Исполнить приказ 66 - последний эпизод Саги

Jan 03, 2021 17:00



Солдаты армии США и герои их детства - клоны Галактической республики.

Близится инаугурация новоизбранного американского президента. Некоторые авторы - привыкшие подвергать сомнению официальную информацию - склонны полагать, будто в последний момент сторонники Дональда Трампа устроят политический демарш и вызовут пересмотр результатов выборов - законными методами, конечно. Наиболее смелые из них не исключают и противозаконного решения: все еще подчиненные Трампу войска произведут ни то переворот, ни то контрпереворт и вынудят демократов признать фальсификации.

Вмешательство армии во внутренний конфликт федерального уровня - вещь по американским меркам почти немыслимая. Во всяком случае, если оставить в стороне закулисные манипуляции, о коих можно судить лишь по косвенным признакам, со времени окончания Гражданской войны действует традиция невмешательства. Это прекрасно известно. В гораздо меньшей степени наблюдатели отдают себе отчет в том, что последние 15 лет вопрос взаимоотношения армии и республиканских институтов стал центральным в американской массовой культуре.

У многих стран есть национальный эпос. Во времена античности предпочитали заучивать Илиаду - ныне речь может идти о цикле романов и фильмов, чьи персонажи близки огромной аудитории. Чьи идеалы понятны целым народам. Чьи проблемы волнуют население обширных стран.
Так “Гарри Потер” стал эпосом Англии, а “Бэтмен” - американским национальным героем. Трудно сказать, в какой мере “Властелин колец” - именно британская легенда, ведь объединенный сим брендом набор рукописей и фильмов может считаться общим западным мифом. Впрочем, все согласятся, что эпос современных США - это “Звездные войны”.

Вселенная, основанная Джорджем Лукасом, возникла 43 года назад и продолжает расширяться. Три трилогии основных фильмов, несколько побочных картин, целый ряд сериалов, включая анимационные, сотни книг. Третье поколение американцев частичкой своего сознания живет в далекой галактике, существовавшей много лет назад. Последнюю трилогию, начавшую выходить в 2015-ом году, смотрели уже внуки тех, кто осаждал кинотеатры в далеком 1977-ом.

С момента “Большого взрыва” уровень политизации вымышленной вселенной неуклонно возрастал. Зрители конца 70-ых увидели абстрактную героическую сагу, апеллирующую к ноткам, заложенным в распространенных мифах. Политический подтекст просматривался разве что в фоне, на котором действовал герой - гигантская галактическая империя, чьи офицеры разговаривают с британским акцентом, и повстанцы, так похожие на американцев.
Еще до выхода фильма была опубликована книга, описывающая события будущей картины. Она вкратце коснулась истории этой таинственной империи - читатели узнали, что монархия сменила республику, чей канцлер погряз в коррупции и провозгласил себя императором. Помимо аллюзии на эпоху Юлия Цезаря современники уловили намек на американский политический кризис - за два года до публикации президент Никсон (кстати, республиканец), покинул свой пост в результате “Уотергейтского скандала”.

Два десятилетия “Звездные войны” оставались вне политики. Многочисленные книги - их авторы платили Лукасу за бренд - описывали космические баталии и незамысловатые интриги, но почти не касались важных для Америки тем. Затем наступил 1999-ый год.
В этом году стартовала вторая трилогия, повествующая о падении республики. Цифровые технологии шагнули вперед - и вместо угловатых звездолетов в серых тонах зритель увидел буйство красок и населенные инопланетянами города. Не менее яркой оказалась череда интриг, приведших к смене галактического строя.



Рональд Рейган, сенатор Ньютон (Ньют) Гингрич и глава Торговой Федерации рептилоид Ньют Ганрей.

Опишем вкратце события первой серии новой трилогии. Амбициозный сенатор подталкивает могущественную корпорацию (частные фирмы легально обладают вооруженной силой) совершить нападение на свой избирательный округ. Следует политический скандал. Пользуясь неспособностью канцлера разрешить кризис, наш герой провоцирует вотум недоверия главе Галактической республики и избирается на его место.
Помимо политической интриги любопытна и личность главы агрессивной корпорации. Во-первых, он был рептилоидом. Во-вторых, его прозвище склеили из фамилии Рональда Рейгана (опять же, республиканца) и имени Ньютона Гингрича - идеолога Республиканской партии и (какое совпадение!) инициатора импичмента президента Клинтона. Еще Гингрич прославился торпедированием программы увеличения социальных расходов.
Не совсем ясно, что имел в виду Лукас: то ли сами республиканцы подтачивают устои общества, то ли их используют втемную еще более зловещие силы.

В 2002-ом вышла вторая серия - “Атака клонов”. Краткое содержание: знакомый читателю сенатор, ставший уже канцлером, провоцирует отделение от Республики части провинций и начинает с ними гражданскую войну. Для руководства обороной он требует у сената расширенных полномочий, каковые, разумеется, получает. Поскольку воевать Республике было нечем - за неимением внешних врагов она почти лишена вооруженных сил - на защиту демократии ставят взявшуюся непонятно откуда армию клонов. Для верности их возглавляют преданные республике офицеры.

В 2005-ом наступает развязка. Вот сюжет серии, завершившей трилогию: полчища сепаратистов осаждают столицу, и общественность убеждается в том, что система прогнила. Тем не менее, возглавляющий ее канцлер виртуозно выходит сухим из воды (его берут в плен, а затем отбивают) и направляет недовольство сограждан на преданных республике офицеров. По тайным каналам злодей дает им понять, что намерен узурпировать власть, и тем самым провоцирует патриотов на упреждающий удар. Выступление проваливается, а канцлер получает легальную возможность обвинить руководство армии в попытке мятежа.
Выясняется, что в мозгу у каждого клона заложен чип, принуждающий его в случае бунта расстрелять своего командира. Послушные клоны уничтожают преданных Республике офицеров, а сенат передает узурпатору новые полномочия и провозглашает его императором.

Воюющие с республикой сепаратисты тоже оказывается марионетками и прекращают сопротивление по первому свистку. В ходе смачной сцены рептилоида имени Рейгана-Гингрича - оказавшегося в их руководстве - изрубают на мясо катаной. До конца жизни он прибывает в уверенности, что взявший власть император вознаградит его за сотрудничество.

Итак, что увидит американский зритель, посмотревший “Звездные войны”?
- Во-первых, угроза строю Соединенных Штатов исходит от правого крыла республиканцев.
- Во-вторых, республиканцы используются как таран более зловещими силами, спаянными не рыночным интересом, а идеологией: в фильме канцлер-узурпатор принадлежит к странной мизантропской секте.
- В-третьих, представитель зловещих сил возглавляет формально противостоящую республиканцам партию. Получается, он демократ.
- В-четвертых (самое важное), военный переворот, приводящий страну к катастрофе, организуют сторонники партии, к которой формально принадлежит будущий узурпатор. И действуют они в попытке его остановить. Здесь возможно смешение понятий, и имелись в виду как умеренные демократы, так и умеренные республиканцы.
- В-пятых, сам по себе переворот не приводит республику к краху. Он становится губительным лишь в результате провала. Но на провал он обречен, ибо рядовой состав запрограммирован на защиту конституционного строя.

Подведем итоги.
1. Чтобы узурпация власти не состоялась, высшим офицерам следует до последнего избегать силового решения.
2. Если переворот уже начат, рядовым лучше сотрудничать с заговорщиками.

Как видно, фильм содержит послание двум различным аудиториям, требуя от них разного.

В 2008-ом году, через три года после завершения трилогии, студия Лукаса начала производство сериала “Войны клонов”, повествующего о ходе галактической бойни. Двадцатиминутные серии, выполненные без участия актеров посредством компьютерной графики, показали ход конфликта глазами рядовых. Двадцать с лишним серий в год на протяжении шести лет - с 2008-го по 2013-ый. Достаточно для того, чтобы, как и в случае с Гарри Потером, целое поколение детей успело вместе с клонами повзрослеть. Сейчас это поколение занимает низшие посты в вооруженных силах США.

Из года в год сериал становился все менее детским и ставил перед взрослеющими зрителями серьезные этические задачи, предлагая решения. Вот клон, предавший за деньги своих товарищей - понятное дело, он арестован.
А вот и клон дезертир - его отряд был уничтожен, а сам он брошен умирать на далекой планете. Но солдат выжил, сошелся с местными и завел семью. Нужно ли его возвращать в армию насильно? Боевой офицер жалеет беглеца и не докладывает о нем начальству.
Еще один клон, он догматично следует приказам и не позволяет арестовать своего генерала, работающего на противника - речь об эпизоде задолго до переворота. Впрочем, когда генерал-изменник разоблачен и взят под стражу, он с досады казнит бывшего командира, что подается как излишество.
Или вот случай -чип в мозгу солдата сработал преждевременно. Клон убивает своего офицера в гуще боя. Он был хорошим военным, и товарищи понимают, что с ним что-то не так. Они пытаются исследовать его и даже спасти.
Наиболее инициативные клоны - они догадываются о вредности чипа и удаляют его из головы.

Если верить авторам, утверждающим, что Америка балансирует на грани государственного переворота, многим военнослужащим придется вспомнить моральные уроки из детства.

Кстати, в начале 2020-го года после многолетнего перерыва был снят финальный сезон. В нем показаны действия группы клонов в момент получения директивы об уничтожении офицеров - “приказа 66”. Будучи не в силах застрелить своего генерала, солдаты перехватывают управление над кораблем, на котором находится их командир, и разбивают судно о поверхность планеты. Все они погибают.



При демократии иногда обсуждают даже приказы. Американцы показали своим военным могилы тех, кто этого делать не стал.

Звездные войны, США

Previous post Next post
Up