Quote: при хозяйствовании в одиночку или семьей самого поле не будет
Не факт. История Руси с кучей сел-однодворок говорит об обратном. Я понимаю, что у первобытных не было железных инструментов, но принципиальной разницы я не вижу.
Quote: В Европе к частной собственности на сельхоз землю вообще в Новое время перешли.
Боюсь, верно еще более радикальное утверждение: к стандартизации понятия "частная собственность на землю" мир пришел лишь в прошлом веке. А так за штампом "частная собственнось" в зависимости от региона могли стоять разные вещи. - Где-то можно держать, но нельзя передать по наследству. - Где-то по наследству можно, но облегчено отчуждение. И так далее с сотней вариантов.
В вопросы земли я не углублялся, но вот термин "крепостное право" во многих местах означал что-то свое. В некоторых странах Европы, например во Франции, не было даже и термина.
Как это, собственно, связано с культурой? Очень просто: переход к земледелию привел к появлению многих форм собственности, некоторые из которых частично совпадают с нашим определением частной. И поддержание каждой новой формы потребовало изменений культуры.
Сел-однодворок не было в принципе. Село - это сравнительно большое селение с церковью. Отдельно стоящую церковь с одним-двумя дворами по-другому называли.
Распространенные когда-то на севере деревни на 1-3 двора по сути родовые с большой долей охоты и собирательства и ближе к предземледельческим стадиям.
Частная собственность на землю появилась в Новом времени, но даже сейчас не распространилось на всю Европу.
Изменения культуры со сменой укладов конечно были, но вы слишком их преувеличиваете. А уж кровопролитие нарастает в основном в рамках одного уклада, по мере исчерпания его потенциала.
Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям. Женщины получают возможность заводить огороды, начинают привлекать к этому мужчин. Вот тут и все сдвиги культуры, и основная кровь. Но это все ещё "охота и собирательство".
Quote: Частная собственность на землю появилась в Новом времени
По-моему, и во времена Вавилона уже была. Авраам Пещеру патриархов именно купил, о чем сказано в Ветхом Завете.
Quote: Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям.
Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше.
P.S. За поправку по поводу села и деревни спасибо.
Люди покупают разное, в том числе и то, что формально не продается. Частная собственность лишь небольшая часть покупаемого.
"Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше." Он не просто долгий. Культура будущего уклада складывается в предыдущем и полностью готова к применению к моменту самого перехода. Отсюда и "революции".
Не факт. История Руси с кучей сел-однодворок говорит об обратном. Я понимаю, что у первобытных не было железных инструментов, но принципиальной разницы я не вижу.
Quote: В Европе к частной собственности на сельхоз землю вообще в Новое время перешли.
Боюсь, верно еще более радикальное утверждение: к стандартизации понятия "частная собственность на землю" мир пришел лишь в прошлом веке. А так за штампом "частная собственнось" в зависимости от региона могли стоять разные вещи.
- Где-то можно держать, но нельзя передать по наследству.
- Где-то по наследству можно, но облегчено отчуждение.
И так далее с сотней вариантов.
В вопросы земли я не углублялся, но вот термин "крепостное право" во многих местах означал что-то свое. В некоторых странах Европы, например во Франции, не было даже и термина.
Как это, собственно, связано с культурой? Очень просто: переход к земледелию привел к появлению многих форм собственности, некоторые из которых частично совпадают с нашим определением частной. И поддержание каждой новой формы потребовало изменений культуры.
Reply
Распространенные когда-то на севере деревни на 1-3 двора по сути родовые с большой долей охоты и собирательства и ближе к предземледельческим стадиям.
Частная собственность на землю появилась в Новом времени, но даже сейчас не распространилось на всю Европу.
Изменения культуры со сменой укладов конечно были, но вы слишком их преувеличиваете. А уж кровопролитие нарастает в основном в рамках одного уклада, по мере исчерпания его потенциала.
Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям. Женщины получают возможность заводить огороды, начинают привлекать к этому мужчин. Вот тут и все сдвиги культуры, и основная кровь. Но это все ещё "охота и собирательство".
Reply
По-моему, и во времена Вавилона уже была. Авраам Пещеру патриархов именно купил, о чем сказано в Ветхом Завете.
Quote: Когда охотников становиться слишком много, усиливается конкуренция - приходиться больше усилий тратить не только на охоту, но и охрану угодий. Приходиться строить защищенные убежища и прекращать кочевать по родовым угодьям.
Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше.
P.S. За поправку по поводу села и деревни спасибо.
Reply
"Да я понимаю, что процесс был долгий и занимал столетия и даже больше."
Он не просто долгий. Культура будущего уклада складывается в предыдущем и полностью готова к применению к моменту самого перехода. Отсюда и "революции".
Reply
Спорно. Хотя есть над чем подумать.
Reply
Leave a comment