Подводная лодка Проекта 09852 «Белгород» предназначается для реализации двух прорывных российских подводных проектов. Первым проектом является доведенная до ума система «Статус-6», тогда как вторым - строительство арктической подводной сети раннего предупреждения (российский аналог SOSUS). Кроме того, «Белгород» является носителем уникальной АПЛ «Лошарик» об особенностях которой я писал в
предыдущей статье.
КС-139 «Белгород» - это форк незаконченной субмарины Проекта 949А (NATO Оскар-II). АПЛ была заложена на ПО Севмаш 24 июля 1992 года, но уже в 1994 из-за отсутствия финансирования была законсервирована и исключена из списков ВМФ. В сентябре 2000 года, после катастрофы «Курска», было принято решение о достройке лодки. При этом 4 следующих года Севмаш достраивал субмарину по собственной инициативе. В 2006 году «Белгород» попал в список Гособоронзаказа. В июле того же года было принято решение не вводить лодку в состав ВМФ, хотя ее готовность оценивалась в 80%. В течение следующих 6 лет судьба «Белгорода» оставалась под вопросом. В частности, ее хотели переоборудовать в нестандартизированного носителя «Булавы». Однако, в 2012 году было решено перестроить «Белгород» по проекту 09852 и превратить АПЛ в шпионскую субмарину.
АПЛ проекта 09852 - самая большая АПЛ когда-либо построенная в России (СССР). Однако ее водоизмещение уступает водоизмещению АПЛ проекта 941 "Акулы" (Тайфуна, см. выше). В нижней части изображения расположена атомная станция АС-12 "Лошарик".
Экипаж «Белгорода» будет состоять из служащих ВМФ, тогда как сама АПЛ будет принадлежать 10 Департаменту глубоководных морских исследований министерства обороны (ГУГИ). Спуск «Белгорода» на воду должен состояться в 2018 году.
С «Белгородом» неразрывно связан проект «Шельф» (известный также, как «Гармония»), который представляет собой арктическую сеть обнаружения американских подводных лодок. «Белгород» и его дочерние субмарины будут вовлечены в создание подводной сети датчиков, раскинувшихся за полярным кругом. Фактически «Шельф» является арктическим аналогом SOSUS. Его подводные датчики и оборудованные сонарами буйки будут фиксировать передвижение вражеских субмарин на расстоянии в 100 км.
Энергоблок автономной подводной АЭС.
Арктический океан состоит из двух обширных водных пространств разделенных массивным подводным хребтом. Глубина шельфа по периметру хребта такова, что шпионские субмарины могут установить на нем широкомасштабную систему слежения за вражескими подводными лодками. Кроме того, датчики можно устанавливать на вершинах подводных пиков, которые вздымаются из бесконечной темноты полярных морей. Согласно американским источникам, в 2012 году российские субмарины проводили целую серию экспериментов, связанных с установкой стационарных объектов на вершинах подводных хребтов.
Область Арктики, которая будет находится под контролем российских систем глубоководного слежения. (с)
http://www.hisutton.com Работоспособность российского SOSUS будет обеспечивать целый комплекс подводных сооружений, для нормального функционирования которых потребуются значительные затраты энергии. Простейшим способом решения данной проблемы являются энергетические кабеля, проведенные от береговой станции к подводному комплексу. Однако, инженерное решение данной проблемы сопряжено с многочисленными трудностями. Не удивительно, что российские инженеры решили пойти другим путем. Согласно известной информации, современный подводный арктический комплекс будет функционировать при помощи подводного ядерного реактора. Установка последнего будет осуществлена на океанское дно с помощью миджета или другого подводного управляемого устройства. После установки реактор будет соединен с другими элементами подводной станции, а также с датчиками слежения.
Клавесин-2Р-РМ. Карликовая субмарина, носителем которой также является "Белгород". Согласно некоторым источникам этот таинственный аппарат может погружаться на глубину 2,000 метров.
ПРОЕКТ 09852 «БЕЛГОРОД»
Водоизмещение: 14,700 т. (надводное) / 24,000 т. (подводное)
Длина: 184 м.
Ширина: 18,2 м.
Скорость: не более 32 узлов.
Оперативный радиус действия: Не ограничен
Глубина погружения: 500-510 метров
Двигательная установка: 2 ядерных реактора ОК-620М.02 мощностью 190MW, которые приводят в действие 2 паровые турбины с 2 винтами.
Экипаж: 110 человек
Вооружение: 6 торпед Статус-6, 2х650мм и 4х533м торпедных аппарата (28 торпед) (в этом имеет смысл усомниться, учитывая диаметр пусковых установок Статус-6 для обычных торпедных аппаратов в носу места не останется).
08.08.17
(c) Илья Садчиков