ГЕЙМЕРЫ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ

Apr 03, 2018 21:11




Поскольку отношения между Западом и Россией продолжают ухудшатся самое время посмотреть, чем Холодная война 2.0 может обернуться для компьютерных и консольных игроков. Ибо, как говорил Троцкий «Если ты не думаешь о войне, то война думает о тебе». Ниже я написал три сценария дальнейшей эволюции российской игровой индустрии и российского игрового рынка в условиях продолжающихся санкций. Чем выше номер сценария, тем страшнее он выглядит на фоне текущих событий. Игрокам хотелось бы избежать любого, из указанных ниже сценариев, но поскольку у руля стоит безумное поколение 50-ых (и тут и там) мы должны быть готовы к любому развитию событий. Прежде чем к рулю встанут выходцы из следующего поколения управленцев (поздние X-ы или ксениалы) мы пройдем половину пути по дороге Ядерного апокалипсиса.

Сценарий 1. Китайский вариант - внутренняя блокада

Политическая ситуация: Рост социальных протестов, закручивание гаек государством, дальнейшая экспансия государства на интернет. Рост телекоммуникационных монополий. Относительно стабильная международная обстановка (то есть, не хуже, чем сейчас).

Данный сценарий предусматривает, что Россия вводит самосанкции и блокирует многие игровые сервисы извне (это расширенная реализация действующего сценария блокировки русского сегмента интернета и его отрыв от западного информационного пространства в целях обеспечения контроля за социальными сетями и мессенджерами).

Первыми под удар самосанкций попадут проекты в духе Tom Clancy’s Division, а также игры, в которых Россия предстает как агрессор. Скорее всего, в ответ на предпринятую блокировку западные игростроительные конторы не будут вводить никаких ответных мер. Однако, голова на плечах есть далеко не у всех, так что ответный блокинг российских игров может иметь место, если не у французов, то хотя бы у Англичан или Американцев.

Для преодоления последствий данного сценария придется учится использовать системы обхода блокировки. Подобное поведение будет считаться допустимым, пока государство не начнет охоту за шифрованным траффиком и любителями получения запрещенного контента.

Большая часть западных игр западных игровых сервисов в этом сценарии будет доступна. Под ударом окажутся сервисы и игры в которых Россия предстает в виде агрессора.

Переход из действующего Сценария 1 стандартный режим работы (для сервисов) займет не более 6-12 месяцев. То есть, данный сценарий легко откатить, нормализовав информационное пространство.



Сценарий 1 может завершится разрядкой.
Сценарий 2. Иранский вариант - внешняя блокада

Политическая ситуация: Нарастание конфликта между Западом и Россией. Полный коллапс отношений с США, Великобританией и Западной Европой. Нарастание военной конфронтации в восточной Европе.  Полноценная гонка вооружений.  Активная идеологическая борьба. Приемлемые отношения с Востоком.

В случае серьезного ухудшения отношений между РФ и Западом (до уровня начала 80-ых годов XX века), Россия может оказаться в положении современного Ирана, что в свою очередь означает:
- Отключение от SWIFT
- Уход VISA и Mastercard из России
- Недоступность западных систем биллинга для русских платежных систем
- Блокировка игровых сервисов для русских пользователей
- Уход западных издательств с российского рынка

Частично в этом сценарии пребывает современный Крым и это, вполне вероятно, наше возможное будущее. В этом будущем Российские игроки не смогут использовать Steam, UPlay, Playstation Network и их аналоги. Мягкий вариант сценария предполагает, что Запад блокирует русским игрокам доступ к своим система. Более жёсткий вариант сценария будет связан с тем, что мы не сможем оплатить виртуальные покупки в западных магазинах.

Фактически, Россия вернется в 90-ые. Игроки станут играть в физические версии консольных игр. В онлайне вымрут все проекты, сервера которых находятся за пределами РФ. Электронные магазины игр или станут вообще недоступными или мы сможем использовать их, как витрины, обеспечивающие доступ лишь к старым развлечениям. Вновь поднимет голову компьютерное пиратство. При этом играть в новинки мы будем через 6-12 месяцев после их релиза, когда добрые пираты смогут отвязать от игр Denuvo (впрочем, данный сценарий активизирует попытки взлома Денувы российской хакерской сценой).

Доступ к электронным версиям западных игр, скорее всего, будет потерян. Есть вероятность входа на отечественный рынок большого числа китайских и корейских проектов. Если мы не поссоримся с Японией, игры для PS4 останутся на рынке, но на XBOX-овых программах можно будет поставить крест.

Сценарий 2, скорее всего, приведет к полному краху индустрии видеоигр в РФ. Выбираться из этого коллапса мы будем годами (если не десятилетиями). Доступа к новым системам развлечения и новым играм у нас не будет вообще, или он будет серьезно ограничен. Учитывая факт гонки вооружений, средств на создание игр внутри России не будет. Немногочисленные русские игры будут представителями инди-сцены. Оставшиеся разработчики массово перетекут на запад.

Учитывая упертость нашего и западного руководства (в основном состоящего из стареющих людей докомпьютерной эпохи, мы сможем столкнуться с полномасштабной реализацией сценария 2 до конца 4-го срока ВВП).



Внешняя блокада может быть долгой. Пика напряженности такой сценарий достигнет через 10-15 лет.
Сценарий 3. Южно-Африканский вариант - полная изоляция страны, Россия против всех

Политическая ситуация: Локальный военный конфликт (или прокси-столкновения большой интенсивности) между западом и Россией. Железный занавес 2.0 и выездные визы в РФ. Отношения с Японией или Китаем разрушены, или зашли в тупик. Серьезное нарастание социального напряжения внутри страны. Активная милитаризация всех сфер государства.

Данный сценарий реализуется только в том случае, если Холодная война 2.0 превратится в серию горячих конфликтов между Россией, странами Запада или их восточными Союзниками. В этой реальности культурно-информационная связность между государствами западной и восточной Европы будет полностью разрушена. Единый интернет распадется на несколько закрытых сегментов, выход за пределы, которых, физически, будет отсутствовать. Окончательно развалится система межгосударственной электронной торговли, банковская система вернётся в реалии Холодной войны 80-ых. Будет блокирован доступ ко всем западным электронным магазинам и сервисам, как изнутри, так и снаружи страны. Социальные сети и мессенджеры окажутся под колпаком государственных подразделений контроля и пропаганды.

Игроки смогут пользоваться лишь теми программами и сервисами, которые сможет предоставить им родная империя. Учитывая, что львиная доля государственных ресурсов будет уходить на создание нового оружия и поддержку стран сателлитов (бедных африканских и азиатских диктатур с большими запросами), средств на развитие компьютерных игр не останется в принципе. Хуже того, отставание в этой сфере будет только нарастать, ибо единственным искусством, интересующим государство, окажется кино.

Данный сценарий подразумевает полную деградацию развлекательной ИТ сферы в стране, тотальное разрушение индустрии компьютерных игр и нарастающее отставание от запада в данной области развлечений. Доступ к новым играм будет идти только через пиратские каналы, через Даркнет и через немногочисленных людей, которые бывали ТАМ (точно также, как во времена позднего СССР). Обмен играми (и даже бартер игр) станут объективной реальностью. Консольный гейминг вообще исчезнет как класс, у нас не будет ни средств, ни возможностей покупать консоли и игры за 60 баксов. Более того, из-за дороговизны вычислительной техники возможно восстановление советских практик игры на предприятиях и связанная с ней деградация домашних вычислительных систем (на новые железки опять же не будет денег).



В случае реализации третьего сценария, мир на десятилетия станет пространством больших и малых войн.
В случае потепления отношений выбираться из описываемого провала придется десятилетиями. Да, компьютеры мы сможем получить быстро, но на их покупку домой, опять-таки, не будет денег. Восстановление связей с внешними сервисами растянется на годы. И опять же, никто не гарантирует, что это случится на нашей памяти, ибо предыдущая Холодная война шла 45 лет - ее начало одно поколение людей, а закончило другое.

Самое ужасное, что сценарий 3 может привести к реальности глобальной войны, где победителей вообщем-то не будет.  Мы должны учитывать и эту возможность, ибо уровень договороспособности государственных элит находится на минимальном уровне за долгие десятилетия.

02.04.18
(с) Илья Садчиков

uk, games, ww3, cold war, apocalypse

Previous post Next post
Up