Leave a comment

mr_binks January 16 2021, 17:26:20 UTC
1. В общем, да. Вторая трилогия (1-3 эпизоды) и приглашает - под соусом фантастики - поразмыслить над американской внутренней политикой. По сути, это самая глубокая трилогия из трех, хотя и кажется наиболее поверхностной из-за внешней наивности сюжета и яркости красок.
Становится ясно, что демократическая система - вещь очень хрупкая. И что условия для своего разрушения она порождает сама. И что она не вечна (американцы любят апеллировать к опыту древнего Рима), а для ее сохранения нужны интеллектуальные усилия.
Последняя тройка фильмов поддерживает этот дискурс: империя давно пала, а счастья нет. Новая республика еще хуже старой в годы гниения.
И мертворожденный орден джедаев (основанный Люком) подводит к той же идее: создать работающую социальную организацию очень сложно.
Самое занятное, что эта мыль является основой работ де Местра - отца европейского консерватизма в пост-наполеоновскую эпоху. Де Местр, правда, имел в виду не республики, а монархии.

2. Есть у Толкина еще один ракурс, под которым можно увидеть в гномах евреев. Профессор - католик, а при некотором упрощении разница между протестантизмом и католицизмом сводится к свободе выбора. У католиков загробная судьба человека определяется прижизненными деяниями. Это напоминает судьбу людей в Средиземье, вольных выбирать между добром и злом. У протестантов действует доктрина предопределения: о том, где после смерти окажется индивид, решается при его рождении, а мирское положение человека (богатство или бедность) позволяет понять, благосклонны ли к нему небеса. Существуют успешные протестанты (американцы, британцы) - это аналог эльфов. Есть неуспешные (венгры, немцы - Толкин писал под впечатлением от ВМВ) - они стали прообразом орков.
Иудаизм на загробной жизни внимание не заостряет, поэтому гномы профессора почти безразличны к злу и добру.

Reply


Leave a comment

Up