Санкт-Петербург. Вид на дом 104 по набережной реки Мойки со стороны набережной Крюкова канала.
Ряды градозащитных организаций Санкт-Петербурга пополняются. Гражданские активисты, ведущие борьбу за сохранение исторического центра Санкт-Петербурга в Северной Коломне и в кварталах, прилегающих к Новой Голландии, решили объединиться в группу «Мойка 104» и координировать свои усилия.
О целях и задачах «Мойки 104» мы рассчитываем в ближайшее время подробнее расспросить её координаторов и активистов, среди которых есть журналисты и юристы, историки и предприниматели, архитекторы и строители, филологи, врачи, люди творческих профессий. Читатели помнят, что наш журнал регулярно освещал борьбу жителей и градозащитников против незаконной стройки на участке по набережной р. Мойки, 102, формирующем уличный фронт застройки набережных Крюкова канала и Мойки, с действующим режимом охранной зоны ОЗ 1, где некогда располагалось северное крыло знаменитого Литовского замка, а также драматическую историю уничтожения застройщиком фундаментов его башен и корпусов. Не раз мы писали и о борьбе жителей, научной и культурной общественности Санкт-Петербурга за установку мемориальной доски и возвращение охранного статуса дому А. И. Мусина-Пушкина на набережной Мойки, 104, где в конце XVIII века хранились знаменитое «Слово о полку Игореве», Лаврентьевская летопись и другие сокровища отечественной истории и литературы. Публикации журнала, материал для которых предоставляли и активисты «Мойки 104», способствовали объединению жителей вокруг общих интересов и формированию ответственной гражданской позиции.
По словам активистов, непосредственным поводом к созданию группы «Мойки 104» стало активное противодействие горожан планам снятия с охраны исторических зданий в районе Северной Коломны, Галерной и набережной Адмиралтейского канала, что естественным образом расширило круг объектов, нуждающихся в защите, и привлекло в движение новых союзников и единомышленников. Именно жители при поддержке гражданских активистов одними из первых забили тревогу и подняли вопрос о нарушениях законодательства, допущенных при проведении историко-культурной экспертизы зданий, обладающих статусом выявленных объектов культурного наследия.
Санкт-Петербург. Вид на набережную Адмиралтейского канала.
Помимо развёрнутых замечаний, направленных в КГИОП в рамках общественного обсуждения экспертиз, активисты «Мойки 104» обратились в Прокуратуру и в Ассоциацию экспертов с просьбой рассмотреть факты нарушений, допущенных при организации и проведении экспертиз, следствием которых стали ошибочные выводы о необоснованности включения девяти зданий - выявленных объектов культурного наследия в реестр памятников.
Как стало известно, 10 октября 2016 года рабочая группа недавно образованной Ассоциации экспертов на своём первом заседании рассмотрела обращение и материалы экспертиз и по большинству из девяти объектов согласилась с замечаниями, рекомендовав включить их в реестр памятников. Результаты рассмотрения будут направлены Ассоциацией в КГИОП для принятия решения. Соглашаться с рекомендациями Ассоциации экспертов или нет, будет решать возглавляемая председателем КГИОП рабочая группа Совета по сохранению культурного наследия, заседания которой не публичны.
Результаты проверки, проведённой прокуратурой, станут известны позднее. Прокуратуру, в частности, просят проверить контракт от 01.04.2016 № 12/ОК-16, заключённый Комитетом по строительству с ООО «ЛенСтройУправление», на его соответствие требованиям пунктов 7, 9 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 г. N 569, а также действия экспертов на соответствие требованиям пункта 8 и пункта 10 «Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
А уже через несколько дней 18 октября активисты группы «Мойка 104» вместе с другими истцами будут в Куйбышевском районном суде оспаривать заключение комиссии КГИОП по установлению историко-культурной ценности дома А. И. Мусина-Пушкина и распоряжение КГИОП об отказе во включении дома 104 в перечень выявленных объектов культурного наследия. По словам активистов группы, им удалось доказать, что
никакого исследования историко-культурной ценности дома комиссией фактически не проводилось. Иначе невозможно объяснить отсутствие в заключении комиссии важных сведений о выдающихся деятелях отечественной науки, десятилетиями живших и работавших в доме на Мойке на протяжении XVIII-XX веков.
Ситуация вокруг дома А. И. Мусина-Пушкина и вправду складывается двусмысленная если не скандальная: работа комиссии КГИОП по установлению историко-культурной ценности объекта в составе 7 человек под председательством Макарова С.В. и при участии практически всего руководства Комитета предстаёт непрофессиональным заказным действием с заранее известным результатом. При этом само решение было продиктовано не свойствами заявленного объекта, а некими внешними обстоятельствами, внешней ситуацией, при которой охранный статус дома Мусина-Пушкина кому-то сильно мешает.
См. также:
Как комиссия КГИОП устанавливала историко-культурную ценность дома Мусина-ПушкинаСм. также:
Выявление, экспертизу и использование памятников культуры должны осуществлять разные органыСм. также:
Арт Вью Хаус: глянцевая ложь или неудобная правда?См. также:
КГИОП препятствует принятию правительством Санкт-Петербурга решения по дому А. И. Мусина-Пушкина