Легенда о Короле Артуре - известнейший британский эпос, который за долгие века своего существования оброс множеством дополнительных деталей и сюжетных ответвлений. С самого начала своей литературной истории «Легенда о короле Артуре» довольно сильно отклонилась от исторических реалий своего времени. Если условно-настоящий король жил во времена поздней античности, когда памяти о римлянах была жива среди жителей британских островов, то авторы артурианских книг не церемонились с исторической эпохой. Так, например, Томас Мэлори (автор Смерти Артура) перенес место действия в условное средневековье. Той же дорогой пошли Альфред Теннисон и Теренс Уайт.
Нет ничего удивительного в том, что в Голливуде сформировалась собственная история артурианских рестартов. Помимо медивального «Первого рыцаря», существовал «Король Артур» Антуана Фукуа, где временная эпоха откатилась во времена Римлян. По этой причине эксперимент Гая Ричи с медивальным фэнтази изумления у меня не вызвал. Он был оправдан тем, что история осталась в средневековых рамках Мэллори, но при этом впитала в себя многие элементы комикса, необходимые для борьбы с бесконечной продукцией Marvel и DC. В результате я посмотрел картину без предубеждения и, в целом, она мне понравилась.
Итак, действие «Меча короля Артура» развивается в магической Британии, где бок о бок проживают люди и раса волшебников. Один из волшебников - злой маг Мордред пытается захватить Камелот, но терпит поражение от руки Утера Пендрагона. Брат Утера - коварный Вортиген (вообще, он, конечно, был кельтским королем), пользуется слабостью армии и захватывает корону. Маленький Артур чудом остается жив и оказывается подкидышем в одном из борделей Лондиниума. Пока Вортиген, с помощью малого Кутулху отстраивает чернокнижную башню и ищет беглеца, Артур растет и набирается силенок. В конце концов он вливается в криминальный мир города и становится управляющим борделя.
Слоны атакуют!
Во время очередной облавы, власти обвиняют Артура в покушении на собственность викингов (у нас ведь не исторический эпик, правда, так что наложить санкции можно на кого угодно). Главного героя грузят на баржу и отправляют по этапу на остров, где стоит камень, в котором заключен Экскалибур. Зэки по очереди пытаются вытащить меч из камня, но у них ничего не получается. Зато Артуру это удается с первого раза, после чего он становится главным врагом Мордреда и единственным союзником повстанцев, желающих свергнуть тиранию узурпатора. Однако путь ребел скамов не прост и Артуру придется пережить множество приключений, прежде чем его меч станет оружием окончательного возмездия.
Ребята, этот парень вытащил меч! Что будем делать? Сэр, у нас нет плана на этот случай! Тогда стоим и корчим зловещие рожи!
Пожалуй, самой эффектной чертой нового фильма является операторская работа, выполненная Джоном Мэтиссоном (Агенты Анкл, Царство Небесное и Гладиатор). Мэтиссон известен, в первую очередь, как оператор, использующий во время съемок клип-стайл подход, характеризирующийся резкой сменой кадров и большим объемом редакторской работы. Последнюю провел Джеймс Херберт под руководством Гая Ричи. Сам Ричи внес в картину несколько своих стандартных элементов, в том числе и фиксированную камеру, болтающуюся на луке или мече. Как следствие, «Меч короля Артура» выглядит как огромный, безупречно склеенный комикс, поражающие качеством технологической работы. Смотреть этот фильм в большом разрешении - одно удовольствие.
Злобный Вортиген в исполнении Джада Лоу.
Трагический Вортиген в исполнении Рутгера Хауэра (Мерлин).
Довольно удачными получились и спецэффекты. С помощью компьютера были нарисованы могучие мега-слоны, атакующие Камелот, а также магические поединки. Пожалуй, самым удачным боем стал мистический поединок Артура и Вортигена, напомнивший мне некоторые дуэли из Dark Souls. Я даже пожалел, что Артур не стал уходить от удара перекатом (тогда сразу бы стало понятно, на какую ЦА ориентировались создатели фильма). Жаль, что в некоторых местах картины уровень качества CGI падает на порядок и изображение становится немного размытым.
Помощница Мерлина - сиротинушка.
Что касается актерской игры, то она выполняется сервисную функцию в рамках технологически совершенного средневекового мира. Актеры читают диалоги и пытаются сделать вид, что происходящее влияет на жизнь их персонажей. Почему-то смотря на Чарли Ханнама (Артур) в это не верится совершенно. Впрочем, другие герои картины от него не далеко ушли. Ни Эйдан Гиллен (Сир Вильям), ни Джад Лоу (Вортиген), ни Утер (Эрик Бана), так за рамки графического романа и не вышли. В их слова не веришь, их смертям не сочувствуешь. Ну, умер еще один картонный персонаж, ну и ладно - в запасе у Англии много парней.
Последний босс, он трудный самый...
Завершая рассказ о фильме хочется сказать, что его провал вызывает у меня удивление (175 млн бюджет, 143 млн сборы при 15 млн старте). Безусловно, фильм не произведение искусства, но в рамках кинокомикса он с легкостью обходит многие творения Марвел и ДС. В конце концов, «Меч» основан на мифологическом базисе, который невозможно испортить, а уровень его исполнения можно охарактеризовать, как блестящий. Возможно, против фильма сыграла его Артурианская основа, показанная во многих картинах предыдущих 20 лет. Нам лишь остается гадать, что было бы если бы Ричи снял кино про Карла Великого или про короля Альфреда.
ЗА
- Технологическая безупречность и занятная атмосфера.
- Фильм очень динамичный, его действие не подвисает.
- Эпические слоны и злобные монстры.
- Повстанческий подход к свержению Вортигена.
ПРОТИВ
- Это комикс.
- Героям не хочется сопереживать.
- Сюжетная линия, временами сильно упрощает события эпоса.
- Фильм не глубокий, пересматривать его смысла нет.
06.08.17
(с) Mr.Garret