Иногда приятно посмотреть на мир с неожиданной позиции. Происходящее с человечеством, часто рассматривают с точки зрения экономики, борьбы народов, противостояния династий. Однако сегодня мы взглянем на историю как на развитие культуры.
Определимся с терминами. Всякий раз, когда людям приходится взаимодействовать, им требуются определенный правила. Эти правила называются культурой.
Логично, что культура должна отвечать ряду требований:
- Во-первых, свод ее правил призван регулировать все виды деятельности, требующие взаимодействия людей.
- Во-вторых, данным правилам обязано следовать подавляющее большинство индивидуумов, принадлежащих к определенной культуре. Иначе культура нефункциональна.
- Наконец, культура должна предусматривать санкции против нарушителей.
Относительно типа санкций за каждое отступление от правил тоже должен существовать консенсус - см. пункт 2.
Перейдем к примерам. Имеется племя охотников-собирателей.
1. Согласно первому пункту, в племени должны существовать установки, регулирующие все аспекты деятельности, могущие вызвать ссору.
- Кто обязан участвовать в охоте?
- Как делится добыча?
- Как строятся семейные отношения: полигамия, моногамия, свободная любовь?
- Кормить ли стариков, или убивать?
И так далее.
2. Второй пункт намекает на то, что правила должны разделяться всеми. Если, допустим, принято, что добыча делится поровну, то сторонников альтернативного мнения (например, чтобы более активным охотникам давали большую долю) должно быть мало, иначе племя развалится.
3. В духе третьего пункта следует установить наказание для тех, кто - вопреки обычаю - присвоят непропорциональную часть добычи. Подавляющее большинство членов племени должно быть единым относительно строгости санкций: порицание, лишение доли при следующей охоте, изгнание из племени…
ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ
Культура подвержена эволюции. Происходит это когда деятельность людей, коих она объединяет, претерпевает изменения. Например, племя вынуждено перейти к земледелию.
Сразу же выяснится, что старая культура не содержит правил для новых условий.
- Как делить землю: по семьям, по едокам, или вообще не делить, а обрабатывать сообща?
- Как строить отношения с племенами, желающими вашу землю забрать?
Ответ на второй вопрос будет подразумевать организацию уже не охоты, а воинской службы, что потребует выработки целого куста новых культурных норм.
Подчеркну: если правила не выработаны, то функционирование общества станет невозможным.
Приходилось читать, что эпоха перехода к земледелию оказалась самой кровавой в истории человечества. Чуть ли не у 20-ти процентов скелетов, датируемых данным периодом, обнаружены следы насильственной смерти. Новые нормы поведения люди вырабатывали кровью на протяжении тысячелетий.
Охотники-собиратели и советские люди конца 80-ых. Несмотря на колоссальную разницу в уровне образования и технологий, оба общества вскоре столкнутся с вызовами, схожими по своей сути.
Конечно - усмехнется читатель, - то были древние люди. Современные умнее, они не такие.
Что же, вспомним 90-ые годы, когда постсоветское общество, привыкшее к плановой экономике, оказалось в условиях рынка. Люди, не имевшие опыта предпринимательской деятельности, были вынуждены выработать сотни культурных норм.
- Что делать, если вам не платят долги: идти в суд, или звать крышу?
- Убивать ли бросившего вас партнера?
- Каков оптимальный размер взятки правоохранительным органам?
Можно продолжить список еще тысячей вопросов. За десять лет общество дало ответ на каждый - так была выработана русскоязычная деловая культура.
Кстати, первобытным людям было намного сложней: им пришлось изобрести абстрактное понятие “собственность”. До периода земледелия этим термином обозначали то, что человек носил с собой, вроде копья для охоты. Но как увидеть собственность в земельном участке?
КОГДА ВСЕ МЕНЯЕТСЯ
Итак, мы показали, что при определенных изменениях обществу требуется новая культура. Уточню, о каких именно изменениях идет речь.
- Смена технологического уклада. Например, переход от охоты к земледелию, или индустриализация.
- Смена политической системы: республика вместо монархии и т.д.
Каким же образом новая культура может возникнуть? Имеются два способа:
- Выработать ее самому методом проб и ошибок.
- Заимствовать культуру у другого общества.
Рассмотрим каждый из способов по отдельности.
1. Выработку правил поведения по мере необходимости мы уже упоминали, когда говорили о переходе к земледелию и о внедрении рыночной экономики в бывшем СССР. Такой процесс не обязательно приводит к кровопролитию. Например, на наших глазах возник интернет и были выработаны правила ведения дискуссии на форумах.
2. Все гораздо сложнее, когда культуру пытаются заимствовать. Представим, что государство стремится перейти к западной демократической форме правления, отказавшись от своей традиционной, допустим монархической. Предположим ради примера, что речь идет о восточном государстве с обычной для местных условий монархией.
Такая страна может скопировать западные законы, предусматривающие парламент и многопартийность. Однако этого будет недостаточно. Граждане, никогда ранее не выбиравшие, будут плохо понимать, как себя необходимо вести.
- Зачем в принципе ходить на выборы.
- Как не проголосовать за партию, представляющую не ваши интересы.
Конечно, можно ввести в школе предмет “Демократия”, который подробно отвечал бы на эти и на многие другие вопросы. Можно вести просвещение по телевизору. Однако в наибольшей степени народ станет обучаться методом проб и ошибок.
Напрашивается важный вывод: попытка заимствовать чужую культуру тоже потребует времени на обучение и на накопление опыта. Хотя, конечно, наличие чужих образцов позволит это время сократить.
Все станет гораздо интересней, если мы в нашем последнем примере перейдем от народа к политикам. Ведь им тоже нужно учиться.
- С какой партией можно входить в коалицию?
- Как распознать в лидере чужой фракции опасного демагога, ведущего дело к диктатуре?
- В какой мере можно ставить под угрозу стабильность государства ради выполнения предвыборных обещаний? Например, печатая деньги для повышения пенсий.
Как в случае с населением, время на обучение политиков (и, следовательно, вред, который они по оплошности нанесут обществу) может быть сокращено если они досконально изучат историю более старых демократических государств.
Последнее утверждение - довод в пользу классического образования. Исторически, несчетные поколения политиков получали часть необходимого опыта, изучая Древнюю Грецию и Рим.