Да, и у животных, и у охотников-собирателей. Случается, что племя считает определенную территорию своей и не пускает на нее другие племена поохотиться.
Тем не менее, существуют и отличия. - Охотники-собиратели на определенной территории охотятся сообща, а у земледельцев часто существует частная собственность. Мы, вроде, единый народ, но вот это конкретное поле - оно только мое, а не всего племени. - Вопрос наследства. Земледелец может передать поле сыну. Что передаст охотник-собиратель - неясно.
А в принципе все сказанное лишь укрепляет мой тезис: если до перехода к земледелию зачатки представлений о собственности на землю существовали, но сам переход, тем не менее, вышел очень кровавым, то это лишь подчеркивает значимость культуры.
Quote: при хозяйствовании в одиночку или семьей самого поле не будет
Не факт. История Руси с кучей сел-однодворок говорит об обратном. Я понимаю, что у первобытных не было железных инструментов, но принципиальной разницы я не вижу.
Quote: В Европе к частной собственности на сельхоз землю вообще в Новое время перешли.Боюсь, верно еще более радикальное утверждение: к стандартизации понятия "частная собственность на землю" мир пришел лишь в прошлом веке. А так за штампом "частная собственнось" в зависимости от региона могли стоять разные вещи
( ... )
Сел-однодворок не было в принципе. Село - это сравнительно большое селение с церковью. Отдельно стоящую церковь с одним-двумя дворами по-другому называли.
Распространенные когда-то на севере деревни на 1-3 двора по сути родовые с большой долей охоты и собирательства и ближе к предземледельческим стадиям.
Частная собственность на землю появилась в Новом времени, но даже сейчас не распространилось на всю Европу.
Изменения культуры со сменой укладов конечно были, но вы слишком их преувеличиваете. А уж кровопролитие нарастает в основном в рамках одного уклада, по мере исчерпания его потенциала.
Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям. Женщины получают возможность заводить огороды, начинают привлекать к этому мужчин. Вот тут и все сдвиги культуры, и основная кровь. Но это все ещё "охота и собирательство".
Quote: Частная собственность на землю появилась в Новом времени
По-моему, и во времена Вавилона уже была. Авраам Пещеру патриархов именно купил, о чем сказано в Ветхом Завете.
Quote: Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям.
Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше.
P.S. За поправку по поводу села и деревни спасибо.
Люди покупают разное, в том числе и то, что формально не продается. Частная собственность лишь небольшая часть покупаемого.
"Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше." Он не просто долгий. Культура будущего уклада складывается в предыдущем и полностью готова к применению к моменту самого перехода. Отсюда и "революции".
Своя земля даже у животных есть, которые никаким земледелием не занимаются. И они готовы и убивают конкурентов.
Reply
Тем не менее, существуют и отличия.
- Охотники-собиратели на определенной территории охотятся сообща, а у земледельцев часто существует частная собственность. Мы, вроде, единый народ, но вот это конкретное поле - оно только мое, а не всего племени.
- Вопрос наследства. Земледелец может передать поле сыну. Что передаст охотник-собиратель - неясно.
А в принципе все сказанное лишь укрепляет мой тезис: если до перехода к земледелию зачатки представлений о собственности на землю существовали, но сам переход, тем не менее, вышел очень кровавым, то это лишь подчеркивает значимость культуры.
Reply
В Европе к частной собственности на сельхоз землю вообще в Новое время перешли.
Reply
Не факт. История Руси с кучей сел-однодворок говорит об обратном. Я понимаю, что у первобытных не было железных инструментов, но принципиальной разницы я не вижу.
Quote: В Европе к частной собственности на сельхоз землю вообще в Новое время перешли.Боюсь, верно еще более радикальное утверждение: к стандартизации понятия "частная собственность на землю" мир пришел лишь в прошлом веке. А так за штампом "частная собственнось" в зависимости от региона могли стоять разные вещи ( ... )
Reply
Распространенные когда-то на севере деревни на 1-3 двора по сути родовые с большой долей охоты и собирательства и ближе к предземледельческим стадиям.
Частная собственность на землю появилась в Новом времени, но даже сейчас не распространилось на всю Европу.
Изменения культуры со сменой укладов конечно были, но вы слишком их преувеличиваете. А уж кровопролитие нарастает в основном в рамках одного уклада, по мере исчерпания его потенциала.
Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям. Женщины получают возможность заводить огороды, начинают привлекать к этому мужчин. Вот тут и все сдвиги культуры, и основная кровь. Но это все ещё "охота и собирательство".
Reply
По-моему, и во времена Вавилона уже была. Авраам Пещеру патриархов именно купил, о чем сказано в Ветхом Завете.
Quote: Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям.
Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше.
P.S. За поправку по поводу села и деревни спасибо.
Reply
"Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше."
Он не просто долгий. Культура будущего уклада складывается в предыдущем и полностью готова к применению к моменту самого перехода. Отсюда и "революции".
Reply
Спорно. Хотя есть над чем подумать.
Reply
Leave a comment