который надо было заряжать с казенной части.
Еще одним вариантом «Рателя» стал «Ратель-81» - механизированная минометная платформа. У этой модификации не было ни десантного отсека, ни вращающейся башни. Основным оружием «Рателя-81» стал 81мм миномет М-3, установленный в корпусе. Стрельба из миномета велась через двустворчатый люк. Миномет мог швырнуть 4,43 кг. мину М-61 на расстояние в 4,850 метров. При этом стрельба могла вестись как фугасными, так и дымовыми снарядами. Естественно десантников в 81-ый было погрузить невозможно, вследствие чего экипаж бронемашины сократился до 3 человек.
Ratel-81. (с) Tanks Encyclopedy
«Ратель-120» был модифицированным вариантом «Рателя-80», вооруженным 120мм минометом. Данная машина так и осталась на уровне прототипа, поскольку шасси «Рателя» с трудом выдерживало выстрел из столь массивного орудия.
Ratel CMD. Командирский «Ратель» был напичкан электроникой и аппаратурой связи. Во время боевых действий он должен был стать штабной машиной для командиров пехотных подразделений. Внутри десантного отсека у командирского «Рателя» находились столы для карт, система оповещения и звукозаписи. Кроме того, Ratel CMD имел поднимающуюся мачту антенны. Вооружение командирской машины состояло из .50 пулемета М2 и .30 пулемета Браунинга.
Ratel CMD. (с) Tanks Encyclopedy
Ratel Logistic - представлял собой автомобиль снабжения, с измененной колесной формулой 8х8. Длина этой машины увеличилась до 8,7 метров. Logistic предназначался для обеспечения рейдовых операций, проходящих в глубине вражеской территории, на удалении до 2000 км от баз снабжения. Для перевозки припасов использовался кластер из шести контейнеров, для разгрузки-погрузки которых применялся 4.6 кран-лебедка. В серию эта машина не пошла, хотя военные некоторое время испытывали два прототипа.
Ratel EAOS (Enchanced Artillery Observation System) - бронемашина артиллерийский-корректировщик, отличительной особенностью которой была гидравлическая выдвижная мачта наблюдения за стрельбой. При помощи мачты на высоту 30 метров поднимался комплект артиллерийских датчиков (камера дневной и ночной съемки, системы визуального наблюдения, FLIR, лазерный дальномер, многоканальная лазерная система поиска целей), при этом сама машина могла быть укрыта складками местности. Боевой радиус EAOS составлял днем 20 км и ночью 3.5 км. Внутри EAOS находилась вычислительная система, которая получала информацию с датчиков и решала огневую задачу, отправляя на выход новые параметры наведения на цель. Информация передавалась на артиллерийские и минометные батареи в закодированном виде через одну из нескольких радиостанций: три радиостанции большого радиуса действия, одна - среднего радиуса действия, одна малого радиуса действия. Кроме того, внутри EAOS находилась интегрированная инерционная система пространственной навигации (упрощенный аналог GPS). Серьезного артиллерийского вооружения EAOS не имел, но слева от командирского люка располагался 7.62 мм пулемет.
Ratel ZT-3. (с) Tanks Encyclopedy
Пожалуй, самым страшным и продвинутым «Рателем» пограничной войны стал ZT-3 - противотанковая ракетная машина, несущая на борту 3 ПТУРСа. Этот вариант «Рателя» поступил в производство в 1987 году (ему будет посвящена отдельная глава книги).
КОМАНДИРСКИЙ РАТЕЛЬ, ВЗВОД E, ОПЕРАЦИЯ «МОДУЛЕР»
АНГОЛА, ДЕКАБРЬ 1987
Отправка в бой крупных танковых подразделений потребовала от командования оперативного управления танковыми частями на серьезном расстоянии от тыловых штабов. Южно-африканским военным пришлось решать вопросы, связанные с поставкой запасных частей, необходимых для ремонта поврежденных танков. Для решения этой задачи было сформировано логистическое механизированное подразделение, находящееся под контролем сержант-майора Жака де Вета (этот NCO был героем многочисленных историй, а также одним из опытнейших бронетанковых специалистов).
Во время боевых действий в Анголе, танковые подразделения ЮАР столкнулись с тем, что гусеницы танков «Олифант» изнашиваются с невероятной быстротой. Поскольку гонять технику за новыми запасными частями было невозможно, решено было заниматься ремонтом на месте, переставляя уцелевшие гусеницы на место пострадавших. Обеспечением ремонта должны были заниматься люди де Вета, основным транспортом которых был командирский «Ратель» Fine Nine Foxtrot.
На изображении можно увидеть Fine Nine Foxtrot, вооруженный пулеметом .50. Обратите внимание на красный танковый силуэт - знак принадлежности танковому взводу E. На заднем плане можно увидеть 5-тонные полноприводные грузовики Samil-50, выполнявшие роль рефрижераторов и передвижной кухни (бойцы ценили охлажденное пиво из грузовиков столь высоко, что меняли 4 банки холодного на 6 банок теплого). Естественно, в рефрижераторах перевозили не только продукты питания, но также брикеты с кровью, предназначенной для переливания и другие медицинские препараты, которые могли быстро испортиться в раскаленном климате Анголы.
Этому "Рателю-90" не повезло - подорвался на противотанковой мине, потерял правое переднее колесо.
Представленный на рисунке Samil получил серьезные повреждения во время прохождения лесистого участка местности. «Ратель» пытается вытащить грузовик на открытую территорию для последующего ремонта.
Экипажи «Рателей» считали самым страшным оружием Пограничной войны орудие от ЗУ-23-2, использующееся в боях против наземной техники ЮАР. Замаскированное в кустарнике или деревьях, зенитное орудие было практически невозможно обнаружить даже на средней дистанции. Открыв огонь со скоростью 200 выстрелов в минуту, эта зенитная пушка превращала в дуршлаг любую легкобронированную цель. Именно эта неприятность произошла с «Рателем» Nine Golf из 61-го механизированного батальона. Боец Марко Кафорио (единственный выживший в ходе боя) вспоминал: «Первые же выстрелы орудия попали в цель. Один из 23мм снарядов пробил фронтальную броню и перебил многих бойцов осколками. Я получил ранение и вывалился из изрешеченной бронемашины, после чего словил еще два осколка. Меня подобрала команда Two Three Alfa. Через мгновение и в этот «Ратель» попал 14.5 мм боеприпас, который прошел в шести дюймах от моего лица». В том бою Кафорио был ранен 4 раза, а все семь его товарищей погибли.
РАТЕЛЬ-90, ВЗВОД С, БОЕВАЯ ГРУППА АЛЬФА, 61 МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ БАТАЛЬОН
ОПЕРАЦИЯ «МОДУЛЕР», АНГОЛА, ОКТЯБРЬ 1987
Изначально «Ратели» IFV (Infantry Fighting Vehicle) были созданы для перевозки и сопровождения пехоты. В ходе боевых действий выяснилось, что их с успехом можно применять в качестве легких колесных танков. Подобные машины, получившие обозначение «Ратель-90» получили 90-мм пушку от бронеавтомобиля «Иланд».
61 механизированный батальон стал первым эксплуатантом 90-ых. Во время операции «Модулей» структура подразделения выглядела следующим образом: 2 механизированные пехотные роты, каждая с 3 секциями по 4 Рателя-20. Взвод бронемашин - 12 Рателей-90 в трех секциях, артиллерийская батарея, противотанковый взвод, взвод ПВО, взвод обеспечения и логистики. Позже в рамках батальона был сформирован отдельный танковый взвод, подчинявшийся оперативному командованию.
Представленный на изображении «Ратель-90» имеет позывной Three Three и находится под управлением командира Взвода С. Спереди и сзади бронемашина несет опознавательные знаки 61-го механизированного батальона, а также символику танковых войск ЮАР и неофициальный (наплечный) опознавательный знак Взвода С. Все «Ратели-90» внутри взвода получили имена в честь известных танковых командиров прошлых войн (такие как Паттон и Роммель) и знаменитых боевых машин (Panther, King Tiger).
Экипаж Рателя-90 состоял из трех человек: механика-водителя, стрелка и командира-заряжающего. В машине Three Three (личное имя King Tiger) водителем был рядовой Глен Вудхаус, стрелком рядовой Курт «Стомпи» Оелофси и командиром лейтенант Адриан Хинд. Эти бойцы приняли участие в одном из самых больших бронетанковых столкновений Пограничной войны, в операции Модулер (3 октября 1987 года).
Согласно данным ЮАР в этом сражении южно-африканская боевая группа Альфа нанесла тяжелейшие потери 47-ой бригаде ФАПЛА и уничтожила/захватила, в общей сложности, 18 вражеских танков, 46 БМП и БТР и 85 грузовиков. Бронетанковые подразделения ЮАР потеряли несколько десятков машины. Досталось и Three Three. Он был подбит метким выстрелом Т-55, в результате чего лейтенант Хинд был убит, а рядовые Вудхаус и Оелфоси получили тяжелые ранения.
Копировать эту статью и ее части без разрешения автора - строго запрещено.
(с) 01.08.2017, Садчиков Илья.
На основе материалов Osprey - New Vanguard 242.
НЕ ЗАБУДЬТЕ ПОДДЕРЖАТЬ ПРОЕКТ "АФРИКАНСКИЕ ВОЙНЫ" (всего 50 р.).
Через Yandex кошелек
Через банковскую карту
По телефону